Слайд 1Стоимость медицинской услуги
Слайд 2УТВЕРЖДАЮ
Министр
здравоохранения
Российской Федерации
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
10.11.1999 г. N 01-23/4-10
ИНСТРУКЦИЯ
ПО РАСЧЕТУ СТОИМОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Слайд 3В стоимость медицинской услуги включаются:
оплата труда, начисления на оплату труда,
медицинские расходы, продукты питания, канцелярские принадлежности, материалы и предметы для
текущих хозяйственных целей, командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, прочие текущие расходы, трансферты населению, а также износ мягкого инвентаря и основных фондов
Слайд 4ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
СТОИМОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
2.1. Расчет стоимости услуг следует
производить на основе фактических расходов учреждения (без расходов будущего периода),
независимо от источника финансирования, с учетом кредиторской задолженности и с корректировкой их на индексы цен или в соответствии с курсом рубля по отношению к свободно конвертируемой валюте. Это позволяет обеспечить ресурсами лечебно - диагностический процесс в соответствии со сложившимися технологическими схемами и уровнем общественно - необходимых затрат.
Слайд 5ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
СТОИМОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
2.2. Для расчета стоимости медицинской
услуги структурные подразделения медицинского учреждения делятся на основные и вспомогательные,
оказываемые услуги - на простые, сложные и комплексные, а расходы учреждения - на прямые и косвенные.
Слайд 6ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
СТОИМОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
2.2.1. К основным подразделениям медицинского
учреждения относятся профильные отделения стационаров, отделения (кабинеты) поликлиник, диагностических центров,
параклинические отделения, в которых пациенту обеспечивается оказание медицинских услуг.
Слайд 7ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
СТОИМОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
2.2.2. К вспомогательным подразделениям относятся
общеучрежденческие службы, обеспечивающие деятельность лечебно - диагностических подразделений (администрация, отдел
кадров, бухгалтерия, кабинет медицинской статистики, регистратура, аптека, стерилизационная, хозяйственные службы и пр.).
Слайд 8ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
СТОИМОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
2.2.3. К прямым расходам относятся
затраты, непосредственно связанные с медицинской услугой и потребляемые в процессе
ее оказания:
- оплата труда основного персонала (см. п.3.1.1);
- начисления на оплату труда основного персонала;
- материальные затраты, потребляемые в процессе оказания медицинской услуги полностью (медикаменты, перевязочные средства, продукты питания, одноразовые медицинские принадлежности и др.);
- износ мягкого инвентаря по основным подразделениям;
- износ медицинского и прочего оборудования, используемого непосредственно в лечебно - диагностическом процессе.
Слайд 9ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
СТОИМОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
2.2.4. К косвенным расходам относятся
те виды затрат, которые необходимы для обеспечения деятельности учреждения, но
не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской услуги:
- оплата труда общеучрежденческого персонала;
- хозяйственные затраты;
- затраты на командировки и служебные разъезды;
- износ мягкого инвентаря во вспомогательных подразделениях;
- амортизация (износ) зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием медицинских услуг.
Перечисленные косвенные затраты относятся на стоимость медицинских услуг через расчетные коэффициенты.
Слайд 10Порог рентабельности:
выручка от реализации продукции (работ, услуг) объекта здравоохранения при
которой не имеет прибылей, ни убытков.
Слайд 11Точка безубыточности
объем продаж продукции (работ, услуг) при которой объект здравоохранения
не имеет прибылей, ни убытков.
Слайд 12Расходные материалы;
Медикаменты;
Заработная плата (при гонорарной системе оплаты).
Налоговые выплаты (налог на
добавленную стоимость и т. п.)
Коммунальные выплаты;
Плата за аренду;
Плата за кредит;
Заработная
плата (при повременной системе оплаты)
Налоговые выплаты (налог на недвижимость и т. п.)
Условно постоянные расходы
Условно переменные расходы
Слайд 13Рентабельность
Цена услуги = 100 руб.
Условно постоянные расходы за 1 услугу
= 60 руб.
Условно переменные расходы всего = 4000 руб.
Условно переменные
расходы за 1 услугу = 40 руб.
Объем услуг предполагаемый = 100
Предполагаемая выручка = 10000
Условно постоянные расходы всего = 6000 руб.
Слайд 14Убыточная деятельность
Цена услуги = 100 руб.
Условно постоянные расходы за 1
услугу = 60 руб.
Условно переменные расходы всего = 4000 руб.
Условно
переменные расходы за 1 услугу = 40 руб.
Объем услуг предполагаемый = 50
Предполагаемая выручка = 5000
Условно постоянные расходы всего = 6000 руб.
Слайд 15Рентабельность + Прибыль
Цена услуги = 100 руб.
Условно постоянные расходы за
1 услугу = 60 руб.
Условно переменные расходы всего = 6000
руб.
Условно переменные расходы за 1 услугу = 40 руб.
Объем услуг предполагаемый = 150
Предполагаемая выручка = 15000
Условно постоянные расходы всего = 6000 руб.
Маржинальный доход = 3000 руб.
Слайд 16 - запас финансовой прочности объекта здравоохранения
Вф – фактическое значение
величины выручки;
Впр – порог рентабельности объекта здравоохранения;
Слайд 17Теоретическая модель оплаты труда
Заработная плата должна быть связана с
результатами труда.
Чем больше и качественнее труд, тем выше заработная плата.
ТРУД`~
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
Заработная плата должна состоять минимум из двух составляющих.
Постоянная часть - Воспроизводственная функция
Переменная часть - Стимулирующая функция
Слайд 18Постоянная часть
Данная часть зарплаты должна восстанавливать затраты физического и умственного
труда усредненного работника с учетом необходимости общества в результатах конкретного
труда.
Эта часть оплаты труда определяется работодателями: государством (в государственных учреждениях), администрацией предприятия, частными предпринимателями.
Слайд 20Изменение размеров должностных окладов (ставок) и надбавок за продолжительность непрерывной
работы производится:
2.7.1. при изменении разряда оплаты труда согласно даты
приказа по учреждению.
2.7.2. при присвоении почетного звания "Народный врач" и "Заслуженный врач" со дня присвоения почетного звания.
Слайд 21Изменение размеров должностных окладов (ставок) и надбавок за продолжительность непрерывной
работы производится:
2.7.3. при присвоении квалификационной категории согласно даты приказа
органа (учреждения), при котором создана аттестационная комиссия.
2.7.4. при присуждении ученой степени со дня вынесения решения о выдаче диплома.
Слайд 22Изменение размеров должностных окладов (ставок) и надбавок за продолжительность непрерывной
работы производится:
2.7.5. при изменении стажа непрерывной работы - со
дня достижения стажа, дающего право на увеличение размера надбавки, если документы, подтверждающие непрерывный стаж находятся в учреждении, или со дня представления необходимого документа, подтверждающего непрерывный стаж.
Слайд 23Надбавки и доплаты
значимости труда той или иной группы работников (участковый
терапевт, педиатр и т.д.);
объема работы (мощность учреждения, занимаемой должности и
т.д.);
характера работы (вида учреждения, занимаемой должности и т.д.);
уровня квалификации работника: образования, стажа работы по специальности, наличия ученой степени или почетного звания "Заслуженный врач РФ", наличия опыта, мастерства;
условия работы (наличие вредности, опасности или других особых условий);
района деятельности учреждения или структурного подразделения, а также от территориального его расположения (сельская или городская местность, район крайнего Севера).
Слайд 24
Факторы влияющие на доход врачей
Пол, возраст, семейное положение, здоровье
Специальность
Физическое усилие
Умственное
усилие
Время
Стресс
Профессиональный уровень
Предприимчивость
Уровень экономики
Правительственное регулирование
Рейтинг профессии
Способ финансир-ия
Объединения врачей
Отношение больных к здоровью
Переговорный
процесс
Экология
Заболеваемость в регионе
Региональный уровень зарплаты
Тип учреждения
Объем выполненной работы
Зарплата врача
Накладные расходы
Внутренние факторы
Внешние факторы
Слайд 25Гонорары за хирургические операции в США (долл.)
Слайд 26Динамика годового дохода врачей ряда стран 1960-1987 гг., долл. США)
Слайд 27Существует четыре основных способа оплаты труда врачей:
гонорар за услугу,
оплата
за случай,
оплата за число больных,
заработок по найму (отработка контрактного
времени).
Слайд 28Оплата гонорар за услугу
Основана на использовании шкалы вознаграждений.
Схема вознаграждений
выражается в виде шкалы относительных ценностей, показывая "вес" каждой процедуры.
Базовая финансовая единица (фактор конверсии) умножается на "вес" каждой процедуры.
Слайд 29Оплата гонорар за услугу на примере Японии
Шкала относительных ценностей, обязательная
для всех врачей страны, расписана по пунктам.
За каждый пункт
в конце 1980-х гг. выплачивалось 4,1 цента (в пересчете на долл. США).
Например, определение рефракции стоило 75 пунктов (3,1 долл.), осмотр глазного дна обоих глаз - 110 пунктов (4,6 долл.), экстракция катаракты - 13831 пунктов (578 долл.), и т.д.
Если в практике врача появляется новая методика, не включенная в шкалу гонораров, врач сам назначает стоимость процедуры.
Слайд 30Подушевая оплата
При подушевой оплате каждый застрахованный находится в списках врача
общей практики. Страховой фонд платит врачу фиксированный ежегодный (поквартальный) счет
за каждого подписчика, независимо от требуемой помощи (предоплата). Врач получает деньги дополнительно за лиц старше 60 лет, за работу в ночное и внеурочное время, за работу в отдаленных и сельских районах. На заработную плату врача влияет также стаж работы, его квалификация.
Слайд 31Подушевая оплата
Кроме того, врач общей практики получает дополнительные средства на
аренду помещения, выплату налогов, содержание вспомогательного персонала, за оказание дополнительных
медицинских услуг (например, прививки).
Слайд 32Повременная оплата или система должностного оклада
- это выплата фиксированной суммы
за отработанное время, независимо от качества и количества выполненной работы.
Достоинством такой системы оплаты является доступность медицинской помощи, относительная дешевизна, жесткая регламентация рабочего времени.
Слайд 33Повременная оплата или система должностного оклада
Однако масса негативных моментов все-таки
перевешивает достоинства:
отсутствует заинтересованность врачей в качестве помощи;
снижается профилактическая
работа;
увеличивается время ожидания помощи, очереди на прием и госпитализацию;
неудовлетворенность и больных, и медицинских работников.
Слайд 34Дополнительные источники финансирования здравоохранения
Слайд 35Производитель медицинских услуг
Финансово-кредитное учреждение
Частный инвестор
Заем (кредит), выпуск акций
Возврат займа (кредита)
+ проценты
или дивиденды
Сроки возврата
Гарантии возврата
Размер процента
Заем (кредит), выпуск акций
Возврат займа
(кредита) + проценты
или дивиденды
Сроки возврата
Гарантии возврата
Размер процента
Другие участники рынка
Слайд 36Бизнес план
представляет собой программу развития хозяйствующего субъекта, которая разрабатывается при
создании новых хозяйствующих субъектов, при изменении направлений их деятельности, а
также при качественных изменениях в развитии хозяйствующего субъекта.
Слайд 37Этапы составления бизнес плана.
Концепция бизнеса
Описание объекта здравоохранения и ситуация
в настоящее время
Характеристика предмета бизнеса, включая описание предлагаемых медицинских услуг
или продукции
Рынки и конкуренция
Организационный план, в том числе правовое обеспечение (для вновь организуемых объектов здравоохранения)
План производства медицинских услуг (продукции)
План маркетинговых действий
Потенциальные риски
Финансовый план и финансовая стратегия
Слайд 38Преамбула
Характер предполагаемой деятельности.
От кого исходит предложение.
Где и как
предполагается осуществить проект.
Основная(ые) группы потребителей.
Цели предполагаемого проекта.
Сильные стороны проекта.
Размер предполагаемых
инвестиций.
Время окупаемости проекта, его рентабельность и сроки возвратности кредита.
Разделение рисков.
Слайд 39Описание объекта здравоохранения
С - сильные стороны или анализ преимуществ
(сильных сторон), которые могут лечь в основу обеспечения конкурентоспособности медицинского
учреждения, и являются ориентиром для повышения эффективности работы в области слабых звеньев.
С - слабые стороны или анализ недостатков и выявление узких мест - которые нужно по возможности устранять.
В - поиск и оценки возможностей повышения эффективности комплексной работы своего учреждения или отдельного структурного подразделения.
О - оценка ограничений или возможных "угроз", исходящих из вне, на которые учреждение (фирма) не может непосредственно повлиять, но обязана учесть при стратегическом и оперативном планировании хозяйственной деятельности.