Слайд 1Структура педагогического исследования
Еремкина Ольга Васильевна
доктор педагогических наук, профессор
кафедра педагогики и
менеджмента в образовании
Слайд 2Вопросы:
Базовые структурные компопненты процесса исследования
Параметры исследования, характеризующие базовые компоненты
Результаты исследования
Параметры-характеристики
научного исследования
Слайд 3Базовые структурные компоненты
Проблема
Гипотеза
Методы исследования, как способы проверки гипотезы
Слайд 4 Проблема исследования
Научная проблема – это осознанное противоречие
между запросами к теории и ограниченными возможностями теории (в силу
ее неполноты) в ответе на эти запросы.
Проблема свидетельствует об осознании исследователем запросов практики, представленных в проблемной ситуации, понимание того, что в науке нет необходимых ответов и научное знание неполно.
Проблемная ситуация порождает проблему.
Любое педагогическое исследование в основе имеет исходную позицию - научную проблему.
Слайд 5Вопросы для обсуждения:
Какие проблемы в жизни, практике вашей профессиональной деятельности
задевают, волнуют вас?
Какие из этих проблем являются педагогическими?
Можно ли решить
проблемы, названные вами, с помощью распоряжений, организации каких-либо официальных мероприятий?
Попробуйте сформулировать для себя наиболее интересную педагогическую проблему.
Какая проблемная ситуация характерна для нее?
Слайд 6 Проблемный вопрос:
Всегда ли практическое противоречие
порождает проблему?
В каких случаях практические противоречия не стимулируют научный поиск?
Слайд 7Практические проблемы не стимулируют научный поиск если:
для их разрешения не
требуется научного поиска, а противоречие лежит в плоскости недостатка реальных
действий со стороны каких-либо участников педагогического процесса;
проблема может быть разрешена при соответствующем финансировании;
проблема решается за счет организационных преобразований и т.д.
Слайд 8Проблема
Исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения.
Формулируя
проблему, исследователь отвечает на вопросы: "Что надо изучить из того,
что раньше не было изучено?« «Какие действия следует предпринять, чтобы проблема могла быть разрешена?
Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают обоснование актуальности исследования, ответ на вопрос: почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?
Слайд 9Проблема, проблемная ситуация, противоречия
Противоречия характеризуют и раскрывают сущность проблемной ситуации.
В
проблеме отражаются пути выхода из проблемной ситуации.
Проблемная ситуация – это
осознанное затруднение, которое не может быть разрешено без дополнительного научного исследования
Слайд 10 Гипотеза исследования
Гипотеза – это предположение о
путях решения проблемы и ожидаемых результатах. Это гипотетическая теория исследуемого
объекта.
Гипотез может быть несколько. Эта аналитическая конструкция называется «полем возможных гипотез».
Создание гипотетической теории - трудоемкая работа, требующая напряжения всех сил и возможностей исследователя. Это процесс творческого поиска!
Гипотеза может изменяться и совершенствоваться в процессе всего исследования.
Слайд 11Гипотеза
Вопросы, которые помогают сформулировать гипотезу:
Что необходимо выяснить, какие предположения следует
проверить, чтобы проблема превратилась в задачу?
Что необходимо доказать, чтобы проблемная
ситуация разрешилась?
Какого рода экспериментальная работа поможет проверить предположение?
Слайд 12Методы исследования
Решение поставленных задач и проверка выдвинутых предположений обеспечивается комплексом
взаимодополняющих методов исследования:
методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, системный, моделирования, проектирования,
аналитико-синтетический);
эмпирические (наблюдение, эксперимент, анкетирование); диагностические (стандартизированные методики, тесты);
качественные и количественные методы обработки эмпирических данных, методы статистической обработки.
Слайд 13 Параметры исследования, характеризующие базовые компоненты
Цель исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет
исследования
Слайд 14
Цель исследования:
Это представление о
результате исследования. Что исследователь сделает для того, чтобы гипотезу проверить
Цель
состоит в решении проблемы исследования.
В цели кратко излагается искомый результат, искомое решение проблемы.
Слайд 15Формулируем цель исследования, отвечая на вопрос:
Цель - это представление о
результате. Ставя перед собой цель, человек представляет себе: какой результат
он намерен получить, каким будет этот результат?
Задачи исследования:
это детализированная, «привязанная» к конкретным условиям цель
исследования с ориентацией на его гипотезу.
Два представления о задачах исследования:
это структурно-временные компоненты исследования, отражающие его этапы, выступают планом действия исследователя для достижения результатов исследования;
это структурно-логические компоненты исследования, в точности соответствующие логике исследования, отраженной в проблеме и гипотезе.
Слайд 17Формулируем задачи исследования, отвечая на вопрос:
Намечая логику своего исследования, ученый
формулирует ряд частных исследовательских задач, которые в своей совокупности должны
дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?
Что конкретно необходимо сделать, чтобы разрешить проблему, проверить гипотезу и достигнуть поставленную цель?
Слайд 18Объект и предмет исследования
Объект –это некоторая сфера реальности, представляющая собой
целостную систему.
Предмет – сфера реальности, представляющая собой
часть исследуемого объекта, в отношении которой нет теории или теория не полна
Слайд 19Попробуйте обозначить предмет своего исследования и увидеть объект, без которого
невозможно исследовать предмет
Что вы будете изучать?
В какой более широкой системе
это явление существует?
Чтобы изучить это явление, знание какой более широкой системы (более широкого знания) вам необходимо представлять?
Предмет всегда как узкая часть педагогического знания находится внутри более широкой сферы знаний (объекта) и понимание и исследование предмета невозможно без понимания объекта.
Слайд 20Объект и предмет исследования
Определяя объект исследования, следует дать ответ на
вопрос: какая область педагогического знания рассматривается?
А предмет обозначает аспект рассмотрения,
дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование?