Слайд 1ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Преподаватель: Бондаренко Татьяна Сергеевна
bts2809@yandex.ua
Вид контроля: Зачет (по
Болонской системе – буквы, баллы)
Виды занятий: лекция – 10 ч.
(5 лк)
лабораторные работы – 24 ч. (6 л.р.)
Место нахождения: 212/4 (кафедра Информатики и КТ)
402/1 (лаборатория ТСО)
Действует модуль-рейтинговая система (зачет автоматом), если: - выполнены все л.р. (30 Баллов), сданы все ДЗ (45 Баллов), присутствие на лекциях (25 Баллов).
Слайд 2Литература по дисциплине
1. Г. М. Коджаспирова. Технические средства обучения и
методика их использования. Серия: Высшее профессиональное образование: Academia, - 2008,
352 с.
2. Адольф Мелецинек. Инженерная педагогика. – М.: МАДИ (ТУ), 1998. – 185с.
3. Гордиевских В.М., Петухов Д.В. Технические средства обучения: Учеб. пособие. -- Шадринск: ШГПИ, 2006. -152 с.
4. Алексей Журин. Технические средства обучения в современной школе: Пособие для учителя и директора школы. Серия: Школа XXI века: Юнвес, - 2004, 416 с.
5. Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров Технические средства обучения и методика их использования. Учебное пособие. Серия: Высшее образование: Академия, - 2003, 256 с.
Слайд 31. Бондаренко, Тетяна Сергіївна. Технічні засоби навчання [Текст]: конспект лекцій
для студентів інженерно-педагогічних спеціальностей / Т.С. Бондаренко; Укр. інж.-пед. академія. –
Х.: [б.в.], 2012 .– 76 с.
2. Технічні засоби навчання [текст]: методичні вказівки по організації і плануванню самостійної роботи студентів при кредитно-модульній організації навчального процесу денної форми навчання для студентів інженерно-педагогічних спеціальностей / Укр. інж.-пед. академія; упорядн. Т.С. Бондаренко. – Х.: [б.в.], 2012 .– 28 с.
3. Технічні засоби навчання [текст]: методичні вказівки до лабораторних робіт №1-6 для студентів інженерно-педагогічних спеціальностей / Укр. інж.-пед. академія; упорядн. Т.С. Бондаренко. – Х.: [б.в.], 2012 .– 52 с.
Методические указания
(в библиотеке)
Слайд 4Классификация технических средств обучения
Технические средства обучения (ТСО)- совокупность технических устройств
с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и
обработки информации с целью его оптимизации.
Технические средства обучения (ТСО) – это применение дидактических материалов при помощи технических устройств обучения для решения задач в педагогическом процессе.
Дидактические материалы (ДМ) – учебная информация на различного рода носителях, имеющих различную природу строения.
Технические устройства обучения (ТУО) – любые устройства, при помощи которых можно производить обучение. Например, аппараты, тренажеры, макеты, демонтрационные стенды и другие устройства.
Слайд 5Эволюция технологий обучения
I поколение
использование при изложении учебного материала традиционных
средств обучения: доска, мел, лабораторные установки и другие наглядные технические
средства (50-е годы)
II поколение
использование технических средств обучения как дополнение к традиционным наглядным средствам: кадро-, диа-, кинопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны, телевидение (60-е годы)
III поколение
использование средств программированного контроля знаний при проверке качества обучения (как на основе аналоговых устройств, так и цифровых) (70-е годы)
Слайд 6Эволюция технологий обучения
IV поколение
использование компьютеров и автоматизированных обучающих систем
(АОС), реализующих в обучении метод «информирования» и текущий (итоговый) контроль
в диалоге типа «выбор из меню» (80-е годы)
V поколение
использование интеллектуальных педагогических программных средств (ППС) при обучении и контроле, позволяющих формировать индивидуальный дидактический образ обучаемого (90-е годы)
VI поколение
дистанционное образование, информационное образовательное пространство, виртуальные среды
Слайд 7ТРЕБОВАНИЯ
К СРЕДСТВАМ ОБУЧЕНИЯ
функциональные
эстетические
экономические
педагогические
эргономические
Слайд 8Функции ТСО
Коммуникативная
Управленческая
Кумулятивная
Научно-исследовательская
Слайд 9КЛАССИФИКАЦИЯ ТСО
по функциональному
назначению
по принципу
устройства и
работы
по роду обучения
по характеру
воздействия на
органы чувств
по характеру
предъявления
информации
по логике работы
Слайд 10ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ
НАЗНАЧЕНИЮ
передача учебной информации
контроль знаний
тренажер
обучение и самообучение
вспомогательные
комбинированные
Слайд 11ПО ПРИНЦИПУ УСТРОЙСТВА
И РАБОТЫ
механические
электромеханические
оптические
звукотехнические
электронные
комбинированные
Слайд 12ПО РОДУ ОБУЧЕНИЯ
индивидуального
пользования
группового пользования
поточного пользования
Слайд 13
ПО ЛОГИКЕ РАБОТЫ
с линейной программой
работы
с разветвленной программой
работы
ЛИНЕЙНЫЕ –
не зависят от обратной связи;
РАЗВЕТВЛЕННЫЕ – обеспечивают различные режимы работы
в зависимости от качества и объема обратной связи
Слайд 14ПО ХАРАКТЕРУ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА
ОРГАНЫ ЧУВСТВ
визуальные
ТСО
аудиосредства
аудиовизуальные
ТСО
Слайд 15ПО ХАРАКТЕРУ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ
ИНФОРМАЦИИ
экранные
звуковые
экранно-звуковые
Слайд 16Аудиторные технические комплексы
Кабинетная/аудиторная система организации учебного процесса в образовательных
учреждениях способствовала появлению аудиторных технических комплексов. Это помещение, в котором
рабочее место преподавателя/учителя и обучающегося оснащено определенными техническими средствами.
Слайд 17К аудиторному оборудованию такого помещения относят: компьютер, фотокамеру, видеокамеру, видеомагнитофон,
телевизор, принтер, сканер, микрофон, звуковые колонки, информационные сети, программные системы.
Слайд 18К распространенным АТК относят:
Технические центры. Это центры, находящиеся внутри образовательного
учреждения, которые могут передавать по заказам учителей/ педагогов в классы/
аудитории звуковую информацию, учебное кино, учебное видео, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, телепередачи, видеозаписи, иллюстративный материал. На базе такого технического центра можно организовать работу учебной телестудии. Технические центры включают в себя следующие компоненты: систему телевизионно-кабельной связи, систему звуковой связи, мобильный фонд проекционной и звукотехнической аппаратуры.
Слайд 19Компьютерные классы. Включает в себя оборудование рабочего места преподавателя, рабочих
мест учеников, сетевое оборудование, кабели, специальные кабельные каналы на которые
устанавливаются компьютерные розетки. Рабочие места оснащены компьютерами, веб-камерами, наушниками с микрофонами.
Слайд 20 Мультимедийный класс. Построен на базе компьютерного класса путем интегрирования мультимедийного
и другого оборудования (мультимедиа проектор, документ камера, видеомагнитофон, проекционный экран
и т.п.). Такой класс на ряду с возможностями компьютерного класса, выполняет такие функции как: транслирование любых материалов с жесткого диска компьютера на большом экране; транслирование сигнала с документ камеры на большом экране; транслирование видео материалов с видео кассет; транслирование видео материалов с DVD; транслирование материалов с любых CD носителей; подключение и просмотр ТВ каналов; подключение и просмотр спутникового телевидения.
Слайд 21Медиатеки. Это информационные центры, содержащие помимо печатной продукции, аудио- и
видео- материалы (на оптических дисках), компьютерные обучающие программы. При медиатеках
создаются автоматизированные рабочие места для работы с новыми технологиями обучения.
Слайд 22Видеоклассы. Это небольшое помещение, не требующее сильного затемнения, в нем
размещается большой проекционный телевизор, компьютер, принтер, видеомагнитофон, телевизор, видеокамера. Видеофильмы
и все, что делается на компьютере транслируется на аудиторию. Аппаратура устанавливается таким образом, чтобы педагог, работая с ней, видел всю аудиторию. К системе можно подсоединить любую мультимедийную аппаратуру.
Слайд 23 По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15
% речевой информации, когда смотрит - 25 % видимой информации,
когда видит и слушает - 65 % получаемой информации. Необходимость применения ТСО, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна.
Слайд 25Правила создания ДМ
Наглядность – рисунок не должен давать возможности
различного толкования изображения.
Фрагментарность – изображение должно содержать информацию только по
одной, логически законченной, дозе информации.
Достаточные размеры – размеры изображения должны обеспечивать его ясную видимость с последнего ряда зрителей.
Недопустимость перегрузки – дидактический материал не должен быть перегружен сложной деталировкой и пояснениями. В случае если требуется разместить большое количество учебного материала, следует использовать несколько дидактических материалов.
Применение цветовой гаммы – для лучшего различия смежных деталей, следует использовать несколько цветов.
Высокая контрастность – все линии изображения должны быть четкими и иметь достаточную толщину. При необходимости фон делается бледным (на непрозрачных носителях) или полупрозрачным (на прозрачных носителях).
Полное использование площади – следует подбирать масштаб изображения так, чтобы оно было заполнено объектами не менее чем на 75% площади.
Минимум текста – не следует совмещать рисунок и большое количество текста, изображение должно содержать лишь необходимый минимум кратких текстовых пояснений.
Слайд 26Порядок создания графических дидактических материалов
Шаг 1 Определяется количество и тип
объектов на рисунке.
Шаг 2 Определяется вид связей между объектами.
Шаг
3 Определяется компоновка объектов на рисунке и тема дидактического материала.
Шаг 4 Выбирается цветовая гамма изображения.
Слайд 27Шаг 1
Определяется количество и тип объектов на рисунке.
главные – несущие
основную смысловую нагрузку;
– второстепенные – несущие дополнительную смысловую нагрузку;
– равнозначные – несущие
равную смысловую нагрузку и независящие друг от друга.
Слайд 28Шаг 2
Определяется вид связей между объектами
прямая связь – описывает
непосредственную зависимость между объектами;
связь с процессом – описывает действие, выполняемое
одним объектом по отношению к другому.
Слайд 29Шаг 3
Определяется компоновка объектов на рисунке и тема ДМ
От
угла
Слайд 30Шаг 3
Определяется компоновка объектов на рисунке и тема ДМ
От
центра
Слайд 31Шаг 4 Выбирается цветовая гамма изображения
Наиболее гармоничные сочетания цветов:
Желтый –
пурпурно-фиолетовый;
Синий – оранжевый;
Пурпурный – зеленый.
Взаимно повышают выраженность цветов:
Красно-сине-желтый;
Оранжево-фиолетово-зеленый.
Благоприятные для глаз
сочетания цвета фона и цвета объектов:
Черные, синие или зеленые объекты на белом фоне;
Черные объекты на желтом фоне;
Зеленые объекты на красном фоне;
Красные объекты на зеленом фоне.
Слайд 32Шаг 4 Выбирается цветовая гамма изображения
Слайд 33Пример
«Графопроектор предназначен для работы с крупноформатными носителями информации»
Слайд 34Разработка (ДМ) для средств статической проекции (ССП)
Основные параметры экранных
изображений
Нормативная величина ширины экранного изображения (Шн);
Нормативная величина высоты
экранного изображения(Нн)
Слайд 35Основные параметры экранных изображений
Нормативная величина полезного светового потока проектора (Фн)
Вн – нормативная яркость экранного изображения, равная:
для незатемненного помещения, имеющего
на рабочих местах студентов освещенность не менее 20 лк (люкс), Вн = 300 асб (апостильб);
для затемненного помещения Вн =150 асб.
ρ -коэффициент отражения экранного изображения
При проведении расчетов рекомендуется принимать ρ = 0,75
Слайд 36Основные параметры экранных изображений
нормативная величина высоты символа (Нэн)
Нормативная величина
высоты символа на дидактическом материале
Слайд 37Основные параметры экранных изображений
ℓ - расстояние от экрана до проектора
(определяется из соотношения)
где f –фокусное расстояние объектива проектора;
Ш – ширина экранного изображения;
ш – ширина
кадрового окна проектора;
ℓ - расстояние от экрана до проектора.
Слайд 38Максимальные параметры экранных изображений
Максимальная ширина экрана (Шmax)
Максимальная зрительная часть
аудитории Lmax
Слайд 391. Мультимедиапроектор «Epson EMP-S50»
Фокусне расстояние объектива f = 16,6 мм.
Полезный
световой поток Фтх = 1000 лм.
Размеры кадрового окна ш
х h – 1,04 х 0,78 см.
Автоматизация полная.
2. Мультимедиапроектор «BenQ W100»
Фокусне расстояние объектива f = 23,5 мм.
Полезный световой поток Фтх = 1300 лм.
Размеры кадрового окна ш х h – 1 х 0,75 см.
Автоматизация полная.
Мультимедиапроекторы
Предназначены для коллективного просмотра учебных презентаций
Слайд 40 Мультимедийные проекторы
Название «цифровой проектор» связано прежде
всего с обычным ныне применением в таких проекторах цифровых технологий
обработки информации и формирования изображения. До появления цифровых технологий телевизионный аналоговый сигнал проецировался с помощью:
Слайд 41Проекционное оборудование
При проведении конференций, семинаров, собраний, совещаний, учебных курсов и
занятий, лекций, тренингов все большее значение приобретает проекционное оборудование. Проектор
выводя изображение на проекционный экран, позволяет лектору подтверждать свою теоретическую часть видеоизображением, усиливая тем самым общую информативность доклада.
Слайд 42 Мультимедийный проектор – в последнее время незаменимое устройство
не только в бизнесе, но и во всех сферах деятельности
человека, включая образование, развлечения и быт. Сейчас мультимедиа проекторы используются для трансляции фильмов в небольших кинозалах и дома, при показе информации на семинарах в крупных компаниях, на лекциях и практических занятиях в школах и университетах.
Слайд 43Размещение ТСПИ статической проекции в аудиториях
Слайд 44Размещение ТСПИ статической проекции в аудиториях
Слайд 45Общие требования к электронным презентациям
1. Структура
Количество слайдов адекватно
содержанию и продолжительности выступления.
На первом и последнем слайде представлена следующая
информация:
во всех ситуациях
- тема выступления,
- имя (отчество) и фамилия выступающего (полностью);
для учебных курсов — дополнительно
- номер группы,
- название курса,
- инициалы и фамилия преподавателя;
Слайд 46Общие требования к электронным презентациям
для выступлений на конференциях —
дополнительно
- название конференции,
- дата и место проведения конференции,
- название университета
(и факультета);
для деловых презентаций
- контактная информация.
Структура (содержание) презентации отражена на втором слайде.
На предпоследнем слайде (или после каждой цитаты и фотографии) оформлены ссылки на все использованные источники.
Слайд 47Общие требования к электронным презентациям
2. Содержание — соответствует образовательным
целям и организационной форме
3. Текст на слайдах
Текст на
слайде представляет собой опорный конспект (ключевые слова, маркированный или нумерованный список), без полных предложений
Объем текста на слайде — не больше 7 строк
Маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов
Ошибки и опечатки отсутствуют
Отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках
Наиболее важная информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации и т.д.
Слайд 48Общие требования к электронным презентациям
4. Иллюстрации
Иллюстрации служат уместным
и достаточным средством наглядности, помогают наиболее полно раскрыть тему выступления,
не отвлекают от содержания выступления
Использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением
5. Инфографика
Выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию темы и уровню подготовленности аудитории
Слайд 49Общие требования к электронным презентациям
6. Дизайн и настройка
Оформление
слайдов соответствует теме, аудитории и цели выступления, не препятствует восприятию
содержания выступления
Для всех слайдов презентации по возможности используется один и тот же шаблон оформления
Использован кегль не меньше 20 пунктов
Цвета фона и шрифта контрастны (желателен светлый фон)
Шрифт легко читается (нет выделения курсивом, не использован узкий шрифт, шрифт с засечками и т.д.)
Показ слайдов осуществляется по щелчку мыши (не автоматически)
Презентация не перегружена анимационными эффектами
Слайд 50Общие требования к электронным презентациям
7. Требования к устному выступлению:
Презентация служит иллюстрацией к выступлению, но не заменяет его
Выступление не
сводится к чтению текста со слайдов
Выступающий не «соревнуется» со своим иллюстративным материалом (выделяет аудитории достаточно времени на восприятие информации на слайдах)
Выступающий поддерживает визуальный контакт с аудиторией
Слайд 51Общие требования к электронным презентациям
7. Требования к устному выступлению:
Внимание аудитории к важнейшим отрезкам текста привлекается различными способами (устно,
с помощью эффектов анимации, опции «указатель», курсора мыши и т.д.)
При необходимости выступающий может легко перейти к любому слайду своей презентации
Выступающий предоставляет аудитории распечатанные раздаточные материалы до, во время или после выступления
Обязательна нумерация каждого слайда
Слайд 52Общие требования к электронным презентациям
8. Требования к раздаточным материалам,
подготовленным на основе электронной презентации:
Кегль не меньше 28 пунктов
Колонтитулы
(имя и фамилия выступающего; номер группы; тема, выступления; дата выступления; номера страниц) оформлены на том же языке, что и сама электронная презентация.
Последний слайд (одинаковый с первым - титульным) отсутствует
Объем, содержание и оформление раздаточных материалов соответствуют теме выступления
Иллюстративные материалы с большим объемом информации - сложные таблицы, схемы, списки литературы, примеры фрагментов текстов или вычислений - подготовлены с помощью других программ (MS Word, MS Excel и т.д.).
Слайд 53Лекция закончена
Спасибо
за
внимание!