Разделы презентаций


Тема 4. Теория потребительского поведения

Содержание

Теория потребительского поведения Методологические предпосылки современной теории потребительского поведенияПотребители ведут себя на рынке рационально, стремятся достичь максимального результата при ограниченных возможностях. Главный ограничитель потребителя -размер дохода и цены товаров.Свобода потребительского выбора.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 4. Теория потребительского поведения
Вопросы:
1. Закон предельной полезности.
2. Кривые безразличия.

Бюджетная линия.
3. Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения.

Тема 4. Теория потребительского поведенияВопросы:1. Закон предельной полезности.2. Кривые безразличия. Бюджетная линия.3. Равновесие потребителя. Эффект дохода и

Слайд 2Теория потребительского поведения
Методологические предпосылки современной
теории потребительского поведения
Потребители ведут

себя
на рынке рационально,
стремятся достичь
максимального
результата
при ограниченных


возможностях.
Главный ограничитель
потребителя -
размер дохода и цены
товаров.

Свобода
потребительского
выбора.
Никто за потребителя
не должен решать,
какие из предлагаемых
на рынке товаров
ему приобретать,
а какие нет.

Теория потребительского поведения Методологические предпосылки современной теории потребительского поведенияПотребители ведут себя на рынке рационально, стремятся достичь максимального

Слайд 3Теория потребительского поведения
Два подхода к определению полезности
Количественный
(кардиналистский)



У. Джевонс,
К. Менгер,
Л. Вальрас
Порядковый
(ординалистский)

Ф. Эджуорт,
В.

Парето,
Д. Хикс
Теория потребительского поведения Два подхода к определению полезности Количественный (кардиналистский) У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас Порядковый

Слайд 4 Количественная теория полезности
Исходит из того, что потребитель
дает субъективную
оценку

полезности
потребляемых
экономических благ
пытается измерить
полезность
потребляемых благ

Предельная


полезность (MU) –
полезность, извлекаемая
потребителем из
очередной
дополнительной
единицы блага
MU= ∆TU/ ∆ Q i
MU=dTU/ d Q i

Общая
полезность (TU) –
это сумма всех
предельных
полезностей
потребляемых
экономических благ
TU= f (QA , QB, ··· , QN)

Количественная теория полезностиИсходит из того, что потребитель дает субъективную оценку полезности потребляемых экономических благ

Слайд 5Количественная теория полезности
Принципы
Потребности
человека насыщаются
постепенно, т.е.
удовлетворяются
по мере того,

как
используется благо;
общая потребность
при этом возрастает
Переход от неполного


удовлетворения
потребностей к полному
происходит постепенно,
т.е. по мере потребления
интенсивность
потребности
уменьшается

Предельная полезность
носит убывающий характер

Закон убывающей
предельной полезности

Количественная теория полезностиПринципыПотребности человека насыщаются постепенно, т.е. удовлетворяютсяпо мере того, как используется благо; общая потребность при этом

Слайд 6Общая и предельная полезность
Q
0
U
Q
0
U
MU
TU
max

Общая и предельная полезностьQ0UQ0UMUTUmax

Слайд 7Условие равновесия потребителя
Правило максимальной полезности
(условие равновесия потребителя)


или
РА

/РВ = MUA / MUB и т.д.,
т.е. соотношение между предельными


полезностями благ равно
соотношению их цен
Условие равновесия потребителяПравило максимальной полезности (условие равновесия потребителя) или РА /РВ = MUA / MUB и т.д.,т.е.

Слайд 8Условие равновесия потребителя
Отношение MUA/ РA представляет собой прирост общей полезности

в результате увеличения расходов потребителя на товар А на 1

рубль.
Условие равновесия потребителяОтношение MUA/ РA представляет собой прирост общей полезности в результате увеличения расходов потребителя на товар

Слайд 9 Законы количественной теории
Первый закон Госсена - по мере
потребления

новых порций одного и того
же блага его общая полезность

убывает.

Второй закон Госсена: при равновесии
потребителя полезность, получаемая из
последней денежной единицы,
израсходованной на приобретение
какого-либо блага одинакова независимо
от того, на какое благо она потрачена.

Законы количественной теорииПервый закон Госсена - по мере потребления новых порций

Слайд 10Недостатки кардиналистского подхода
Категория полезности слишком
субъективна и не поддается
количественному

измерению.
Не учитываются взаимосвязи между
отдельными благами и их полезностями.


Многие товары связаны друг с другом в
процессе потребления и
целесообразнее рассматривать
полезность всего набора потребляемых
товаров
Недостатки кардиналистского подходаКатегория полезности слишком субъективна и не поддается количественному измерению. Не учитываются взаимосвязи между отдельными благами

Слайд 11Ординалистский подход
Более предпочтительны наборы
товаров, имеющие более высокий
уровень полезности
Потребитель

оценивает не полезность
каждого отдельно взятого блага, а
сравнивает различные

наборы товаров

Главное - не измерение полезности,
а упорядочение различных наборов
товаров по их предпочтительности
для потребителя

Ординалистский подходБолее предпочтительны наборы товаров, имеющие более высокий уровень полезностиПотребитель оценивает не полезность каждого отдельно взятого блага,

Слайд 12Ординалистский подход
Аксиомы
Предположение о сравнимости:
потребитель может сравнить

все товарные
наборы в данный момент времени.
Варианты: х>у, набор

х предпочтительнее;
х<у, набор у предпочтительнее;
х=у, потребитель безразличен в выборе

Транзитивность предпочтения.
Если набор товаров х сравним с набором у,
а у с набором z, то х сравним с z.
Иначе, если х >у, а у>z, то х>z

Ординалистский подходАксиомы   Предположение о сравнимости: потребитель может сравнить все товарные наборы в данный момент времени.

Слайд 13Ординалистский подход
Аксиомы
Аксиома ненасыщения.
Полное насыщение исключено, т.е. ситуация
типа «больше

некуда» не встречается,
поэтому – большее количество товара
всегда предпочитается

меньшему

Аксиома независимости потребителя.
Удовлетворение потребителя зависит только от
количества им потребляемых благ, и не зависит
от потребления других потребителей.
Исключается зависть, страдание, ожидание.

Ординалистский подходАксиомыАксиома ненасыщения. Полное насыщение исключено, т.е. ситуация типа «больше некуда» не встречается, поэтому – большее количество

Слайд 14Ординалистский подход
Кривая безразличия (U) представляет собой совокупность потребительских наборов,

каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя

Ординалистский подход Кривая безразличия (U) представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для

Слайд 15Ординалистский подход
Кривая безразличия

Ординалистский подходКривая безразличия

Слайд 16Ординалистский подход
Замена одного товара другим
характеризуется понятием
«предельная норма замещения»(MRS).


Предельная норма замещения MRSxy
показывает, насколько можно
сократить благо У при

увеличении
потребления блага на единицу, не
изменяя при этом степень
удовлетворения потребностей.
Ординалистский подходЗамена одного товара другим характеризуется понятием «предельная норма замещения»(MRS). Предельная норма замещения MRSxyпоказывает, насколько можно сократить

Слайд 17Ординалистский подход

при U= const




Если потребитель при выборе другого
набора остается на той же кривой
безразличия, то прирост полезности
от добавления товара X равен потере
полезности от изъятия товара Y, т.е.
ΔX · MUx = – ΔY · MUy
- ΔY/ΔX = MUx / MUy = MRSxy.



Ординалистский подход

Слайд 18Свойства кривых безразличия
Через любую точку можно провести
кривую безразличия
Кривые безразличия

никогда не пересекаются
Товарные наборы на кривых безразличия, более
удаленных от

начала координат, предпочтительнее
товарных наборов на менее удаленных кривых

Кривые безразличия имеют отрицательный наклон

Кривые безразличия имеют вогнутую форму

Свойства кривых безразличияЧерез любую точку можно провести кривую безразличияКривые безразличия никогда не пересекаютсяТоварные наборы на кривых безразличия,

Слайд 19Карта кривых безразличия

Карта кривых безразличия

Слайд 20Формы кривых безразличия
а) взаимозаменяемые товары
б) взаимодополняемые товары

Формы кривых безразличия а) взаимозаменяемые товары   б) взаимодополняемые товары

Слайд 21Бюджетное ограничение потребителя
Уравнение бюджетного ограничения:
Ι=Ρх ·X + Ρy ·Υ,
где Ρх

и Ρy цены товаров Х и Y.
Ι- бюджет потребителя

Уравнение бюджетной

линии:
Υ=Ι /Ρy – (Ρx / Ρy) ·X.
Бюджетное ограничение потребителяУравнение бюджетного ограничения:Ι=Ρх ·X + Ρy ·Υ,где Ρх и Ρy цены товаров Х и Y.Ι-

Слайд 22 Бюджетная линия

Бюджетная линия - множество товарных
наборов, удовлетворяющих бюджетному
ограничению

Бюджетная линия Бюджетная линия - множество товарных наборов, удовлетворяющих бюджетному ограничению

Слайд 23Равновесие потребителя

Равновесие потребителя

Слайд 24Равновесие потребителя
Оптимум потребителя:



MRSxy = MUx

/ MUy,
Полное условие равновесия потребителя:

Равновесие потребителяОптимум потребителя:     MRSxy = MUx / MUy,Полное условие равновесия потребителя:

Слайд 25Реакция потребителя на изменение дохода. Кривые Энгеля
. а) линия «доход

– потребление»;
б) кривая Энгеля

Реакция потребителя на изменение дохода.  Кривые Энгеля. а) линия «доход – потребление»; б) кривая Энгеля

Слайд 26Закон Энгеля
Э. Энгель установил, что с ростом доходов структура потребления

изменяется: доля доходов, направляемая на продовольствие, снижается, доля, направляемая на

жилье и связанные с ним расходы, а также на одежду, остается примерно постоянной, а доля других расходов растет.
Закон ЭнгеляЭ. Энгель установил, что с ростом доходов структура потребления изменяется: доля доходов, направляемая на продовольствие, снижается,

Слайд 27Эффект дохода и эффект замещения
Равновесие потребителя изменяется под
влиянием изменения

цен. Снижение цены на
один товар набора вызывает:
увеличение реального
дохода

потребителя

Эффект дохода – изменение объема
спроса, вызванное исключительно
изменением реального дохода при
неизменном реальном доходе.

Эффект дохода и эффект замещенияРавновесие потребителя изменяется под влиянием изменения цен. Снижение цены на один товар набора

Слайд 28Эффект дохода и эффект замещения
Равновесие потребителя изменяется под
влиянием изменения

цен. Снижение цены на
один товар набора вызывает:
желание потребителя заменять

более
дешевым товаром продукты,
которые стали дороже

Эффект замещения – изменение объема
спроса, вызванное исключительно
изменением относительной цены
товара при неизменном реальном доходе

Эффект дохода и эффект замещенияРавновесие потребителя изменяется под влиянием изменения цен. Снижение цены на один товар набора

Слайд 29Эффект дохода и эффект замены по Хиксу

Эффект дохода и эффект замены по Хиксу

Слайд 30Эффекты дохода и замены по Слуцкому при снижении цены товара

X

Эффект замены Эффект дохода

Линия Слуцкого

Эффекты дохода и замены по Слуцкому при снижении цены  товара XЭффект замены

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика