Разделы презентаций


Тема лекции: Основы теории культуры

Содержание

План лекции:Проблема определения культурыСтруктура культурыФункции культуры

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Тема лекции: «Основы теории культуры»

Тема лекции: «Основы теории культуры»

Слайд 2План лекции:
Проблема определения культуры
Структура культуры
Функции культуры

План лекции:Проблема определения культурыСтруктура культурыФункции культуры

Слайд 31. Проблема определения культуры
Культура – возделывание, взращивание человеческой души
«Тускуланские

беседы», 45 г. до н.э.
М.Т.Цицерон

1. Проблема определения культурыКультура – возделывание, взращивание человеческой души «Тускуланские беседы», 45 г. до н.э. М.Т.Цицерон

Слайд 4Деятельностный подход (Н.Злобин)
«Культура – многообразие предметной деятельности, в которой человек

находит и творит себя как мыслящего, разумного субъекта»

Деятельностный подход (Н.Злобин)«Культура – многообразие предметной деятельности, в которой человек находит и творит себя как мыслящего, разумного

Слайд 5Исторический подход (И.Г.Гердер)
«Культура – явление историческое, изменяющееся и развивающееся вместе

с трансформацией человеческого общества»

Исторический подход (И.Г.Гердер)«Культура – явление историческое, изменяющееся и развивающееся вместе с трансформацией человеческого общества»

Слайд 6Социологический подход (П.А.Сорокин)
«Культура – ценностная система, определяющая вектор общественного развития»

Социологический подход (П.А.Сорокин)«Культура – ценностная система, определяющая вектор общественного развития»

Слайд 7Аксиологический (ценностный) подход (Г.Риккерт)
«Культура – это определенная система ценностей»

Аксиологический (ценностный) подход (Г.Риккерт)«Культура – это определенная система ценностей»

Слайд 8Семиотический (знаковый) подход (Ю.М.Лотман, Р.Барт)
«Культура - открытая знаковая система, чтобы

её расшифровать, необходимо знание кодов, одним из которых является язык»

Семиотический (знаковый) подход (Ю.М.Лотман, Р.Барт)«Культура - открытая знаковая система, чтобы её расшифровать, необходимо знание кодов, одним из

Слайд 9Игровой подход (Й.Хейзинга)
«Культура – свободная, творческая, неутилитарная, близкая игровой

деятельность»

Игровой подход (Й.Хейзинга)«Культура – свободная, творческая,  неутилитарная, близкая игровой  деятельность»

Слайд 10Символический подход (Э.Кассирер)
«Культура – это искусственный мир, созданный людьми и

выраженный определенными символами, а человек – животное, создающее символы»

Символический подход (Э.Кассирер)«Культура – это искусственный мир, созданный людьми и выраженный определенными символами, а человек – животное,

Слайд 11Этический подход (И.Кант, М.Ганди)
«Культура – не только истина, добро и

красота, но главное – мораль и нравственность»

Этический подход (И.Кант, М.Ганди)«Культура – не только истина, добро и красота, но главное – мораль и нравственность»

Слайд 12Натуралистический подход (Вольтер, Руссо)
«Культура – это средство осуществления господства над

природой»

Натуралистический подход  (Вольтер, Руссо)«Культура – это средство осуществления господства над природой»

Слайд 13Эволюционный подход (Л.А.Уайт)
«Культура – эти постепенное развитие материальных и духовных

ценностей от менее совершенных к более совершенным»

Эволюционный подход (Л.А.Уайт)«Культура – эти постепенное развитие материальных и духовных ценностей от менее совершенных к более совершенным»

Слайд 14Материалистический подход (К.Маркс, Ф.Энгельс)
«Материальное производство и материальная культура рассматриваются как

определяющие по отношению к духовной ее составляющей и обеспечивающие прогрессивное

развитие общества»
Материалистический подход (К.Маркс, Ф.Энгельс)«Материальное производство и материальная культура рассматриваются как определяющие по отношению к духовной ее составляющей

Слайд 15Психоаналитический подход (З.Фрейд)
«Культура – результат сублимаций влечений»

Психоаналитический подход (З.Фрейд)«Культура – результат сублимаций влечений»

Слайд 16Оригинальная концепция культуры (Н.Бердяев)
«Только культура, в которой есть религиозная глубина,

всегда стремится к воскрешению»

Оригинальная концепция культуры (Н.Бердяев)«Только культура, в которой есть религиозная глубина, всегда стремится к воскрешению»

Слайд 17Вывод:
«Культура – это определенный способ организации человеческой деятельности, представленный системой

материальных и духовных ценностей и социокультурных норм, а также сам

процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни»
Вывод:«Культура – это определенный способ организации человеческой деятельности, представленный системой материальных и духовных ценностей и социокультурных норм,

Слайд 182) Структура культуры
Классификация по качеству и характеру сознания, производимого культурой
2.

Классификация по носителю культуры
3. Классификация по многообразию человеческой деятельности

2) Структура культурыКлассификация по качеству и характеру сознания, производимого культурой2. Классификация по носителю культуры3. Классификация по многообразию

Слайд 19 Классификация по качеству и характеру сознания, производимого культурой
Массовая (продукты? потребители?)
Элитарная

(продукты? потребители?)

Классификация по качеству и характеру сознания, производимого культуройМассовая (продукты? потребители?)Элитарная (продукты? потребители?)

Слайд 20 Классификация по носителю культуры
Субкультура
Контркультура

Классификация  по носителю культуры  СубкультураКонтркультура

Слайд 21Классификация по многообразию человеческой деятельности
Материальная
Духовная

Классификация по многообразию человеческой деятельности  МатериальнаяДуховная

Слайд 223) Функции культуры
Гуманистическая
Информационная
Познавательная
Коммуникативная.
Нормативная (регулятивная)
Знаковая (семиотическая)
Ценностная (аксиологическая)
Адаптационная

3) Функции культуры ГуманистическаяИнформационная ПознавательнаяКоммуникативная.  Нормативная (регулятивная)Знаковая (семиотическая)Ценностная (аксиологическая)Адаптационная

Слайд 23Семинар: «Культурологическое знание второй половины XIX-XX вв. (Основные научные подходы)»
Тематика

докладов:
1. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского
Литература: 3 (с.72-76); 5 (с. 477-482);

6 (с.39-40), 160;
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2003.
2. Концепция «кризиса культуры» О.Шпенглера
Литература: 2 (с.368-372); 3 (с.146-148); 4 (с.35-36); 5 (с.482-492); 6 (с.40-41; с.160-161)
Шпенглер О. Закат Европы. М., 1991-1998. Т. 1-2.
3. Концепция локальных цивилизаций А.Тойнби
Литература: 2 (с.372-376); 3 (с.58-68); 5 (с. 492-503); 6(с.41, 161);
Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М., 1991.

Семинар: «Культурологическое знание второй половины XIX-XX вв.  (Основные научные подходы)» Тематика докладов:1. Теория культурно-исторических типов Н.Я.ДанилевскогоЛитература:

Слайд 24Тематика докладов:
4. Психоаналитическая концепция культуры З.Фрейда
Литература: 2 (с.295-298); 4 (с.41-42);

6 (с.42-43)

Фрейд З. Толкование сновидений. Ереван, 1991.
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.
Фрейд З. «Я» и «Оно»:Труды разных лет.Тбилиси,1991. Т. 1-2.
5. Концепция коллективного бессознательного К.Юнга
Литература: 2 (с.299-303); 4 (с.42-43); 6 (с.42-43)
Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1995.
6. Игровая концепция культуры Й.Хейзинга
Литература: 1 (с.72-77); 2 (с.448-455)
Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.
7. Концепция осевого времени К.Ясперса
Литература: 1 (с.81-82); 4 (с.143-148); 6 (с.41-42)
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.


Тематика докладов:4. Психоаналитическая концепция культуры З.ФрейдаЛитература: 2 (с.295-298); 4 (с.41-42); 6 (с.42-43)

Слайд 25Тематика докладов:
8. Концепция «идеальных типов» М.Вебера
Литература: 4 (с.36-37)

Вебер М.

«Объективность» познания в области социальных наук и социальной политики // Культурология. XX век.: Антология. –М., 1995. с.497-539
9. Семиотическая концепция культуры. Культура как текст в работах Ю. М. Лотмана.
Литература: 2 (с.407-430); 4 (с.97-98)
Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992-1993.
Лотман Ю. М. К проблеме типологии культуры // Ученые записки Тартуского ун-та. Тарту, 1967. Вып. 198. С. 30-36.
Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. М., 1999. Ч. 1 (раздел «Символ в системе культуры»).
10. Концепция социологии культуры П.А.Сорокина
Литература: 3 (с.63 – 72); 5 (с.503-516); 6 (с.112-114, 162-163)
Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. – СПб, 2000.
Тематика докладов:8. Концепция «идеальных типов» М.ВебераЛитература: 4 (с.36-37)

Слайд 26Багдасарьян Н.Г. Культурология: Учебник для вузов. – М.: Высшее образование,

2007.
Волков В.Н. Основы культурологии: Учебное пособие. – Иваново: Иван.гос.ун-т,

2005.
Гуревич П.С. Культурология: Учебник для студентов вузов. - М.: Гардарики, 2007.
Культурология / Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 2005.
Культурология / Под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. – М., 2008
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Сущенко Л.Г. Культурология. – М., Ростов-на-Дону, 2006.

Рекомендуемая литература

Багдасарьян Н.Г. Культурология: Учебник для вузов. – М.: Высшее образование, 2007. Волков В.Н. Основы культурологии: Учебное пособие.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика