Слайд 1Тема:
«Основные свойства системы управления»
Слайд 2
Система управления – совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между
ними,
а также процессов, обеспечивающих заданное (целенаправленное) функционирование организации.
Слайд 3Общие свойства систем.
Свойства системы – это качества элементов, дающие
возможность количественного описания системы, выражения ее в определенных величинах.
Слайд 4Базовые свойства систем сводятся к следующему:
– система стремится сохранить свою
структуру (это свойство основано на объективном законе организации – законе
самосохранения);
– система имеет потребность в управлении (существует набор потребностей человека, животного, общества, стада животных и большого социума);
– в системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств своих элементов). Например, при коллективной работе у людей может возникнуть идея, которая бы не пришла в голову при индивидуальной работе; коллектив, созданный педагогом Макаренко из беспризорных детей, не воспринял воровства, матерщины, беспорядка, свойственных почти всем его членам.
Слайд 5Помимо перечисленных свойств большие системы обладают свойствами эмерджентности, синергичности и
мультипликативности.
Свойство эмерджентности – это 1) одно из первично-фундаментальных свойств больших
систем, означающее, что целевые функции отдельных подсистем, как правило, не совпадают с целевой функцией самой БС; 2) появление качественно новых свойств у организованной системы, отсутствующих у ее элементов и не характерных для них.
Свойство синергичности – одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее однонаправленность действий в системе, которое приводит к усилению (умножению) конечного результата.
Свойство мультипликативности – одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее, что эффекты, как положительные, так и отрицательные, в БС обладают свойством умножения.
Слайд 6 Виды систем и их классификация.
Классификацией называется разбиение на классы
по наиболее существенным признакам. Под классом понимается совокупность объектов, обладающие
некоторыми признаками общности. Признак (или совокупность признаков) является основанием (критерием) классификации.
Слайд 7Классификация систем
может быть проведена по различным признакам, однако основной
является группировка их в трех подсистемах: технической, биологической и социальной.
Слайд 8Техническая подсистема
включает станки, оборудование, компьютеры и другие работоспособные изделия,
имеющие инструкции для пользователя. Набор решений в технической системе ограничен
и последствия решений обычно предопределены. Например, порядок включения и работы с компьютером, порядок управления автомобилем, методика расчета мачтовых опор для ЛЭП, решение задач по математике и др. Такие решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, определяет качество принятого и выполненного решения. Например, хороший программист может эффективно использовать ресурсы компьютера и создавать качественный программный продукт, а неквалифицированный может испортить информационную и техническую базу компьютера.
Слайд 9Биологическая подсистема
включает флору и фауну планеты, в том числе
относительно замкнутые биологические подсистемы, например муравейник, человеческий организм и др.
Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее последствия решений в биологических подсистемах часто оказываются непредсказуемыми. Например, решения врача, связанные с методами и средствами лечения пациентов, решения агронома о применении тех или иных химикатов в качестве удобрений. Решения в таких подсистемах предполагают разработку нескольких альтернативных вариантов и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить лучшее из альтернативных решений, т.е. он должен правильно ответить на вопрос: что будет, если..?
Слайд 10Социальная (общественная) подсистема
характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов.
В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный
коллектив, неформальную организацию, водителя, управляющего автомобилем, и даже одного отдельного человека (самого по себе). Эти подсистемы существенно опережают биологические по разнообразию функционирования. Набор решений в социальной подсистеме характеризуется большим динамизмом, как в количестве, так и в средствах и методах реализации. Это объясняется высоким темпом изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые однотипные ситуации.
Слайд 11Социальная (общественная) подсистема
характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов.
В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный
коллектив, неформальную организацию, водителя, управляющего автомобилем, и даже одного отдельного человека (самого по себе). Эти подсистемы существенно опережают биологические по разнообразию функционирования. Набор решений в социальной подсистеме характеризуется большим динамизмом, как в количестве, так и в средствах и методах реализации. Это объясняется высоким темпом изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые однотипные ситуации.
Слайд 12 Принципы системной организации управления.
Принципы управления не зависят от содержательного
существа задачи.
В этом примере можно усмотреть четыре принципиальных элемента (шага),
которые имеются при любом управлении.
1) цель управления: что нужно получить, куда двигаться;
2) получение информации о состоянии объекта: что получаем, куда движемся;
3) определение отклонения желаемого от действительного и выработка управляющего воздействия;
4) отработка, исполнение управляющего воздействия.
Если все четыре шага реализуются автоматически, то система является автоматической, в противном случае - автоматизированной.
Слайд 13 Субъект и объект управления.
Процесс управления предполагает наличие управляемого
объекта и субъекта (управляющего органа). Это значит, что любая организация
представляет собой единство двух подсистем управления: управляемой и управляющей. В обоих случаях отношения между управляемой и управляющей подсистемами - это взаимоотношения людей.
Слайд 14Субъект управления
— это руководитель, коллегиальный орган или комитет, осуществляющий
управленческое воздействие. Руководителем может быть как формальный, так и неформальный
лидер коллектива. В свою очередь, субъект управления может быть и объектом у правления, для вышестоящих руководителей.
Слайд 15Объект управления
— это отдельная личность или группа, которая может
быть объединена в какое-либо структурное подразделение и на которую оказывается
управленческое воздействие. В настоящее время все больше распространяется идея партиципативного менеджмента, т. е. такого управления делами организации, когда в разработке и принятии наиболее важных решений участвуют все члены организации, в том числе и рядовые. В этом случае объекты управления становятся его субъектами.
Слайд 16Таким образом, центральная фигура в управленческом процессе — человек, который
может выступать и как субъект, и как объект. Огромной заслугой
многих исследователей управления стало изучение человека, его личностных качеств. В свою очередь, многие предприниматели и управленцы (менеджеры) использовали в своей деятельности открытия и достижения психологии в изучении личности.