Слайд 1Тема: Управление оборотными активами предприятия
Вопросы для изучения:
1. Характерные особенности оборотных
активов как объекта управления
2. Определение потребности в оборотных активах
3. Политики
управления оборотными активами
4. Управление денежными средствами
5. Управление дебиторской задолжен-ностью
6. Управление производственными запасами
Слайд 2Тема: Управление оборотными активами предприятия
.
Оборотные активы
– это активы предприятия возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения
текущей деятельности вложения в которые как минимум однократно оборачиваются в течение года или одного производственного цикла
В процессе производственной деятельности происходит постоянная трансформация отдельных элементов оборотных активов
Денежные средства
Дебиторская Материально- задолженность производственные
запасы
Готовая продукция
Рис. Круговорот оборотных активов
Слайд 3Тема: Управление оборотными активами предприятия
Таблица
Состав и структура оборотных средств по их функциональной роли в процессе производства
Слайд 5Тема: Управление оборотными активами предприятия
В зависимости от источников формирования выделяют
собственные оборотные средства (СОС) (чистый оборотный капитал) и заемные оборотные
средства.
(1) СОС = ТА – ТП
(2) СОС= ДЗ + СК – ВА
Слайд 6
Расположение оборотных активов в балансе
Слайд 8Определение потребности в оборотных активах
Потребность предприятия в оборотных активах зависит
от множества факторов:
Объемов производства и реализации
Вида бизнеса
Длительности производственного цикла
Структуры капитала
предприятия
Учетной политики предприятия и системы расчетов
Условий и практики кредитования хозяйственной деятельности предприятия
Уровня материально-технического снабжения
Видов и структуры потребляемого сырья
Темпов роста объемов производства и реализации продукции предприятия
Искусства менеджеров и бухгалтера.
Слайд 9Определение потребности в оборотных активах
В процессе определения потребности в оборотных
активах разрабатываются нормы и нормативы
Норма оборотных средств устанавливается в днях
и соответствует минимальному экономически обоснованному объему запасов товарно-материальных ценностей.
Норматив собственных оборотных средств – это минимально необходимая сумма денежных средств, обеспечивающих предпринимательскую деятельность предприятия.
Норматив собственных оборотных средств каждого предприятия определяются следующими факторами:
1)объемом производства и реализации продукции;
2) затратами на производство, хранение и реализация продукции;
3) нормами запаса оборотных средств по отдельным видам товарно-материальных ценностей и затрат, выраженных в днях.
Слайд 10. Определение потребности в оборотных активах
Общая формула расчета норматива отдельного элемента оборотных средств может быть
выражена так:
где НСЭЛ - норматив собственных оборотных средств по элементу; ден. ед.;
НЭЛ – норма оборотных средств по данному элементу; дн.;
ОЭЛ – оборот (расход, выпуск) по данному элементу за период; ден. ед.;
Тд – продолжительность периода в днях
- однодневный расход данного элемента.
Слайд 11Финансовый цикл предприятия
это период обращения денежных средств предприятия
Финансовый цикл= Время
обращения запасов+ Время обращения дебиторской задолженности –Время обращения кредиторской задолженности
Время
обращения запасов=(Средние запасы Х 360) / Себестоимость реализованной продукции
Время обращения дебиторской задолженности= (Средняя дебиторская задолженность Х 360) / Выручка от реализации
Время обращения кредиторской задолженности= (Средняя кредиторская задолженность Х 360) /Выручка от реализации
Слайд 12Бюджет движения денежных средств
Показатели
Сумма, ДЕ
1. Остаток денежных средств на нач. пер.
2. Денежные поступления
2.1. Поступления от реализации продукции (работ, услуг)
2.2. Поступления от продажи имущества предприятия
2.3. Прочие денежные поступления
3. Денежные расходы
3.1. Закупка сырья и материалов
3.2. Оплата труда работников и аппарата управления
3.3. Коммунальные платежи
3.4. Прочие денежные расходы по текущим операциям
3.5. Финансирование инвестиций
3.6. Перечисления в бюджет
3.7. Перечисления во внебюджетные фонды
3.8. Погашение задолженности по кредитам
проценты
основной долг
3.9. Выплата дивидендов
3.10. Прочие денежные расходы
4. Сальдо денежных поступления и расходов (2-3)
5.Остаток денежных средств на кон.пер. (1+4)
Слайд 13Прогноз денежного потока
Задание 1.
Имеются следующие данные о предприятии.
1. В среднем 80% продукции предприятие реализует в
кредит, а 20% - за наличный расчет. Как правило, предприятие предоставляет своим контрагентам 30-дневный кредит. Статистика показывает, что 70% платежей оплачивается контрагентами вовремя, т.е. в течение предоставленного для оплаты месяца, остальные 30% оплачиваются в течение следующего месяца.
Объем реализации за III квартал текущего года составит (млн. руб.):
Июль – 35; август – 37; сентябрь – 42. Объем реализованной продукции в мае равен 30 млн. руб.; в июне-32 млн.руб.
Составьте прогноз поступления денежных средств от реализованной продукции за III квартал.
Слайд 14Прогноз поступления денежных средств за реализованную продукцию в III квартале
(млн. руб.)
Слайд 152. Определите непогашенную дебитор-скую задолженность на начало каждого месяца третьего
квартала. Дебиторскую задолжен-ность на начало каждого месяца можно определить по
формуле:
Дебиторская задолженность на конец периода = Дебиторская задолженность на начало периода + Выручка от реализации – Деньги, поступившие за реализованную продукцию.
Непогашенная дебиторская задолженность на 1 июля составила – 25,1 млн. руб.
Слайд 163. Кроме поступлений от проданной продукции предприятие имеет другие поступления
от прочих видов деятельности. Они составили: в июле: - 3,0
млн. руб., в августе – 1,5 млн. руб., в сентябре – 6,0 млн. руб. Погашение кредиторской задолжен-ности потребует денежных средств: в июле – 28 млн. руб.; в августе – 38,7 млн. руб.; в сентябре – 55,6 млн. руб. Остаток денежных средств на расчетном счете предприятия на 1 июля был равен 3,0 млн. руб. Сделайте прогноз денежных средств на III квартал.
Слайд 17Прогноз потока денежных средств предприятия на III квартал
(млн. руб.)
Слайд 18Управление дебиторской задолженностью
Основой управления является кредитная политика предприятия, т. е.
политика предоставления покупателям коммерческого кредита.
Кредитная политика включает:
Проведение всесторонней оценки потенциального
покупателя
Определение объема продаж
Определение срока предоставления отсрочки платежа
Формирование системы скидок для мотивации покупателей к досрочному погашению задолженности
Контроль за погашением дебиторской задолженности