Слайд 1Тема 1.1
Цели и задачи методической работы в ДОУ
Программы
дошкольного воспитания
Тема 5
Модуль
Слайд 2В жизни каждого человека дошкольное образование
также как начальное и
высшее имеет особое значение.
Этот этап как стартовая площадка для перехода
на следующий уровень его жизни…
Слайд 3В Постановлениях Правительства РФ о модернизации российского образования особое внимание
уделено решению проблемы
доступности дошкольного воспитания,
обеспечения условий для качественной подготовки
детей к обучению в школе,
повышению уровня квалификации педагогов и родителей для достижения соответствия образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
О модернизации
российского образования
Слайд 4Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается реализацией той
или иной программы
В условиях вариативности образования закрепленной в «Законе об
образовании» для дошкольных учреждений разработан целый ряд отечественных программ нового поколения
О вариативности
в дошкольном образовании
Слайд 5Программы делятся на комплексные и специализированные (парциальные)
Комплексные – направлены на
формирование у ребенка универсальных способностей и развитие их до уровня,
соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.
Парциальные (специализированные) – включают одно или несколько направлений развития ребенка.
Слайд 6
Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и
взаимообусловлены все компоненты, поэтому необходима работа по развитию речи и
моторики, зрительного восприятия и зрительно-моторной координации, организации деятельности, запаса сведений, знаний и т.п.
2. Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
3. Соответствие возрастным и функциональным способностям. Индивидуальная программа может быть разработана с учетом особенностей развития каждого ребенка.
Особенности программ
Слайд 8Перечень комплексных программ
Программа воспитания и обучения в детском саду
( Под ред. М.А. Васильевой)
Программа «Радуга»
Программа «Из детства
- в отрочество»
Программа «Детство»
Программа развития и воспитания
дошкольников в образовательной системе
«Школа 2100» «Детский сад 2100»
Программа «Развитие»
Программа «Одаренный ребенок»
Программа «Истоки»
Программа «Преемственность»
под редакцией Н.А.Федосовой.
Программа «Детский сад – дом радости»
под. ред. Н.М. Крыловой и др.
Слайд 9Программа воспитания и обучения в детском саду ( Под ред.
М.А. Васильевой)
Главная задача- охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее
воспитание и подготовка детей к школе.
Программа предусматривает физическое, умственное, нравственное,трудовое и эстетическое воспитание и развитие дошкольников в соответствии с из возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями.
Программа воспитания и обучения составлена по возрастным группам (ранний возраст, младший школьный , средний возраст и старший дошкольный возраст).
Слайд 10УМК к программе воспитания и обучения в детском саду
(
Под ред. М.А. Васильевой)
Слайд 11Программа «Радуга»
Цель программы – сформировать такие качества личности, как воспитанность,
самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее
решения.
Слайд 12Программа включает 7 важнейших видов деятельности детей и занятий, в
процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка:
физическая культура (самый
важный предмет - красный цвет)
игра (положенная в основу программы – оранжевый цвет)
изобразительная деятельность, ручной труд – желтый цвет
конструирование ( развитие воображения) – зеленый цвет)
занятия музыкальным и пластическим искусством (формирование эстетических переживаний – голубой цвет )
занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром ( синий цвет)
математика ( фиолетовый цвет)
Программа «Радуга»
Слайд 14Программа «Из детства – в отрочество»
Программа для родителей и воспитателей
направлена на укрепление здоровья и развитие детей 4-7 лет, большое
внимание уделено преемственности детского сада и школы. Имеет гриф Министерства образования РФ и рекомендована к использованию в дошкольных образовательных учреждениях.
Слайд 15Программа разработана авторским коллективом под руководством Т.Н. Дороновой. В основе
лежит важнейший стратегический принцип современной системы образования- его непрерывность, которая
на этапах дошкольного и школьного детства обеспечивается тесной координацией трех социальных институтов образования-семьи, детского сада и школы. Программа помогает решать задачи в условиях семьи и детского сада по двум направлениям: «Здоровье» и «Развитие»
Программа «Из детства – в отрочество»
Слайд 16Программа «Из детства – в отрочество»
Слайд 18Программа «Детство»
Программа «Детство» разработана в 1995 г.коллективом преподавателей кафедры дошкольной
педагогики РГПУ им.А.Герцена.
Слайд 19Цель программы: обепечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного
детства: интеллектуального,физического,эмоционально-нравственного,волевого,социально-личностного.
Программа ориентирована на социально-личностное развитие ребенка и включает новый
важный раздел- «Отношение к самому себе».
Содержание программы разделено на 4 блока:
«Познание»,
«Гуманное отношение»,
«Созидание»,
«Здоровый образ жизни».
Программа «Детство»
Слайд 21Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»
«Детский сад 2100»
Предполагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты
развития и воспитания детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет
Является одним из структурных компонентов образовательной системы «Школа 2100»
Слайд 22Реализует преемственность
между дошкольным и начальным образованием.
Это отражено в
концептуальных основах комплекта в Образовательной системе
«Школа 2100».
Это отвечает требованиям
создания и сохранения у ребенка целостной картины мира.
Программа «Школа 2100 «Детский сад 2100»»
Слайд 23Программа «Школа-2100» (детский сад-2100) основана на идее непрерывного образования и
по существу предполагает реализацию целей, принципов, перспектив развития содержания и
технологии российского образования на ближайшие 10 лет.
Общая цель программы: подготовка в процессе дошкольного и школьного развивающего обучения грамотной личности как показателя качественного обучения, обеспечение готовности школьника к дальнейшему развитию.
Программа «Школа 2100 «Детский сад 2100»»
Слайд 24УМК «Школа 2100
«Детский сад 2100»»
Слайд 25Программа «Развитие»
Разработана коллективом сотрудников Учебного центра Л.А. Венгера
Основная цель
программы – развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста
и художественных способностей детей дошкольного возраста.
Слайд 26В основу программы положены 2 теоретических положения:
о самоценности дошкольного
периода развития (ребенок не «опекаемый», а «созидатель»)
развитие способностей, которые
понимаются как универсальные действия, ориентированные в окружающем с помощью специфических для дошкольников задач.
Программа «Развитие»
Слайд 28Программа «Одаренный ребенок»
Программа «Развитие» для детей 6-7 лет, обладающих высокими
умственными способностями, включает:
Ознакомление с пространственными отношениями;
Развитие элементов логического мышления;
Развитие речи
и ознакомление с художественной лит-рой;
Развитие элементарных математических представлений;
Подготовка к обучению грамоте;
Конструирование;
Подготовка к сюжетно-ролевой игре;
Ознакомление с природой;
Ознакомление с элементарными физическими явлениями;
Знакомство с изобразительным искусством
Слайд 29Программа «Истоки»
Цель программы – разностороннее воспитание и развитие ребенка до
семи лет.
Название программы – отражает непреходящее значение дошкольного детства как
уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.
Символ – Источник – означает, что ребенок и взрослый оба черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры.
Слайд 30В программе поставлены задачи развития ребенка в процессе деятельности по
четырем основным линиям: социального, познавательного, эстетического и физического.
Базисную часть программы
каждого возраста составляют следующие четыре компонента:
характеристики возрастных возможностей психического развития ребенка и его личности (обозначены знаком «солнышко»)
задачи развития (цветок)
показатели развития (яблоко)
базисные характеристики личности (« детское личико»)
Программа «Истоки»
Слайд 31Программа «Преемственность»
под редакцией Н.А.Федосовой
дошкольное обучение
подготовка к школе
Дошкольный
компонент данной программы содержит вариативные подходы к организации работы по
подготовке детей к школе, включая пропедевтические курсы
на базе ДОУ с кратковременным
пребыванием детей,
учреждения « Начальная школа-детский сад», ОУ, а также в условиях семьи.
Слайд 32УМК «Преемственность»
под редакцией Н.А.Федосовой
Слайд 33Программа «Кроха»
Цель программы: комплексное развитие воспитание и обучение детей в
возрасте до трех лет.
Программа состоит из четырех глав:
«Мы ждем
тебя, малыш! (предродовая педагогика);
« Как я буду расти и развиваться» (характеристика особенностей психического развития ребенка от рождения до 3-х лет)
«Гуленька» (развитие и воспитание детей первого года жизни);
«Я сам» (развитие и воспитание детей второго и третьего года жизни)
Слайд 35Программа «Детский сад – дом радости»
под. ред. Н.М. Крыловой
Основная цель
данной педагогической системы – содействие всестороннему воспитанию и развитию индивидуальности
каждого участника педагогического процесса через умелую организацию всей жизни и деятельности ребенка и его наставников,
построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, преодолении межпредметной и междеятельностной раздробленности различных направлений воспитательно- образовательной работы с детьми,
систематизации и интеграции различных научных знаний и передового педагогического опыта.
Слайд 36Специфика данной программы заключается в том, что впервые воспитатели
получили новую форму организации труда- план-сценарий, определяющий с 6.00 до
20.00 часов методику работы как с группой, так и с подгруппой, а главное, с каждым из воспитанником группы по всем направлениям педагогического процесса
Программа «Детский сад – дом радости»
под. ред. Н.М. Крыловой
Слайд 37Программа «Золотой ключик»
под ред. Кравцова Г.Г.
Программа представляет новую модель
начального образования детей в возрасте от 3-х до 10 –ти
лет, которая предусматривает такую организацию жизни в группах, при которой дети разного возраста (дошкольного и младшего школьного) живут и воспитываются вместе.
Цель программы – достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие, эмоциональное благополучие и счастливую жизнь каждого ребенка.
Слайд 38Парциальные
(специализированные)
программы
Слайд 39Перечень специализированных программ
«Семицветик» (Ашиков В.И.)
«Наш дом – природа»
(Рыжикова Н.А.)
«Юный эколог» (Николаева С.Н.)
« Приобщение к истокам
русской народной культуры»
(Князева О.Л., Маханева М.Д.)
« Я – человек» (Козлова С.А.)
« Природа и художник « (Копцева Т.А.) и.др.
Слайд 40Программа « Я, ты, мы» под ред. О.Л. Князевой
Актуальна для
всех видов дошкольных учреждений, дополняет любую программу дошкольного образования
Направлена на
формирование эмоциональной сферы и на развитие социальной компетентности ребенка
В программу входят следующие разделы:
«Уверенность в себе»
«Чувства, желания, взгляды»
«Социальные навыки»
Слайд 41УМК « Я, ты, мы»
под ред. О.Л. Князевой
Слайд 42Программа по изобразительной деятельности в детском саду
под ред. Г.С.
Швайко
Цель программы – развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного
возраста
Задачи программы:
Развивать творческие способности детей посредством изобразительной деятельности;
Развивать познавательную активность детей;
Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества
Слайд 43Пособия по программе изобразительной деятельности в детском саду, издательство «Владос»
Слайд 44Комплект "Ступеньки к школе" позволяет
в полной мере реализовать идеи
Л.С. Выготского о том, что “только то обучение в детском
возрасте хорошо,
которое забегает вперед развития и ведет за собой, и обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться.”
Программа «Ступеньки к школе»
под ред. М. Безруких
Слайд 45Программа позволит реализовать следующие принципы организации занятий с дошкольниками.
Адекватность требований
и нагрузок.
Постепенность (пошаговость) и систематичность формирования познавательных функций, следование
от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
Индивидуализация темпа – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материалов предыдущего этапа.
Повторяемость (цикличность), дающая возможность формировать и закреплять механизмы реализации функций.
Программа «Ступеньки к школе»
под ред. М. Безруких
Слайд 46УМК «Ступеньки к школе»
под ред. М. Безруких
Слайд 47УМК «Цветок здоровья»
под. ред. М.Л. Лазарева
Слайд 48Программа социального развития дошкольников « Я – человек» под ред.
Козловой С.А.
Слайд 49УМК « Я – человек»
под ред. Козловой С.А.
Слайд 50УМК «Школа доброты»
Юрия Куклачева
Слайд 51Домашнее задание
Эссе
«Я выбираю программу….»
Слайд 52Тема 1.1
Цели и задачи методической работы в ДОУ
Программы
дошкольного воспитания
Тема 5
Модуль