Слайд 1Учебная дисциплина К.М.01.02 Индивидуализация образовательного процесса
Поставнева Ирина Васильевна,
кандидат психологических наук,
доцент
Слайд 2Объем дисциплины по видам учебной работы:
Всего: 108 часов. Из них:
Контактная
работа – 16 часов (лекции)
Самостоятельная работа – 92 часа
Цель освоения
дисциплины:
формирование компетенций в области психолого-педагогического и организационного обеспечения деятельности образовательной организации по индивидуализации образовательного процесса, ориентированного на обучающихся разных категорий.
Слайд 3БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ:
1. Реферат (анализ научных публикаций
по проблеме индивидуализации
образовательного
процесса)
2. Эссе
3. Образовательное событие:
Дискуссия по теме «Инклюзия – возможность
или реальность?»(Лубовский В.В. Инклюзия - тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями // Специальное образование, 2016. - № 4 - С. 44-87).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ:
Письменная работа «Инновационные образовательные технологии в индивидуализации образовательного процесса» (по выбору студента)
Самостоятельная работа
Слайд 4Провести анализ научных публикаций по проблеме
индивидуализации образовательного процесса.
При изучении
разделов дисциплины в ходе
обсуждения
выделяются проблемы, требующие решения для
дальнейшей успешной педагогической работы. Обучающиеся выбирают интересующую их проблему. Среди публикаций, находящихся в открытом доступе на сайте научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU или других виртуальных библиотек студенты находят те, которые позволяют найти решение проблемы. После чего письменно составляют анализ публикаций по проблеме: что и когда было опубликовано, какими авторами, какие пути решения были предложены, насколько они могут быть полезны в педагогической практике студентов.
Письменная работа оформляется в виде связного текста в научном стиле, имеет вступление, заключение, выводы, список литературы.
Методические рекомендации по
выполнению самостоятельной работы
Слайд 5Эссе – средство, позволяющее оценить умение
обучающегося письменно излагать суть
поставленной проблемы, самостоятельно
проводить анализ этой проблемы с использованием
концепций
и аналитического инструментария
соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Примерная тематика эссе:
1. Преимущества и риски применения групповых технологий принятия управленческих решений в образовании.
2. Образовательные потребности современных детей (подростков), их проявления в образовательном процессе.
3. Возможности индивидуализации и дифференциации в оптимизации образовательного процесса.
4. Научные, методические и организационные основания индивидуализации образовательного процесса.
Методические рекомендации по
выполнению самостоятельной работы
Слайд 6Подготовка к дискуссии по теме
«Инклюзия – возможность или
реальность?»
Обсуждение
статьи российского
психолога, дефектолога, доктора психологических наук, профессора, действительного члена
АПН СССР (с 1989 г.) Владимира Ивановича Лубовского «Инклюзия – тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями».
Методические рекомендации по
выполнению самостоятельной
работы
Слайд 7Проблема индивидуализации в науке
и образовании.
Инновационные образовательные технологии
в индивидуализации образовательного процесса.
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам):
Слайд 81. Проблема индивидуализации в науке и образовании
1.1. Проблема индивидуализации в
науке и образовании
Слайд 9Базовые положения курса
Понятия «индивидуализация», «социализация», и «дифференциация», сложившиеся в психологии
и педагогике, как правило, использовались для описания отдельных сторон развития
и становления человека как личности. В различные исторические эпохи, в различных культурах на первый план выдвигался один из процессов (идеология индивидуализма или коллективизма).
В теории и практике современного отечественного образования получил признание взгляд на социализацию, индивидуализацию и дифференциацию как социально-психологические процессы развития личности, которые разворачиваются в тесном взаимодействии.
Так, благополучная социализация ребенка приводит к закономерному результату: актуализации потребности в обретении уникальности (стремление отличаться от других). В процессе развития происходит дифференциация психических структур: МЫ становимся сложнее!!!
Слайд 10К.К. Платонов
Индивидуальный подход: «Принцип педагогики, подход к человеку с учетом
конкретных индивидуальных его особенностей и индивидуальности в целом».
Личностный подход: «Принцип
психологии, индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления».
Слайд 11Отечественные ученые: Н.И. Пирогов, П.Д. Юркевич, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев,
П.Ф. Лесгафт, П.П. Блонский, В.М. Бехтерев
Важность ориентации на индивидуальные особенности
ребенка в процессе обучения.
Впервые о становлении человека в пространстве образования (необходимости удерживать целостное видение человека в процессах образования).
Слайд 12Культурно-историческая теория Л. С. Выготского
Ребенок, родившись, уже задан как
элемент определенной культуры, определенных социальных связей, поскольку он, родившись, уже
является социальным существом, его изначально окружает взрослый, сложно структурированный социальный мир, полноправным членом которого ему еще только предстоит стать.
Природа личности социальна: "В отличие от Пиаже мы полагаем, что развитие идет не к социализации, а к превращению общественных отношений в психические функции".
"не постепенная социализация, вносимая в ребенка извне, но постепенная индивидуализация, возникающая на основе внутренней социальности ребенка, является главным трактом детского развития".
Слайд 13Индивидуальность как родовое понятие индивидуализации
уникальное, неповторимое своеобразие личности, совокупность только
ей присущих индивидуально-психических особенностей.
Проявляется в специфике темперамента, характера, интересов,
интеллекта, потребностей и способностей.
Предпосылкой формирования служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются, полностью раскрываются в процессе воспитания.
Слайд 14Словарь «Коррекционная педагогика и специальная психология»
Индивидуальный подход (в обучении)
– принцип педагогики, обеспечивающий правильное педагогическое воздействие на ребенка, основанное
на знании и учете особенностей его развития и черт его личности.
Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.
Направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задается программой, и реальными возможностями каждого ученика.
Слайд 15Индивидуализация обучения
организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет
создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.
Осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения.
Один из дидактических принципов, предусматривающий такой подход к организации учебного процесса, при котором учитываются личностные особенности обучаемых, их социальный и академический опыт, а также уровень интеллектуального развития, познавательные интересы, социальный статус, режим жизнедеятельности и другие факторы, оказывающие влияние на успешность учения.
Слайд 16Индивидуальный учебный план – совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для
изучения конкретным учащимся из учебного плана образовательного учреждения.
Индивидуальный образовательный
маршрут – определенная последовательность освоения компонентов содержания образования, выбранная для конкретного ученика.
Индивидуальная образовательная траектория – конкретный результат и личный смысл освоения содержания образования (часто используют как синоним термина «индивидуальная образовательная программа»).
Индивидуальная образовательная программа – это представления обучающихся о предстоящей образовательной деятельности, ее целях, содержании, результатах, времени, месте, средствах и ситуациях взаимодействия с педагогами, обучающимися и другими субъектами.
Механизмы индивидуализации образовательного процесса
Слайд 17ИОМ
ИОМ- это интегрированная модель организации образовательного пространства, создаваемого в целях
активизации саморазвития личностных возможностей обучающегося.
Реализованный ИОМ является индивидуальной образовательной траекторий.
Модель
ИОМ обусловлена возрастными особенностями и степенью активности обучающегося, содержанием образования.
ИОМ – средство формирования познавательной компетентности через формулировку и последующую корректировку цели, определение планируемых результатов, разработку шагов по достижению желаемого, оценку промежуточных результатов и корректировку …..
Слайд 18Этапы разработки ИОМ
Изучение потребностей ребенка и запроса родителей.
Изучение и анализ
возможностей ОО.
Определение условий для реализации ИОМ.
Выбор адаптированной образовательной программы, коррекционно-развивающей
или дополнительной образовательной программы.
Разрабатывается ИОП.
Составляется график выполнения учебных дисциплин (модулей) по неделям с указанием сроков предоставления заданий, рефератов, контрольных срезов, тестирования и т.д.
Слайд 19Индивидуальная образовательная программа (ИОП)
позволяет обеспечить право обучающегося на выбор темпа
достижения личностно значимого результата
Структура ИОП:
пояснительная записка(цели и задачи реализации ИОП,
психолого-педагогическая характеристика обучающегося, продолжительность обучения по ИОП),
планируемые результаты освоения ИОП (личностные, метапредметные, предметные),
система оценки планируемых результатов освоения ИОП,
программы учебных дисциплин,
условия реализации ИОП.
Слайд 20Способы реализации ИОП
Посещение уроков по выбранной теме, дисциплине, модулю в
своем или в другом классе.
Групповое выполнение отдельного модуля.
Самостоятельная деятельность в
сочетании с консультациями.
Слайд 21Организация и ход обучения по ИОП обеспечивается тьютором:
Оценивает готовность обучающегося
к переходу на новые формы взаимоотношений.
Планирует и при необходимости корректирует
совместно с обучающимся маршрут.
Организует контакты с различными ОО для практической деятельности обучающегося.
Поддерживает постоянный контакт с родителями обучающегося.
Фиксирует ход продвижения обучающегося по ИОМ.
Слайд 221. Проблема индивидуализации в науке и образовании
1.2. Организационные, нормативные и
методологические аспекты индивидуализации образовательного процесса
Слайд 23Индивидуализация образовательного процесса на основе ФГОС ДО
Индивидуализация образовательной деятельности в
ДОО основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка и поддержке
его индивидуальных потребностей и интересов.
Реализация индивидуализации образовательного процесса в ДОО – через разработку и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ).
ИОМ- это путь реализации каждым ребенком своего личностного потенциала.
Выбор ИОМ обусловлен рядом факторов: желаемым образовательным результатом (особенности, потребности и интересы ребенка и его родителей) и возможностью его реализовать в условиях ОО.
Слайд 241. Проблема индивидуализации в науке и образовании
1.3. Инклюзивное образование в
системе индивидуализации образовательного процесса
Слайд 25Теория и практика инклюзивного образования
Доступность качественного образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из основополагающих принципов развития
современного образования во всем мире.
Историки специального образования отмечают, что становление совместного обучения детей с отклонениями в развитии за рубежом проходило поэтапно, от интегрированного обучения (70-80 гг. XX века) до инклюзивной модели (90-е гг. XX века по настоящее время).
На Всемирной конференции (город Саламанка (Испания), июнь 1994 года) по образованию лиц с особыми потребностями под эгидой ЮНЕСКО был провозглашен принцип инклюзивного образования (inclusion – включение).
Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей с ОВЗ в образовательном процессе, но и перестройку всего процесса массового образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей.
Слайд 26Образование для детей с ОВЗ в России
В России обучение детей
с ОВЗ долгое время осуществлялось по сегрегационной модели. Общественное воспитание
детей с нарушениями в развитии совместно с нормальными детьми происходило в приютах при монастырях и церквах. В середине XVIII века возникают воспитательные дома, в которых аномальные дети воспитываются в отдельных группах. Разделение детей происходило на основе диагностики нарушения развития.
Слайд 27Интеграция и инклюзия в образовании
Специалисты в области организации отечественного инклюзивного
образования отмечают, что главное отличие процесса инклюзии от интеграции заключается
в гуманизации образовательного процесса, усилении социальной и воспитательной направленности образования.
Инклюзия выступает не только как образовательная, но и социокультурная технология. Инклюзивное образование направлено на формирование у всех участников образовательной деятельности общечеловеческих ценностей: взаимоуважение; сочувствие, сопереживание; взаимопомощи; общения и др.
Российский опыт инклюзивной практики связан с длительным этапом экспериментального и проектного режима работы образовательных учреждений, адаптации образовательных условий под индивидуальные потребности детей с ОВЗ.
Слайд 28Инклюзивное образование как инновационная образовательная система
Инклюзивное образование является одним из
приоритетных направлений в развитии системы отечественного образования, реализация которого представляет
собой не только отражение времени, но и осуществление права всех детей на получение доступного качественного образования в соответствии со своими психофизиологическими особенностями и возможностями.
Инклюзивное образование рассматривается как социально-педагогический феномен, заключающийся в построении образовательного процесса, при котором ребенок с ОВЗ обучается и взаимодействует в различных видах детской деятельности с нормально развивающимися сверстниками, получает при этом специфическую педагогическую поддержку и коррекционную помощь в соответствии с его особыми образовательными потребностями.
Слайд 29Междисциплинарный характер методологии построения инклюзивного образования
Методологическую основу инклюзивного образования составляют
положения системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов, предусматривающие:
разнообразие организационных форм образования
и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья;
создание специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья;
дифференцированный подход при принятии решений о формах воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью;
максимальное удовлетворение образовательного запроса родителей (законных представителей);
обеспечение преемственности дошкольного и школьного инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
системный характер изменений ценностных, организационных и содержательных компонентов инклюзивного образования и их гуманистическая направленность.
Слайд 30Принципы проектирования инклюзивной практики
Принцип индивидуального подхода
Принцип индивидуализации
Принцип социального взаимодействия
Принцип междисциплинарного
подхода
Принцип вариативности процессов обучения и воспитания
Принцип модульной организации образовательных программ
Принцип
партнерского взаимодействия с семьей
Принцип динамического развития образовательной организации
Принцип командной работы
Слайд 31Структура готовности к реализации инклюзивного образования
Готовность образовательной организации как обеспеченность
ресурсами реализации образовательных программ для детей с ОВЗ и инвалидностью
(ресурсная готовность).
Психолого-педагогическая готовность педагогических работников и родителей обучающихся к включению в систему инклюзивного образования.
Слайд 32Психолого-педагогическая готовность к реализации инклюзивного образования
При организации инклюзивной практики в
ОО одной из приоритетных задач является формирование профессиональных компетенций:
применять
знания психолого-педагогических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей с ОВЗ, находящихся в условиях инклюзивной образовательной среды;
отбирать оптимальные способы организации инклюзивного образования, проектировать учебный процесс для совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием;
применять техники активизации педагогического взаимодействия между субъектами инклюзивного образовательного процесса, ориентированные на ценностное отношение к детям с ОВЗ и инклюзивному образованию в целом;
создавать развивающую среду в условиях инклюзивного образовательного пространства, использовать ресурсы образовательной организации для развития детей различных категорий;
осуществлять профессиональное самообразование в вопросах инклюзивного образования.
Слайд 33Условия реализации инклюзивного образования
Условиями реализации инклюзивного образования, являются:
организация постоянного
мониторинга состояния инклюзивного образования с целью контроля управляющих воздействий на
развитие системы инклюзивного образования;
формирование функциональной системы межведомственного взаимодействия организаций образования, здравоохранения, социальной защиты, муниципальных и региональных административных структур, направленной на оказание квалифицированной медицинской, социальной, психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ и их родителям, а также финансово-экономическое, материально-техническое и учебно-методическое сопровождение инклюзивного образования;
разработка системы повышения профессионального уровня (инклюзивной компетентности) педагогов, развивающих практику инклюзивного образования;
разработка нормативно-правовой базы, позволяющей на законодательном уровне закреплять положительные изменения в инклюзивной практике.
Слайд 34Критерии эффективности инклюзивного образования
Удельный вес детей с ОВЗ и детей-инвалидов,
включенных в систему инклюзивного образования
Удельный вес образовательных организаций, реализующих инклюзивную
практику
Увеличение потребителей образовательных услуг, удовлетворенных качеством инклюзивного образовательного процесса.
Письмо Минобрнауки России от 15 декабря 2015 г. № МОН-П-5178 «О показателях динамики обеспечения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
Слайд 35Негативные тенденции в развитии инклюзивного образования
Современная инклюзивная практика сохраняет элементы
стихийности.
Происходит форсированное увеличения количества образовательных организаций, приступивших к реализации инклюзивного
образования, при сокращении сети специальных (коррекционных) образовательных организаций, имеющих штат профильных специалистов, богатый практический опыт работы с разными категориями детей с ОВЗ, необходимые информационные, учебно-методические и материально-технические ресурсы.
Наблюдается перенос зарубежных моделей организации инклюзии в отечественную систему образования, формальное включение детей с ОВЗ в образовательные организации общего типа, при отсутствии специальных условий, необходимых для удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
Слайд 36Позитивные тенденции в развитии инклюзивного образования
Позитивные тенденции выражаются в активном
формировании системы инклюзивного образования в стране:
развитие нормативно-правовой базы, регламентирующей
инклюзивные процессы в образовании;
увеличение образовательных организаций, обладающих ресурсами для реализации инклюзивного образования и действующих в соответствии с потребностями регионов;
разработка и внедрение в инклюзивную практику образовательных организаций мониторинговых программ оценки качественных изменений;
развитие разнообразных форм подготовки педагогов к профессиональной работе в условиях инклюзии;
включение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ в инклюзивный процесс как активных его субъектов.
Слайд 37Мониторинг ключевая процедура механизма организации инклюзивного образования
Мониторинг инклюзивного образования позволяет
описать, систематизировать и оценить состояние как отдельных процессов, происходящих в
образовательной организации, так и всей образовательной системы в целом.
Соотнесение требований ФГОС с условиями реализации инклюзивного образования и структурой готовности субъектов образовательного процесса к реализации модели инклюзивного образования на основе данных мониторинга позволит создать эффективный механизм организации инклюзивного образования в условиях ФГОС.
Слайд 38Разработка и проведение мониторинга инклюзивного образования в ОО
Разработка программы мониторинга
Отбор
или разработка диагностического инструментария мониторинга
Проведение мониторинга инклюзивного образования
Анализ результатов мониторинга
инклюзивного образования
Подготовка предложений по реализации инклюзивного образования в условиях ФГОС
Слайд 39Основания разработки мониторинга инклюзивного образования в ОО
требованиях ФГОС к специальным
условиям реализации инклюзивного образования;
концептуальных положениях модели организации инклюзивного образования;
представлениях о
структуре и содержании готовности субъектов образовательных отношений к реализации инклюзивного образования в условиях ФОС.
Слайд 40Результаты проведения мониторинга инклюзивного образования в ОО
Представления и отношение родителей
к совместному образованию детей с ОВЗ и детей, не имеющих
ограничений по состоянию здоровья
Слайд 412. Инновационные образовательные технологии в индивидуализации образовательного процесса
2.1. Технология
тьюторства в индивидуализации образовательного процесса
Слайд 422. Инновационные образовательные технологии в индивидуализации образовательного процесса
2.2. Психология
и технология исследовательского обучения
Слайд 432. Инновационные образовательные технологии в индивидуализации образовательного процесса
2.3. Индивидуализация
образовательного процесса одаренных детей и подростков