Разделы презентаций


Управление дебиторской задолженностью презентация, доклад

Содержание

Ключевая проблема в организации: ликвидность дебиторской задолженностиПараметры:Оптимальный объем;Оборачиваемость;Качество дебиторской задолженностиУправление дебиторской задолженностью – часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Управление дебиторской задолженностью
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

Управление дебиторской задолженностьюМЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

Слайд 2Ключевая проблема в организации: ликвидность дебиторской задолженности
Параметры:
Оптимальный объем;
Оборачиваемость;
Качество дебиторской задолженности


Управление

дебиторской задолженностью –
часть общего управления оборотными активами и маркетинговой

политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении своевременной ее инкассации.


Ключевая проблема в организации:  ликвидность дебиторской задолженностиПараметры:Оптимальный объем;Оборачиваемость;Качество дебиторской задолженностиУправление дебиторской задолженностью – часть общего управления

Слайд 3Факторы влияния на уровень дебиторской задолженности:


I. Объективные
Экономические условия

осуществления
предпринимательской деятельности;


II. Субъективные

Профессиональный уровень

финансового менеджера;
Кредитная политика предприятия.


Факторы влияния на уровень дебиторской задолженности:I. Объективные  Экономические условия осуществления   предпринимательской деятельности;II. Субъективные

Слайд 4ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ (ДЗ):
1
2
3
4
5

ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ (ДЗ):12345

Слайд 5ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ (ДЗ):
6
7
8

ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ (ДЗ):678

Слайд 6Управление дебиторской задолженностью предполагает:
1. Определение политики предоставления кредита и инкассации

для различных групп покупателей и видов продукции.

2. Анализ и ранжирование

покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты.

3. Контроль расчетов с дебиторами по отсроченной или просроченной задолженности.

4. Определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов.

5. Задание условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

6. Прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации.
Управление дебиторской задолженностью предполагает:1. Определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции.2.

Слайд 7Основные методы управления дебиторской задолженностью:
учет заказов, оформление счетов и установление

характера дебиторской задолженности;
АВС-анализ и XYZ-анализ в отношении дебиторов;
Методы вариационного статистического

исследования (коэффициенты Джини, Херфиндаля, кривая Лоренца и др.);
анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации товаров;
оценка реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;
уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов;
контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
определение конкретных размеров скидок при досрочной оплате;
оценка возможности факторинга – продажи дебиторской задолженности.

Основные методы управления дебиторской задолженностью:учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности;АВС-анализ и XYZ-анализ в отношении

Слайд 8Вопрос о сопоставлении дебиторской и кредиторской задолженностей

1. Позиция бухгалтера
Принимать во

внимание только разность между задолженностями.

2. Позиция аналитика
Рассматривать каждый вид задолженности

отдельно.

Аргумент: предприятие обязано погашать свою кредиторскую задолженность независимо от того, получает оно долги от своих дебиторов или нет.

В связи с этим при анализе дебиторской и кредиторской задолженностей их следует рассматривать отдельно:

дебиторскую – как средства, временно отвлеченные из оборота,
а кредиторскую – как средства, временно привлеченные в оборот.

Вопрос о сопоставлении дебиторской и кредиторской задолженностей1. Позиция бухгалтераПринимать во внимание только разность между задолженностями.2. Позиция аналитикаРассматривать

Слайд 9Анализ дебиторской задолженности по срокам:

Позволяет оценить эффективность и сбалансированность политики

кредита и предоставления скидок.

Определяет области, в которых необходимы дополнительные усилия

по возврату долгов.

Дает базу для создания резерва по сомнительным долгам.

Позволяет сделать прогноз поступлений средств.
Анализ дебиторской задолженности по срокам:Позволяет оценить эффективность и сбалансированность политики кредита и предоставления скидок.Определяет области, в которых

Слайд 10Ретроспективный анализ текущей ДЗ:
Выделение чистой реализационной стоимости ДЗ ( текущая

ДЗ минус резерв по сомнительным долгам).
Оценка уровня ДЗ и его

динамики по показателям:
Коэффициент отвлечения оборотных активов в ДЗ


ДЗвекс – ДЗ, оформленная векселями;
ДЗчист – чистая реализационная стоимость ДЗ;
РСД – резерв по сомнительным долгам;
ОА – оборотные активы.
Коэффициент возможной инкассации ДЗ














1

Ретроспективный анализ текущей ДЗ:Выделение чистой реализационной стоимости ДЗ ( текущая ДЗ минус резерв по сомнительным долгам).Оценка уровня

Слайд 11Определение среднего периода инкассации ДЗ в днях:


Вдн – сумма дневного

оборота по реализации продукции в периоде.

Определение состава ДЗ по срокам

инкассации.

Расчет экономического эффекта от инвестирования средств в ДЗ.
Абсолютная сумма:


Эдз – сумма эффекта, полученного от инвестирования средств
в ДЗ;
Пдз – дополнительная прибыль, полученная от увеличения
объема реализации продукции, за счет предоставления
кредита;
Здз – затраты по организации кредитования и инкассации
долга;
ФПдз – финансовые потери от невозврата долгов покупателями.
Определение среднего периода инкассации ДЗ в днях:Вдн – сумма дневного оборота по реализации продукции в периоде.Определение состава

Слайд 12Относительный показатель – коэффициент эффективности инвестирования средств в ДЗ:



ДЗк –

средний остаток ДХ в периоде.

Относительный показатель – коэффициент эффективности инвестирования средств в ДЗ:ДЗк – средний остаток ДХ в периоде.

Слайд 13Выбор типа кредитной политики
2
– Свод правил, регламентирующих предоставление коммерческого кредита

и порядок взыскания дебиторской задолженности.

Устанавливается на 1 год.

Структура:
Цели кредитной политики.
Тип

кредитной политики.
Стандарты оценки покупателей.
Подразделения, задействованные в управлении ДЗ.

Цели кредитной политики:

Повышение эффективности инвестирования средств в ДЗ.
Увеличение объема продаж за счет выхода на новые рынки, завоевание большей доли существующих рынков и т.д.
Увеличение отдачи на вложенные средства.
Минимизация стоимости кредитных ресурсов.
Формирование репутации и др.



Выбор типа кредитной политики2– Свод правил, регламентирующих предоставление коммерческого кредита и порядок взыскания дебиторской задолженности.Устанавливается на 1

Слайд 14Типы кредитной политики:

Консервативный (жесткий) тип – направлен на минимизацию кредитного

риска и повышения ликвидности ДЗ.
При этом:
существенно сокращается круг

покупателей товара в кредит
за счет групп повышенного риска;
минимизируются сроки предоставления кредита и его
размера;
ужесточаются условия предоставления кредита и повышается
его стоимость;
используются жесткие процедуры инкассации дебиторской
задолженности.

Параметры:
Доля оборотных активов – менее 40%;

Период оборачиваемости – небольшой.

Типы кредитной политики:Консервативный (жесткий) тип – направлен на минимизацию кредитного риска и повышения ликвидности ДЗ.При этом:

Слайд 15Умеренный тип – ориентируется на средний уровень кредитного риска при

продаже продукции с отсрочкой платежа.


Параметры:
Доля оборотных активов – 40 -

50%;

Период оборачиваемости – средний.



Умеренный тип – ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.Параметры:Доля оборотных активов

Слайд 16Агрессивный (мягкий) тип – повышение рентабельности, максимизацию дополнительной прибыли за

счет расширения объема реализации товара в кредит, не считаясь с

высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции.

При этом:
распространение кредита на более рискованные группы
покупателей продукции;
увеличение периода предоставления кредита и его размера;
снижение стоимости кредита до минимально допустимых
размеров;
предоставление покупателям возможности пролонгирования
кредита.

Параметры:
Доля оборотных активов – более 50%;

Период оборачиваемости – высокий.

Агрессивный (мягкий) тип – повышение рентабельности, максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации товара в кредит,

Слайд 17Матрица стратегий кредитной политики:


















Уровень/ показатель
ВЫСОКИЙ
СРЕДНИЙ
НИЗКИЙ
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ
ЛИКВИДНОСТЬ
КОНСЕРВАТИВ НАЯ
УМЕРЕННАЯ
АГРЕССИВНАЯ
АГРЕССИВНАЯ
УМЕРЕННАЯ
КОНСЕРВАТИВ НАЯ
РИСК
АГРЕССИВНАЯ
УМЕРЕННАЯ
КОНСЕРВАТИВ НАЯ

Матрица стратегий кредитной политики: Уровень/ показательВЫСОКИЙСРЕДНИЙНИЗКИЙРЕНТАБЕЛЬНОСТЬЛИКВИДНОСТЬКОНСЕРВАТИВ НАЯУМЕРЕННАЯАГРЕССИВНАЯАГРЕССИВНАЯУМЕРЕННАЯКОНСЕРВАТИВ НАЯРИСКАГРЕССИВНАЯУМЕРЕННАЯКОНСЕРВАТИВ НАЯ

Слайд 18Задачи, определяемые целями кредитной политики:

– определение кредитных лимитов в отношениях с

покупателями (заказчиками);

– контроль за сроками погашения ДЗ и принятие последующих мер

по ее взысканию (напоминание, санкции и т.п.);

– сбор и управление информацией о покупателях (заказчиках);

– оценку платежеспособности покупателя (заказчика);

– контроль платежных условий заказов;

– мониторинг ДЗ (периода оборота, оборачиваемости, возраста ДЗ и т.д.);

– анализ, планирование и контроль кредитных и долговых отношений;

– коммуникация со службами маркетинга, ценообразования и др.

Задачи, определяемые целями кредитной политики:– определение кредитных лимитов в отношениях с покупателями (заказчиками);– контроль за сроками погашения ДЗ и

Слайд 19Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в товарные и потребительские

кредиты:




Вкредит – планируемый объем реализации продукции в

кредит;

Кс/ц – соотношение себестоимости и цены продукции;

Ткредит – средний период предоставления кредита покупателям,
дней;

Т просроч. кредит – средний период предоставления кредита
покупателям, дней;




3

Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в товарные и потребительские кредиты:Вкредит    – планируемый объем

Слайд 20Элементы системы кредитных условий:
Срок кредита (кредитный период), т.е. время,

которым располагают покупатели, прежде чем им придется заплатить за товар;

Размер кредита (кредитный лимит).

Стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок, предоставляемые в качестве поощрения за быстрые платежи;

Стандарты кредитоспособности, указывающие на минимальную финансовую силу подходящих клиентов, покупающих в кредит;

Политика взимания платы (система штрафных санкций), отражающая жесткость или мягкость подхода предприятия к клиентам, задерживающим платежи.

4

Элементы системы кредитных условий: Срок кредита (кредитный период), т.е. время, которым располагают покупатели, прежде чем им придется

Слайд 21 Стандарты оценки покупателей и дифференциация условий представления кредита:

На

основе соблюдения платежной дисциплины и объема поставок.
Алгоритм:
Отбор показателей оценки кредитоспособности

контрагента (своевременность погашения ранее предоставленных отсрочек платежа, прибыльность бизнеса, ликвидность, размер чистых оборотных активов и т.д.).

2. Определение принципов присвоения кредитных рейтингов клиентам компании.

3. Разработка кредитных условий для каждого кредитного рейтинга, т.е. установление:
– цены реализации;
– времени отсрочки платежа;
– максимального размера коммерческого кредита;
– системы скидок и штрафов.

5

Стандарты оценки покупателей и дифференциация условий представления кредита:На основе соблюдения платежной дисциплины и объема поставок.Алгоритм:Отбор

Слайд 22ПРИМЕР.
Значения кредитных рейтингов















ПРИМЕР.Значения кредитных рейтингов

Слайд 23Сначала клиенты ранжируются по платежной дисциплине.

Получившие рейтинг D или

Е к ранжированию по объему продаж не допускаются.

Для компаний,

получивших рейтинги А, В и С, рекомендованы следующие условия работы:

– рейтинг С – работа с такой компанией только при условии наличия залога;

– рейтинг В – обязательное описание в договорах системы штрафов и пеней и их строгое исполнение;

– рейтинг А – предоставление отсрочки платежа без использования санкций со стороны компании.

На основании рейтинга объема поставок определяются максимально допустимый объем товарного кредита и цены на реализуемую продукцию.
Сначала клиенты ранжируются по платежной дисциплине. Получившие рейтинг D или Е к ранжированию по объему продаж не

Слайд 24Например,
для компании с рейтингом объема поставок «В» размер товарного

кредита не должен превышать 50 млн руб. в год,
а

цена реализации устанавливается на 5% ниже базовой,

для рейтинга «А» кредитный лимит не больше 100 млн руб. в год, а цена – на 10% ниже базовой.
Например, для компании с рейтингом объема поставок «В» размер товарного кредита не должен превышать 50 млн руб.

Слайд 25 Стандарты оценки покупателей и дифференциация условий представления кредита
Элементы

формирования системы стандартов оценки покупателей:
Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных

групп покупателей.

Формирование и экспертиза информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей.

Выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей.

Группировка покупателей по уровню кредитоспособности.

Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности.



5

Стандарты оценки покупателей и дифференциация условий представления кредитаЭлементы формирования системы стандартов оценки покупателей:Определение системы характеристик,

Слайд 26Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей.

По товарному (коммерческому)

кредиту :
• объем и стабильность хоз. операций с покупателем;


• репутация покупателя в деловом мире;
• платежеспособность покупателя;
• результативность хозяйственной деятельности покупателя;
• состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;
• объем и состав чистых активов для обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.

По потребительскому кредиту :

• дееспособность покупателя;
• уровень доходов покупателя и регулярность их формирования;
• состав личного имущества покупателя для обеспечении кредита при взыскании суммы долга в судебном порядке.
Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей.По товарному (коммерческому) кредиту : • объем и стабильность хоз.

Слайд 272. Формирование и экспертиза информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей.

Состав

информационной базы:
сведения, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе

форм кредита);

данные, формируемые из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер);

информация, формируемая из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.).

Экспертиза полученной информации:
логическая проверка;
в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями;
путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества
и в других формах в соответствии с объемом кредитования.
2. Формирование и экспертиза информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей.Состав информационной базы:сведения, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень

Слайд 283. Выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей:

статистический,

нормативный,

экспертный,

балльный и другие методы

3. Выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей: статистический,  нормативный,  экспертный,  балльный и другие

Слайд 294. Группировка покупателей по уровню кредитоспособности.

Категории:

покупатели, которым кредит может

быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного

лимита (группа «первоклассных заемщиков»);

покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

4. Группировка покупателей по уровню кредитоспособности.Категории: покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на

Слайд 303. Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности.


Параметры дифференциации:

размер

кредитного лимита;

срок предоставления кредита;

страхование кредита за счет покупателей;

формы штрафных санкций

и т.п.


3. Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности.Параметры дифференциации:размер кредитного лимита;срок предоставления кредита;страхование кредита за счет

Слайд 31 Стандарты оценки покупателей и дифференциация условий представления кредита

На

основе соблюдения платежной дисциплины и объема поставок.

II. На основе финансового

результата – клиентский скоринг.

III. Расширенная система факторов.

5

Стандарты оценки покупателей и дифференциация условий представления кредитаНа основе соблюдения платежной дисциплины и объема поставок.II.

Слайд 32 II. На основе финансового результата

(маржинальный доход, валовая прибыль, чистая прибыль)

Клиентский

скоринг.
В основе системы клиентского скоринга лежит универсальный рейтинг клиента – агрегированный показатель, характеризующий экономическую эффективность работы с покупателями, базирующийся на величине маржи по клиенту:


Маржа = Оборот – Себестоимость товара  – Прямые затраты.

Себестоимость = Оборот / (1 + Процент наценки) + Оборот ∙ Индивидуальная скидка





5

II. На основе финансового результата         (маржинальный доход, валовая прибыль,

Слайд 33Маржа = Оборот – Себестоимость товара  – Прямые затраты.








Тн –

торговая наценка (десятичная дробь);

Ск – индивидуальная скидка;

– период инкассации ДЗ;

С капит – цена капитала (например, WACC);

Уд пер затр – доля переменных затрат в обороте.

Коррект выручки

с/с товара

ДЗ

Цена капитала

Прочие перем.

Маржа = Оборот – Себестоимость товара  – Прямые затраты.Тн – торговая наценка (десятичная дробь);Ск – индивидуальная скидка;

Слайд 34Пример шкалы универсального рейтинга:

Пример шкалы универсального рейтинга:

Слайд 35Пример 1.
Клиент А отгружает товар в среднем на 250 000

руб. в месяц с наценкой 35%. При оплате в течение

14 дней клиент получает скидку от цены в размере 2% (причем клиент действительно придерживается этого срока оплаты и получает эту скидку).
Цена капитала фирмы составляет 30%, переменные расходы находятся на уровне 10% оборота.
Определить рейтинг клиента по шкале, приведенной в таблице.

Пример 2.
Клиент А предложил увеличить товарооборот с 250 000 до
450 000 руб. при условии одновременного сокращения торговой наценки до 25% и увеличении периода оплаты до 28 дней (скидка в 2% сохраняется).
Необходимо принять решение о целесообразности данного шага. Для этого рассчитать рейтинг клиента для принятия положительного решения.
Пример 1.Клиент А отгружает товар в среднем на 250 000 руб. в месяц с наценкой 35%. При

Слайд 36Пример 2.
Готовится акция, по которой при увеличении товарооборота на 50%

клиент награждается ценным призом стоимостью 10 000 руб.
Какова должна быть

маржа и результат акции по клиенту А в случае участия в этом конкурсе.
Пример 2.Готовится акция, по которой при увеличении товарооборота на 50% клиент награждается ценным призом стоимостью 10 000

Слайд 37ЭТАП 6. Формирование процедуры инкассации ДЗ

Состав процедуры:

сроки и формы предварительного

и последующего напоминаний покупателям о дате платежей;

возможности и условия

пролонгирования долга по предоставленному кредиту;

условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.


ЭТАП 6. Формирование процедуры инкассации ДЗСостав процедуры:сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей;

Слайд 387. Формирование форм финансирования ДЗ

Использование форм рефинансирования – ускоренного перевода

ДЗ в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и

высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

Формы рефинансирования ДЗ:
• факторинг;
• учет векселей, выданных покупателями продукции;
• форфейтинг.




7. Формирование форм финансирования ДЗИспользование форм рефинансирования – ускоренного перевода ДЗ в другие формы оборотных активов предприятия:

Слайд 398. Построение эффективной системы контроля за движением и инкассацией ДЗ
Виды

систем контроля:
1. «Система ABC» применительно к портфелю ДЗ.

Категория

«А» – наиболее крупные и сомнительные виды текущей дебиторской задолженности («проблемные кредиты»).

Категорию «В» — кредиты средних размеров;

Категория «С» — остальные виды ДЗ, не оказывающие серьезного влияния на результаты финансовой деятельности предприятия.


8. Построение эффективной системы контроля  за движением и инкассацией ДЗВиды систем контроля:1. «Система ABC» применительно к

Слайд 40Критерий оптимальности кредитной политики:


ДЗопт – оптимальный размер текущей

ДЗ при нормальном

финансовом состоянии предприятия;

– дополнительная операционная прибыль,
получаемая предприятием от увеличения
продажи продукции в кредит;

Здз – дополнительные операционные затраты
предприятия по обслуживанию текущей ДЗ;

ФП дз – размер потерь капитала, инвестированного в
текущую ДЗ, из-за недобросовестности
(неплатежеспособности) покупателей.

Критерий оптимальности кредитной политики:ДЗопт   – оптимальный размер текущей ДЗ при нормальном

Слайд 41Организационная структура управления ДЗ – управляющая подсистема ДЗ:















Заместитель генерального

директора по экономике и финансам
Комиссия по управлению ДЗ, действующая в

рамках регламента

Программа по управлению и контролю ДЗ

Данные, необходимые для решения по управлению ДЗ

Финансовая служба : аналитическая и информац. поддержка

Коммерческая служба:
контроль, сопровождение продаж и поступлений

Правовая служба:
Юридическое сопровождение

Служба безопасности:
Предоставление «досье» дебиторов

Организационная структура управления ДЗ –  управляющая подсистема ДЗ: Заместитель генерального директора по экономике и финансамКомиссия по

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика