Слайд 1
Управление корпорацией
16. Управление рисками
С.А. Зенченко
szenchenko@mesi.ru
Слайд 216.1. Понятие управления рисками
На получение дохода существенным образом могут
повлиять следующие факторы:
изменение законодательства;
рост цен на энергоносители;
изменение потребительских предпочтений;
действия конкурентов;
технический
прогресс, появление товаров-заменителей;
ошибки персонала;
природные катастрофы и др.
Слайд 316.1. Понятие управления рисками
Рациональные акционеры должны обращать особое внимание на
то, как выстроена система управления и минимизации рисков в их
компаниях, как процедурно и организационно обеспечена защита их интересов. Система управления рисками является существенным конкурентным преимуществом компании, фактором, повышающим инвестиционную привлекательность. Построение эффективной системы управления рисками — естественная потребность акционеров.
Слайд 416.1. Понятие управления рисками
Под риском принято понимать вероятность (угрозу) потери
компанией части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов
в результате осуществления производственной или финансовой деятельности.
Слайд 516.1. Понятие управления рисками
Управление рисками (риск-менеджмент) — это процессы идентификация,
анализ рисков и принятия решений, которые включают максимизацию положительных и
минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий. Управление рисками должно включать как стратегическое, так и оперативное управление (тактику).
Слайд 616.1. Понятие управления рисками
В основе управления рисками лежит целенаправленный поиск
и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и
увеличения дохода в неопределенной экономической ситуации. Конечная цель — получение наибольшей прибыли при приемлемом соотношении прибыли и риска.
Слайд 716.1. Понятие управления рисками
Четыре категории рисков:
Стратегия (39%):
Операции (28%):
Внешние опасности (19%):
Финансы
(14%):
Слайд 816.1. Понятие управления рисками
Стратегия:
снижение спроса;
лояльность клиентов;
проблемы интегрирования;
давление цен;
регулирование;
НИОКР;
спад промышленности или
в отрасли;
убытки партнеров/совместных предприятий.
Слайд 916.1. Понятие управления рисками
Операции:
перерасход средств;
операционный контроль;
слабое управление эффективностью;
каналы поставок;
человеческий фактор,
в том числе и мошенничество;
регулирование;
цены на товары.
Слайд 1016.1. Понятие управления рисками
Внешние опасности :
макроэкономические факторы;
политические факторы;
законодательство;
терроризм;
природные катастрофы.
Слайд 1116.1. Понятие управления рисками
Финансы:
долг и процентные ставки;
слабый финансовый менеджмент;
потери активов;
гудвилл
и амортизация;
бухгалтерский учет.
Слайд 1216.1. Понятие управления рисками
Ключевые факторы, которые ограничивают выявление и управление
рисками в организации:
затруднения с количественной оценкой рисков — 61%;
конфликт корпоративных приоритетов —
60%;
затруднения в выявлении/ оценке потенциальных преимуществ ERM Enterprise Risk Management — система управления рисками. — 60%;
план-график и качество информации — 59%;
затруднения при внедрении системы управления рисками в разные культуры и нормы поведения — 53%;
доступность информации — 52%;
затруднения при внедрении риск-менеджмента в бизнес-процессы — 51%;
недостаточную прозрачность распределения ролей и ответственности в рамках управления рисками — 46%;
недостаточный уровень знаний людей в организации — 39%.
Слайд 1316.1. Понятие управления рисками
Проблемы:
фрагментарное присутствие элементов системы управления рисками и
внутреннего контроля, не объединенные в одну систему;
элементы системы управления рисками
и внутреннего контроля не связаны с другими процессами (стратегическим планированием, мониторингом результатов деятельности компании, документированием бизнес-процессов и т.д.) и не встроены в корпоративную культуру компании.
Слайд 1416.2. Стандарты в области управления рисками
Концептуальные основы управления рисками
Определение уровня
риск-аппетита в соответствии со стратегией развития. Руководство оценивает риск-аппетит (риск,
на который готова идти организация) на этапе выбора из стратегических альтернатив при постановке целей, отвечающих выбранной стратегии, а также при разработке механизмов управления соответствующими рисками.
Совершенствование процесса принятия решений по реагированию на возникающие риски. Процесс управления рисками определяет, какой способ реагирования на риск в организации предпочтителен — уклонение от риска, сокращение риска, перераспределение риска или принятие риска.
Сокращение числа непредвиденных событий и убытков в хозяйственной деятельности. Организации расширяют возможности по выявлению потенциальных событий и установлению соответствующих мер, сокращая число таких событий и связанных с ними затрат и убытков.
Определение и управление всей совокупностью рисков в хозяйственной деятельности. Каждая организация сталкивается с большим количеством рисков, влияющих на различные составляющие организации. Процесс управления рисками способствует более эффективному реагированию на различные воздействия и интегрированному подходу в отношении множественных рисков.
Использование благоприятных возможностей. Принимая во внимание все потенциальные события, а не только вероятные риски, руководство способно выявлять события, представляющие собой потенциальные возможности и активно их использовать.
Рациональное использование капитала. Более полная информация о рисках позволяет руководству более эффективно оценивать общие потребности в капитале и оптимизировать его распределение и использование.
Слайд 1516.2. Стандарты в области управления рисками
ИСО 31000 – Риск менеджмент.
Принципы и руководства
Риск менеджмент создает и защищает оценки
Риск менеджмент -
это составная часть всех организационных процесс
Риск менеджмент является частью принятия решения
Риск менеджмент ясно выражает неопределенность
Риск менеджмент систематизирован, структурирован и согласован по времени
Риск менеджмент основан на лучшей доступной информации
Риск менеджмент особенный для каждой организации
Риск менеджмент принимает во внимание человеческие и культурные факторы
Риск менеджмент обладает транспарентностью и инклюзивностью
Риск менеджмент – это динамичный, повторяющийся и способный к изменениям процесс
Риск менеджмент способствует постоянному улучшению организации
Слайд 1616.2. Стандарты в области управления рисками
Политика риск-менеджмента должна в ясной
манере отражать цели и приверженность организации в области риск-менеджмента и
отвечать следующим критериям:
Стремлению организации к обработке рисков;
Связям между целями организации и политиками, в том числе политике риск- менеджмента;
Ответственностям и обязанностям по обработке рисков;
Способу, к которому прибегают в решении конфликта интересов;
Обязательству по обеспечению необходимыми ресурсами того, кто отвечает за управление рисками;
Как будет измеряться и подтверждаться эффективность риск-менеджмента; и
Обязательству по постоянной оценке и улучшению политики риск-менеджмента и концепции, или вследствие какого-либо события, а также в ходе изменения каких-либо обстоятельств.
Тому, что политика риск-менеджмнта должна управляться должным образом.
Слайд 1716.3. Компоненты процесса управления рисками организации
Процесс управления рисками организации состоит
из восьми взаимосвязанных компонентов:
Внутренняя среда.
Постановка целей.
Определение событий.
Оценка рисков.
Реагирование на
риск.
Средства контроля.
Информация и коммуникации.
Мониторинг
Слайд 1816.3. Компоненты процесса управления рисками организации
Важные фундаментальные концепции. Управление рисками
организации:
представляет собой непрерывный процесс, охватывающий всю организацию;
осуществляется сотрудниками на всех
уровнях организации;
используется при разработке и формировании стратегии;
применяется во всей организации, на каждом ее уровне и в каждом подразделении и включает анализ портфеля рисков на уровне организации;
Слайд 1916.3. Компоненты процесса управления рисками организации
нацелено на определение событий, которые
могут влиять на организацию и управление рисками таким образом, чтобы
они не превышали готовности организации идти на риск (риск-аппетит);
дает руководству и совету директоров организации разумную гарантию достижения целей;
связан с достижением целей по одной или нескольким пересекающимся категориям.
Слайд 2016.3. Компоненты процесса управления рисками организации
Совет директоров должен обсуждать с
высшим руководством состояние процесса управления рисками и осуществлять надзор по
мере необходимости. Совет должен удостовериться в том, что он проинформирован о наиболее значимых рисках, а также о действиях менеджмента по управлению ими и обеспечению эффективности процесса управления рисками. Совет директоров рассматривает необходимость получения комментариев от внутренних аудиторов, независимого аудитор и других лиц и органов.