Слайд 1Введение
Наука как часть культуры
Биология как наука
Слайд 2Культура – это …?
«вся совокупность внебиологических проявлений человека»;
«совокупность генетически ненаследуемой
информации в области поведения человека» (Ю.Лотман);
«набор знаний, верований и поведений,
который основан на символическом мышлении и социальном обучении»;
«исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ)
Слайд 3Наука – это ….?
Нау́ка — сфера человеческой деятельности, направленная на
выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основа - сбор
фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ.
Наука позволяет построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.
Слайд 5Этапы развития биологии как науки
Этап систематики – XVIII в. (К.Линней);
Эволюционный
этап - XIX в. (Ч.Дарвин);
Этап биологии микромира – ХХ в.
(Г.Мендель).
Слайд 6Методы биологии (самостоятельно дома)
Слайд 7Биологические системы
Определение понятия «биосистемы»;
Принцип организации биосистем;
Процессы, происходящие в биосистемах.
Слайд 8Определение понятия «жизнь»
«Жизнь – есть способ существования белковых тел, существенным
моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей средой, причем
с прекращением этого обмена веществ, прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка», - Ф.Энгельс
«Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров», - М.В.Волькенштейн
Слайд 9Свойства систем
Система – это совокупность компонентов, находящихся во взаимодействии и
образующих единое целое
Целостность – подчинение общей цели;
Взаимосвязанность – изменение одного
компонента приводит к изменению остальных;
Иерархичность – включение систем более низкого порядка.
Слайд 10Свойства живых систем
Высокая степень упорядоченности;
Открытость; извне поступает энергия, вещества, информация;
Оптимальность
конструкции;
Управляемость и согласованность на основе информации (передачи сведений между компонентами
системы);
Иерархичность
Слайд 12Процессы, происходящие в биосистемах
Обмен веществ и превращение энергии (вспомнить суть,
значение и две стороны ОВ);
Самовоспроизведение и связанные с ним свойства
наследственности и изменчивости;
Раздражимость и саморегуляция (поддержание гомеостаза);
Саморазвитие (онтогенез и филогенез);
Слайд 13Подведем итоги
Живые системы проявляют общие свойства, отличающие их от объектов
неживой природы
Обменные процессы в живом веществе биосферы обеспечивают гомеостаз –
постоянство структурно-функциональной организации системы.
Слайд 14Проверим себя
Совокупность элементов живой природы, находящихся во взаимодействии и образующих
единое и четко разделенное на части целое - …..
биологическая система
Способность
живых организмов образовывать себе подобные организмы - ….
самовоспроизведение
Слайд 15Отличительная особенность строения живых организмов - ….
клеточное строение
Способность организмов передавать
свои признаки и особенности развития следующим поколениям - …..
наследственность
Способность организмов
избирательно реагировать на внешние воздействия специфическими реакциями - …
раздражимость
Слайд 16Способность организма сохранять постоянство внутренней среды при изменении условий внешней
среды - …
саморегуляция
Способность организма приобретать новые признаки - …
изменчивость
Уровень организации
живого, на котором изучают хлоропласты растений - …
клеточный
Слайд 17Совокупность пространственно изолированных тканей, специализированных для выполнения определенных функций -
…
орган
Соединения углерода с другими элементами, встречающиеся преимущественно в живых организмах,
из которых построено их тело- …
Органические соединения
Слайд 18На каком минимальном уровне организации жизни проявляется такое свойство живых
систем, как способность к обмену веществами, энергией, информацией?
На молекулярном
Даны живые
организмы: бактерии, грибы, лишайники, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные
Предложите варианты их классификации
Слайд 19 Домашнее задание:
1. параграфы
1-3,
2. таблица «методы биологии»
3. дать развернутые ответы на вопросы:
1)
каковы критерии выделения отдельных уровней организации живой материи;
2) в чем принципиальные отличия свойств живой и неживой материи;
3) сравните сущность процессов обмена веществ в неживой природе и метаболизма .