Слайд 1Задание 6
Подготовили: Калмыкова Е.С., Панкратова В.Г., Тимофеева Т.А.,
Зайченко Е.Е.,
Копыл В.В., Рыбочкина А.В., Мальцева Е.В.,
Басаргина И.Г., Белошапкина А.А.
Слайд 2Диагностика
Диагностика готовности к школьному обучению по методике Л.А. Ясюковой.
Прогноз и профилактика проблем в обучении в начальной школе.
Соматически
ослабленный ребенок
Леворукий ребенок (переученный)
Ребенок с ЗПР
Слабый (инертный) тип НС
Тревожный ребенок
Слайд 3Соматически ослабленные дети
Слайд 4Рекомендации
Индивидуально-ориентированный подход к обеспечению режима
Формирование и повышение нервно-психической устойчивости
к обязательным занятиям
Создание оптимальных гигиенических условий жизни детей
Организация
питания в соответствии с возрастной группой, типом учреждения.
Слайд 5Психологическое сопровождение должно быть ориентировано, прежде всего, на коррекцию невротических
проявлений и на повышение самооценки и уверенности в себе.
Положительный
эффект могут иметь игровые тренинги, направленные на моделирование житейских ситуаций, в которых ребенок может проявить уверенное поведение от лица персонажа (что закономерно облегчает такую задачу), методы эмоционально-образного воздействия (например, театральные инсценировки) и др.
Психокоррекционной работе способствует также создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе образовательного учреждения, уважительное отношение к воспитанникам.
Слайд 6Леворукость ребенка
Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков
письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения
этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:
восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг — овал, квадрат — ромб- прямоугольник);
копирования;
неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
очень медленный темп письма.
Слайд 7Рекомендации, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким
детям:
необходимо помочь левше организовать свое рабочее место
не следует требовать от левши правонаклонного
письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка
никогда не проявлять негативного отношения к леворукости
Слайд 8Неврологический диагноз
Типичные признаки и симптомы ФНР следующие:
глухота или снижение слуха;
трудности с концентрацией
внимания;
трудности при глотании;
усталость;
нарушение движения;
потеря равновесия;
Симптомы могут приходить и уходить. В большинстве случаев
симптомы проходят в течение короткого периода времени. Однако, у некоторых людей они могут длиться в течение нескольких месяцев или лет и препятствовать выполнению повседневных функций.
Слайд 11Личный конфликт или просто непонимание между учителем и учеником
Конфликтная ситуация
между учеником и учителем – одна из самых распространенных в
школьной среде. Условно такие ситуации можно разделить следующим образом:
Конфликты, возникшие в связи с плохой успеваемостью или неуспеваемостью учащегося, а также при выполнении различных внеучебных заданий.
Реакция педагога на нарушение учащимся определенных правил поведения в учебном заведении и за его пределами.
Эмоциональные и личностные конфликты.
Среди общих причин конфликтов можно выделить:
Недостаток ответственности педагога за грамотное разрешение конфликтных ситуаций.
Различный статус и жизненный опыт участников проблемной ситуации, что определяет их поведение.
Невозможность взглянуть на конфликт «со стороны». Одна проблема глазами педагога и ученика видится по-разному.
Чаще всего конфликт с учителем – результат его неправоты. Ученик только начинает социализироваться, учитель уже прошел определенный путь:
Не допускается повышение голоса на учащихся.
Нужно тщательно продумывать серьезные психологические разговоры с учениками.
Слайд 12Ребенок с ЗПР
Рекомендации педагогам, работающим с детьми с ЗПР.
Нельзя допускать
переутомление ребенка; при малейших признаках усталости необходимо менять содержание деятельности.
Стараться
поддерживать психоэмоциональное благополучие.
Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.
Обучение навыкам эмоционального самоконтроля.
Поддержка ребенка со стороны психолога, педагогов.
Задания должны строиться по принципу от простого к сложному.
Педагогам необходимо стремиться к индивидуальному подходу.
Важно придерживаться последовательных требований в общении с ребенком.
Слайд 13Ребенок с ЗПР
Стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около
семи смен деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают
дефицита времени на их выполнение.
Необходимо избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
Не сравнивать ребенка с другими детьми или эталоном, не предъявлять завышенных или заниженных требований.
Сразу поощрять успехи и достижения ребенка.
Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы.
В случае затруднений при выполнении задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.
На определенный отрезок времени давать только одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
Для подкрепления устных инструкций использовать наглядные материалы (картинки, схемы, образец и т.д.).
Создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.
Слайд 14Ребенок со слабым типом НС
Приемы в работе учителя, облегчающие учебную
деятельность школьников со слабой нервной системой:
не ставить слабого в ситуацию
неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку
желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме (при достаточной сформированности навыка письма);
нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения;
лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал; следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома;
путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у такого ученика уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться; эта уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях экзаменов, контрольных, олимпиад и т. д.;
следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно относится к ним;
во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного;
следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Слайд 15Ребенок с инертностью нервных процессов
Приемы в работе учителя, облегчающие учебную
деятельность учащихся с инертной нервной системой:
не требовать от них немедленного
включения в работу; их активность в выполнении нового вида задания возрастает постепенно;
следует помнить, что инертные не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются работать в такой ситуации;
не нужно требовать от инертного ученика быстрого изменения неудачных формулировок, ему необходимо время на обдумывание нового ответа; они чаще следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизаций;
не следует проводить опрос таких учеников в начале урока;
нужно избегать ситуаций, когда от инертного ученика требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку;
в момент выполнения задания не следует их отвлекать, переключать внимание на что-либо другое;
нежелательно заставлять инертного ученика отвечать новый, только что пройденный материал; следует отложить его опрос до следующего раза, дав возможность позаниматься дома.