Слайд 2Краткая биография
Аристотель-ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходится
со своим учителем. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг,
но истина дороже!». Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Платон и Аристотель отличались не столько взглядами, сколько характером и отношением к поиску истины…
Слайд 3Аристотель родился на севере Греции, вблизи Македонии, в городе Стагиры
в 384 г. до н. э. В 17 лет Аристотель
приехал в Афины и вступил в платоновскую Академию. Ему суждено было стать самым известным учеником Платона и достойным продолжателем его дела. После смерти Платона Аристотель в 347 г. покинул Академию и вернулся в родные края. Он был в те годы уже известным философом и поэтому македонский царь Филипп пригласил его в качестве учителя к своему 13-ти летнему сыну Александру…
Слайд 4Аристотель написал для Александра Македонского книгу о том, как надо
царствовать и как необходимо для царя быть добрым. Участие Аристотеля
в воспитании Александра Македонского помогло тому стать человеком, обладающим глубокими знаниями в различных областях, но в целом попытка философа оказалась неудачной ,по мере того как Македонский завоевывал одну страну за другой, он становился все более коварным, и скорым на расправу с теми, кто смел ему возражать. Уроки Аристотеля забывались, а дурной нрав Александра брал верх…
Слайд 5В 335 г. Аристотель вновь возвращается в Афины и основывает
свою собственную школу возле храма Аполлона Ликейского, по которому близлежащая
местность называлась Ликеем . От Аристотелева ликея получило имя учебное заведение - лицей. Учил Аристотель во время прогулок в саду, отчего его последователей звали перипатетиками (греч. «peripateo» - гулять), тогда как учеников Платона - академиками…
Слайд 6Как полагается древнему греку, Аристотель активно участвовал в политической жизни,
смело проповедуя свои взгляды. Кончилось это тем, что в 323
г. он был обвинен в нечестии за то, что «не поклоняется идолам, которых чтили в те времена, обвинение, сходное выдвинутому против Сократа». Не дожидаясь суда, Аристотель уехал на остров Эвбею.
Аристотель умер в изгнании, а если верить Диогену Лаэртскому, покончил с собой, прожив 61 год.
Слайд 7Материя и форма
Аристотель не отрицал существование идей, но, во многом
отойдя от своего учителя Платона, считал, что находятся они внутри
отдельных вещей как принцип и метод, закон их становления, энергия, фигура, цель. Понятая так «идея» была названа впоследствии латинским словом «форма». ». В противоположность Демокриту, Платон говорил о бесформенности вещества, а Аристотель, синтезировав боа эти представления, рассматривал идею как оформляющую пассивную материю. Материя - это то, из чего все рождается, и имеет тот же корень, что и слово «мать».
Слайд 8Форма и материя - простые сущности, из которых возникают все
вещи. Один и тот же предмет чувственного мира может рассматриваться
и как материя, и как форма.
Определяя материю как возможность, Аристотель считает, что Анаксагор и другие древнегреческие философы близко подошли к этому выводу, утверждая, что «все вещи были вместе в возможности, в действительности же нет»…
Слайд 9Развивая взгляды своих предшественников на элементы, из которых состоит мир,
Аристотель выделяет в качестве основы первоматерию - неопределенное начало мира,
которое он называл «хорой» и противопоставлял Богу как Высшему Благу. Она наделена двумя парами противоположных качеств: теплое и холодное, сухое и влажное. Комбинации этих свойств дают четыре стихии: огонь, воздух, воду и землю. Каждое тело образуется из этих стихий, которые могут трансформироваться одна в другую (например, вода в пар). К четырем стихиям Аристотель добавляет квинтэссенцию - божественный эфир, из которого состоят вечные тела, - звезды и небо.
Слайд 10Платон воспринял слова Сократа о значении, которое для познания бытия
имеют понятия, и шел от «идей» как первообразов мира через
явления чувственного мира, в которых эти «идеи» как истинные формы бытия, представлены в искаженном виде, к понятиям, схватывающим сущность явлений - их тождественную и неизменную основу. Считая, что познание направлено на неизменную сущность вещей, а основные свойства предметов раскрываются в понятиях о них, Платон сделал вывод, что понятия - не только наши мысли о бытии, но существуют сами по себе, самобытно и безусловно, независимо от чувственного мира. Против этого и выступил Аристотель…
Теория познания и логика
Слайд 11Главное для Аристотеля - определить причины движения, познать природу. Для
Аристотеля более важен реальный мир, чем мир идеалов.
Для объяснения развития
Аристотель принимает четыре причины: формальную, в силу которой вещь такова, какова она есть; материальную - то, из чего что-либо возникает; движущую и целевую. Например, когда строится дом, то материальной причиной будут кирпичи, бревна и т.п., формальной причиной - форма дома, его устройство, движущей причиной - деятельность строителя, а целевой причиной - назначение дома: допустим, чтобы в нем жить…
Слайд 12Обосновав важное значение причин, и определив мудрость как «науку о
первых причинах», Аристотель с полным правом может считаться родоначальником науки
как таковой. Наука становится возможной тогда, когда идея и материя рассматриваются как соединенные вместе и идея познается через исследование материи как ее истина. Утверждая, что «знание о чем бы то ни было есть знание общего», Аристотель дает тем самым определение научного знания…
Слайд 13Аристотеля, по праву, называют также основоположником логики и ее основных
законов. Он сформировал три основных закона логики, которые до сих
пор составляют ее основу. Первый закон логики носит название закона тождества, и в соответствии с ним любое понятие, суждение, умозаключение должны употребляться в процессе рассуждения в одном и том же смысле. Второй закон - закон исключения третьего. В соответствии с ним одно понятие или равно, или не равно другому, и третьего варианта не может быть. О законе непротиворечия сказано выше. Законы формальной логики Аристотеля составляют логические основания науки…
Слайд 14Справедливо считающийся основателем многих наук, Аристотель сформулировал и основные положения
этики как учения о добродетелях. Ему принадлежит само название этой
науки (от слова «этос» - обычай, нрав, характер, образ мыслей) и первый трактат по этике - «Никомахова этика», обращенный к его сыну Никомаху.
Аристотель дает определения основных понятий этики. Так, благо - это «то, к чему стремятся».Благо для грубых людей - в наслаждениях, для благородных - в почестях, для мудрых - в сознании…
Этические взгляды
Слайд 15Высшее благо, или счастье, есть деятельность, сообразная с высшей добродетелью.
Для счастья нужна как полнота добродетели, так и достаточная обеспеченность
внешними благами …
Слайд 16«Аналитики» Аристотеля являются основным и лучшим из его произведений по
логике. В «Первой аналитике» Аристотель излагает главным образом учение о
силлогизме, во «Второй аналитике», важной для изучения взглядов Аристотеля на логику, содержится его теория доказательства.
Аналитики. Первая и вторая
Слайд 17«Афинская полития» Аристотеля - один из важнейших первоисточников для изучения
истории Древней Греции классического периода.
Афинская полития
Слайд 18«Категории» - одно из важнейших философских сочинений великого энциклопедиста древнего
мира - Аристотеля, входящее в состав его «Органона». Яркая, хотя
и непоследовательная, материалистическая тенденция философа при освещении им «родов бытия» и высказываний о них делает эту работу в высшей степени важной и интересной для изучения античной науки и философии.
Категории
Слайд 19Представленная в этой книге "Метафизика" - одно из главных произведений
Аристотеля. В нем великий философ впервые ввел термин "теология" -
"первая философия", которая изучает "начала и причины всего сущего", подверг критике учение Платона об идеях и создал теорию общих понятий.
"Метафизика" Аристотеля входит в золотой фонд мировой философской мысли, и по ней в течение многих веков учились мудрости целые поколения европейцев.
Метафизика
Слайд 20В натурфилософии Аристотель следует следующим принципам: Вселенная конечна; все имеет
свою причину и цель; физические законы не имеют всеобщего характера;
природа выстроена по иерархической лестнице; следует не объяснять мир, а классифицировать его составляющие с научной точки зрения.
Природу Аристотель разделял на неорганический мир, растения, животных и человека. Человека от животных отличает наличие разума.
Никомахова этика
Слайд 21Аристотель как никто другой понимал важность вопроса о категориальной принадлежности
души. Прежде всего, говорил он, мы должны определить, к какой
категории относится душа. Есть ли она материя или форма, качество или количество, сущее в возможности или сущее в действительности?
И здесь Аристотель схватывает самую суть: главная трудность в вопросе о душе - определить ее категориальную принадлежность.
О душе
Слайд 22В "Политике" представлен подробный анализ государственной и общественной жизни Древней
Греции, сделанный Аристотелем. Несомненный интерес читателей вызовет предложенное Аристотелем разделение
форм государственного правления на лучшие и худшие и его теория о том, что аристократия и монархия являются лучшими формами государственного правления, а демократия - "властью бедного большинства".
Политика
Слайд 23О поэзии. Цель "Поэтики" и ее задачи. Поэтическое творчество-подражание. Различие
видов поэзии в зависимости от средств подражания.
Поэтика
Слайд 24Эта книга - издание первого в XX веке перевода на
русский язык "Риторики" Аристотеля. Перевод Н.Платоновой, сделанный в конце XIX
века и во многих случаях просто ошибочно передающий содержание оригинала, устарел не столько по времени, сколько по смыслу: он не отвечает в достаточной степени ни уровню текстологии античных источников, ни новому пониманию научной и педагогической направленности одного из самых актуальных и в наше время трудов Аристотеля. Устарел и язык прежнего перевода.
Риторика
Слайд 25Эта книга о том, как Аристотель понимал природу.
Физика