Слайд 1
« Тяжело в ученье…»
Собрание для родителей десятиклассников
Педагог – психолог
Л.В.Лебедева
Слайд 2 Цель собрания:
создание психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться
в педагогической среде (школьной системе отношений)
Слайд 3
Помните, что каждый подросток несет в себе огромную мудрость. Постарайтесь
познать эту мудрость и использовать ее для взаимного духовного роста.
Слайд 4 Поступление в 10 класс открывает последний этап обучения в школе.
В этот период у школьников могут возникать определенные сложности в
учебе, в отношении со сверстниками и родителями.
Слайд 5 Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации
к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы
родители увидели, насколько важна для них проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему психологическую поддержку.
Слайд 6 Конечно, в этом возрасте крайне нежелательно вмешиваться во взаимоотношения ребенка
со сверстниками, приходить в школу или выяснять отношения с родителями
других учеников ( исключения составляют только самые крайние случаи, когда у родителей есть основание для серьезных опасений).
Слайд 7 В 10 классе происходит резкая смена критериев знаний учащихся. Слабоуспевающие
ученики обычно покидают школу после 9 класса, поэтому требования педагогов
увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Родители десятиклассников должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может быть средним или даже слабым учеником. А бывший твердый « четверочник» – неуспевающим.
Слайд 8 Особенно это часто случается тогда, когда ребенок по настоянию взрослых
поступает в престижное учебное заведение с усложненной программой, где критерии
оценки его знаний и способностей иные, чем в « родной» школе. Плохие отметки ( с точки зрения самого учащегося, т.е. более низкие, чем он привык получать), могут привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребенка. Он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным.
Слайд 9 Родители, заметившие, что их ребенок стал более раздражительным ( или
более мрачным и апатичным), чем раньше, должны помочь ему справиться
с трудностями в учебе. Для этого прежде всего надо выяснить, с какими именно трудностями он столкнулся, какие предметы сложнее всего даются. Затем постараться объяснить, что требования к нему возросли, и поэтому педагоги оценивают его по новым критериям. Ведь ребенку кажется несправедливым, что за аналогичное сочинение по литературе в средней школе ему ставили « отлично», а теперь « хорошо» или « удовлетворительно».
Слайд 10 Нужно вместе с ребенком проанализировать те замечания, которые делают
педагоги, и сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнив, какими условиями
должны отвечать его письменные и устные работы ( рефераты, доклады и т.д). Возможно, для этого понадобиться консультация учителя ( желательно, чтобы ее получил сам школьник, а не его родители). Нужно помочь ребенку выполнить несколько заданий в соответствии с установленными правилами.
Слайд 11
Возраст любви и… отдыха от трудов
Нередко встречающаяся в десятом классе
проблема – ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого и
перед выпускным одиннадцатым классом. Школьник чувствует себя уставшим от серьезных экзаменов и важных решений о своем будущем. Безусловно, школьникам необходима передышка. Более того, родители тоже могут воспользоваться возможностью проводить больше времени с детьми и помочь им восстановить и накопить силы.
Однако, есть и большая опасность – можно ( не желая того), позволить ребенку основательно « расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.
Слайд 12Возраст любви и… отдыха от трудов
Когда взрослые видят, что ребенок
окончательно погрузился в свою жизнь и не занимается учебой (
ни помощью на дому), они пытаются воздействовать на него критикой и упреками. Обычно родители « пилят» ребенка примерно так: «Опять ты целыми днями проводишь время у телевизора ( или у компьютера)! Целый день болтаешь по телефону или лежишь на диване!» и т.п. Сами взрослые понимают, почему и за что они ругают своих детей, т.к. каждый родитель чувствует свою ответственность за будущее своего ребенка и, конечно, мечтают увидеть его успешным и счастливым в личной и профессиональной жизни.
Слайд 13Возраст любви и… отдыха от трудов
Если родителям удалось добиться успеха,
то они считают свою дорогу удачной, надежной и единственно правильной.
Если же в жизни не все сложилось удачно, то они начинают бояться, что ребенок « наступит на те же грабли», и постоянно видят что – то опасное в его поведении. Свои представления о том, как правильно строить жизнь, родители пытаются навязать ребенку, часто забывая о том, что сами, будучи подростками, не всегда вели себя идеально ( в том числе и с точки зрения их собственных родителей).
Слайд 14Возраст любви и… отдыха от трудов
Для того, чтобы старшеклассник не
отдалялся от взрослых, нужно довести до него свои опасения в
обычной беседе. Объяснить, что именно в поведении ребенка заставляет вас беспокоиться. Расскажите ребенку о том, что интересовало вас в его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но сделать это надо спокойно, не поучая и не раздражаясь.
Слайд 15Возраст любви и… отдыха от трудов
Хорошо ориентироваться в явлениях, составляющих
так называемую молодежную субкультуру, очень важно для ребенка в этом
возрасте. Нередко бывает так, что родители уже заранее уверены, что все что занимает подростка – сплошные глупости. Только присмотревшись и, конечно, вспомнив собственные отроческие годы, взрослый может понять, что для уверенности в себе, подростку необходимо знать, чем живут его сверстники.
Слайд 16Возраст любви и… отдыха от трудов
Если этот стиль в одежде
или макияже, который выбрал ваш ребенок, не нравиться вам, ни
в коем случае нельзя его ругать, запрещать ему одеваться или насмехаться над ним. Поговорите, объясните, что вам это кажется не совсем подходящим для него и тактично посоветуйте как это можно изменить или поправить.
Слайд 17Возраст любви и… отдыха от трудов
Юноши и девушки охотно
используют время обучения в десятом классе для общения с друзьями
и для разнообразных внешкольных занятий. Школьники проводят все больше времени вне дома, поздно возвращаются, реже, чем раньше, приглашают друзей к себе.
Слайд 18Возраст любви и… отдыха от трудов
Родители должны объяснить ребенку, что
они волнуются за него. Но ни в коем случае не
должны выдвигать необоснованных требований: « Всегда быть дома в 20 часов и точка!». Любое требование должно быть разумным и аргументированным.
Слайд 19Начинать действовать
В десятом классе школьник должен окончательно определиться, будет ли
он поступать в вуз после окончания школы. Если принято окончательное
решение, то надо сформулировать конкретные шаги, которые следует предпринимать для поступления, и начать готовиться к экзаменам.
Слайд 20Начинать действовать
Первый шаг – выбрать конкретное учебное заведение, в
котором хочет учиться школьник. Желательно подготовить « запасные варианты», т.е.
наметить два или три подходящих вуза, в которых совпадают сдаваемые предметы и экзамены проходят в разное время. При помощи интернета можно найти координаты этих заведений и ознакомиться с условиями приема.
Слайд 21Начинать действовать
Первый шаг – выбрать конкретное учебное заведение, в
котором хочет учиться школьник. Желательно подготовить « запасные варианты», т.е.
наметить два или три подходящих вуза, в которых совпадают сдаваемые предметы и экзамены проходят в разное время. При помощи интернета можно найти координаты этих заведений и ознакомиться с условиями приема.
Слайд 22Начинать действовать
Родители и педагоги обычно адекватно оценивают знания ребенка по
тому или иному предмету, необходимому для поступления в вуз. По
самому « хромающему» их них, надо начинать подготовку именно в десятом классе.
Слайд 23Начинать действовать
Родители могут помочь школьнику познакомиться с содержанием той
специальности, которую он выбирает. Ведь у подростка есть последняя возможность
поменять свое решение. В одиннадцатом классе график школьника станет более напряженным, начнется серьезная подготовка к выпускным и вступительным экзаменам.
Слайд 24
Спасибо за внимание и за то, что пришли на наше
собрание!