Слайд 2Кризис 7 лет - это название возрастного кризиса, которым заканчивается
дошкольный период и открывается новый этап развития ребёнка – младший
школьный возраст.
Один из главных симптомов кризиса семи лет - кривляние, манерность, непослушание.
Слайд 3На физиологическом уровне такое кризисное состояние связано с интенсивным биологическим
созреванием детского организма. К семи годам завершается созревание лобного отдела
больших полушарий, что создаёт возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования действий. К 6-7 гг. возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения преобладают. Последнее определяет такие характерные особенности детей, как непоседливость, повышенную эмоциональную возбудимость.
Слайд 4Характерные поведенческие реакции детей 7 лет:
Пауза. Это промежуток времени, между
обращением к ребёнку (указанием, требованиями, приказами, напоминаниями о соблюдении режима,
об иных необходимых действиях, просьбами) и реакцией ребёнка. Реакция выражается как собственно в невыполнении действия, так и в отказе от выполнения или оттягивания его.
Слайд 5Спор. Реакция, при которой ребёнок в ответ на просьбу, приказ,
требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения (чаще всего
ссылаясь на занятость), возражать.
Слайд 6Непослушание. Этот симптом составляют невыполнение привычных требований или установлений, отказ
от участия в привычных делах, противопоставление своих дел или намерений
требованиям взрослых.
Слайд 7Хитрость. Нарушение привычных установлений или требований родителей в скрытой форме.
Намеренное создание ситуаций, в которых ребёнок может извлечь некоторую выгоду
для себя.
Слайд 8Внешний вид. Ребёнок активно проявляет внимание к собственной внешности. Возникают
споры об одежде. Интерес к внешнему виду касается как девочек,
так и мальчиков.
Слайд 9Упрямство. Возникает самопроизвольно или как продолжение спора. Характерной чертой упрямства
как возрастной характеристики поведения с близким взрослым является относительная независимость
от содержания конкретной ситуации, в которой упрямство возникает.
Слайд 10Требовательность. Настаивание на своём, навязчивое напоминание об обещанном. Возникает вначале
как напоминание об обещанном родителями или как просьба о чём-то
желаемом.
Слайд 11Капризы. Возникают как реакция на успех, как продолжение требовательности и
упрямства. В определённом смысле их можно считать попыткой ребёнка привлечь
внимание родителей к своим проблемам, к своим трудностям.
Слайд 12Реакция на критику. Имеются в виду неадекватные реакции на высказанное
или продемонстрированное иным образом отношение родителей к поведению, действиям, продуктам
деятельности ребёнка.
Слайд 13Самостоятельность. Желание делать что-то (как правило, по дому) самостоятельно в
роли взрослого. Важным показателем возникающим на 7-м году самостоятельности является
то, что ребёнок выбирает дела и сферы обязанностей, ранее ему не принадлежавших.
Слайд 14Известный российский психолог Ю.Б. Гиппенрейтер приводит несколько важных
правил, чтобы наладить общение с ребёнком. Некоторые из них касаются
того, как помочь ребёнку взрослеть.
Слайд 15Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если
он не просит о помощи. Свои невмешательством Вы будете сообщать
ему: «С тобой всё в порядке! Ты, конечно, справишься!»
Слайд 16Правило 2. Постепенно, но неизменно снимайте с себя заботу и
ответственность за личные дела Вашего ребёнка и передавайте их ему.
Слайд 17Правило 3. Позволяйте Вашему ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих
действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и
становиться «сознательным».
Слайд 18Помните!
Любой кризис когда-нибудь кончается. Особенно приятно осознавать, что Ваш ребёнок
(а вместе с ним - и Вы) первый и последний
раз проходите через очередной трудный этап развития. Это совершенно закономерно, и означает лишь то, что Ваше сокровище растёт. Помогите ему в этом нелёгком деле.
Слайд 19Спокойствие – сильнее эмоций.
Молчание – громче крика.
Равнодушие – страшнее войны.
(Мартин Лютер)
Слайд 20Педагог-психолог:
Марина Васильевна Куманцова
№ тел.: 8-953-313-56-09