Детская
одаренность
Семинар 16.02.2012 г.
МБОУ «Кузнеченская СОШ»
Слайд 2Что такое «одаренность»?
Одаренность – суммарное, общее личностное
свойство человека.
Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми
Слайд 3Одаренность
«общая»
«специальная»
«актуальная» «потенциальная»
Благоприятная окружающая среда и правильное педагогическое руководство способны превратить "природный дар" в выдающийся талант.
Слайд 4СЕГОДНЯ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НАЗЫВАЮТ:
детей с интеллектом выше среднего;
детей с высоким
уровнем творческих способностей;
детей, достигших успехов в опреде-ленных областях деятельности (юные
музыканты, художники, математики, шахматисты, спортсмены);
детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Слайд 5УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками
и способностями.
Однако не все они развиваются.
Нераскрытые возможности
постепенно угасают вследствие невостребованности.
Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60‑70 %, то к четырнадцати годам — 30‑40 %, а к семнадцати — только 15‑20 %.
Слайд 6УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ
Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение,
которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается.
К
8 годам достигается 90% развития интеллекта.
По результатам диагностики интеллект 12-летних подростков и уч-ся 11-х классов существенно не
отличаются.
Слайд 7 СТЕПЕНЬ ОДАРЕННОСТИ
Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это
самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека
на десять тысяч.
Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %.
Третья — собственно одаренные (15‑25 %).
Остальные дети входят в пределы нормы (70 %)
Слайд 8ТИПЫ ХАРАКТЕРОВ
ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый,
с хорошим речевым развитием, лидер, фантазер.
2-й тип – замкнутый, тихий,
размышляющий,
застенчивый пугливый.
Слайд 9 «ПЛАТА ЗА ТАЛАНТ»
Развитая речь и богатый словарный запас
часто могут проявляться только в устной речи .
Любознательны, однако часто
не могут заучить легкий, но неинтересный материал.
Способны к длительной интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны.
Слайд 10«ПЛАТА ЗА ТАЛАНТ»
Перфекционизм – стремление к совершенству и жуткие переживания
в случае неудачи
Для одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и
их познавательных особенностей.
Развитие интеллекта и чувств у одаренных идет неравномерно, поэтому они стремятся использовать свои преимущества в интеллектуальной сфере для того, чтобы замаскировать эмоциональную незрелость.
Слайд 11 ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Неприязнь к школе
Игровые интересы.
Погружение в философские проблемы.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным
развитием.
Слайд 12 ПРИЧИНЫ УЯЗВИМОСТИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Стремление к совершенству
Ощущение
неуязвимости
Нереалистические цели.
Сверхчувствительность.
Потребность во внимании взрослых.
Нетерпимость.
Слайд 13 Ниже перечислены личностные черты и деловые качества,
которые учитель встречает у
своих учеников.
Отметьте знаком «+»
те свойства, которые Вам
нравятся в учениках,
а знаком «-» те, что
не нравятся.
Слайд 14
Дисциплинированный.
Неровно успевающий.
Организованный.
Выбивающийся из общего темпа.
Эрудированный.
Странный в поведении, непонятный.
Умеющий поддержать общее
дело.
Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
Занятый
своими делами (индивидуалист).
Быстро, «на лету» схватывающий.
Не умеющий общаться, конфликтный.
Общающийся легко, приятный в общении.
Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
Не всегда желающий подчиняться большинству
или официальному руководителю.
Слайд 15 КАКИХ «+» У ВАС БОЛЬШЕ?
1. Если
чётных «+» больше, то
Вы – нестандартный учитель, умеющий
обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.
2. Если же вы не попали в эту категорию не расстраивайтесь, психолог всегда рад прийти Вам на помощь.
Слайд 16 РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ:
Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не
давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься .
Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно .
Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.
Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач.
Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний .
Слайд 17 Предметные олимпиады
В школьном туре (1этап) приняли участие –
7 - 11 кл.
В миниципальном туре(2 этап) приняли участие
9 – 11 кл.
Итоги 2 этапа:
победители – 9 человек
призеры – 3 человека
Слайд 18 Итоги муниципального тура олимпиад 5-11 кл
Слайд 19 Итоги муниципального тура олимпиад
3 – 4 кл
Слайд 20 Исследовательская и проектная деятельность учащихся
Слайд 21Спортивные достижения школьников
Внеурочная деятельность учащихся