Слайд 1Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Слайд 26.2. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям
ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования.
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309–ФЗ внес в статью 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» новый пункт 6.2:
Слайд 3П.4 ст.7 ФЗ «Об образовании»
Под «структурой основных
образовательных программ» понимается соотношение и объем их частей, а также
соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Слайд 4Разделы проекта Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования
1. Общие положения (кем устанавливаются ФГОТ, в какие
сроки пересматриваются, какие программы разрабатываются на основе указанных требований и т.п.);
2. Основные понятия (определены объем и содержание основных понятий, используемых в требованиях с целью уточнения, а также единства их восприятия всеми категориями пользователей);
3. Область применения (кому или в каких случаях необходимо руководствоваться указанными требованиями);
Слайд 5Разделы проекта Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования
4. Функции федеральных государственных требований к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования, их назначение;
5. Общие требования (требования, отражающие целевые и ценностные ориентиры основной общеобразовательной программы дошкольного образования);
Слайд 6Разделы проекта Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования
«Содержательные» требования (требования, фиксирующие научные основы дошкольного образования,
его специфику, основные направления, образовательные области);
7. Организационные требования – требования, отражающие наличие частей (компонентов) программы, их объема, соотношения и др.
Слайд 7Основные направления развития детей и образовательные области
Физическое развитие
Познавательно-речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально-личностное
развитие
Физическая культура
Здоровье
Художественное творчество
Коммуникация
Музыка
Чтение художественной литературы
Познание
Кругозор
Социализация
Труд
Безопасность
Слайд 8«Интеграция
содержания дошкольного образования» –
состояние (или процесс, ведущий к
такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания
дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Слайд 9«Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» -
программа, разрабатываемая, утверждаемая и
реализуемая в дошкольном образовательном учреждении (группе) на основе федеральных государственных
требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования различают две части: 1) обязательную часть, разработка которой обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом; 2) часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Слайд 10«Обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования» –
часть основной общеобразовательной
программы, которая должна быть реализована в любом образовательном учреждении (группе),
реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. В группах компенсирующей и комбинированной направленности включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 11«Часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса»
–
это часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного
процесса дополнительно к обязательной части, и отражающая: 1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Слайд 12Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования
1 модель –
только обязательная часть (группы общеразвивающей направленности без приоритетных направлений деятельности
во всех типах и видах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);
Слайд 13Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования
2-я модель –
обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным
осуществлением деятельности по одному или нескольким направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое (группы общеразвивающей направленности с приоритетными направлениями деятельности во всех типах и видах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);
Слайд 14Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования
3-я модель –
обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным
осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях (группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет в дошкольных образовательных учреждениях для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста, образовательных учреждениях других типов и видов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);
Слайд 15Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования
4-я модель –
обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным
осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур (группы оздоровительной направленности во всех типах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);
Слайд 16Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования
5-я модель –
только обязательная часть для детей с ограниченными возможностями здоровья с
приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии (группы компенсирующей и комбинированной направленности в образовательных учреждениях всех типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);
Слайд 17Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования
6-я модель -
обязательная часть для детей с ограниченными возможностями здоровья с приоритетным
осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по одному или нескольким направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, а также по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях (группы компенсирующей и комбинированной направленности в образовательных учреждениях всех типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования).
Слайд 18Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы, которая должна быть
реализована в любом образовательном учреждении (группе), кроме групп компенсирующей и
комбинированной направленности,
рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:
непосредственно образовательную деятельность;
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Слайд 19
Примерный общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Слайд 20Объем обязательной части
В объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного
образования не входит время, отведенное на:
совместную деятельность взрослого и детей,
осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода;
дневной сон (в группах полного, сокращенного, продленного дня и круглосуточного пребывания).
Слайд 21 Оптимальным является равнодолевое соотношение объемов обязательной части основной общеобразовательной программы
дошкольного образования по основным направлениям развития детей, таким, как физическое,
социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое (примерно по 25% от суммарного объема).
Слайд 22Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы для детей с
ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована в группах компенсирующей
и комбинированной направленности,
включает время, отведенное на:
непосредственно образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 23Примерный общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования
для детей с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 24
Примерный общий объем части, формируемой участниками образовательного процесса
дополнительно 5-6% к
непосредственно образовательной деятельности детей и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе
режимных моментов, обязательной части основной общеобразовательной программы, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет одно приоритетное направление деятельности;
дополнительно 11-12%, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет два приоритетных направления деятельности;
Слайд 25Примерный общий объем части, формируемой участниками образовательного процесса
дополнительно 17-18%, если
учреждение по результатам государственной аккредитации имеет три приоритетных направления деятельности;
дополнительно
24-25%, если у учреждения по результатам государственной аккредитации все направления деятельности – приоритетные.
Слайд 26«Совместная деятельность взрослого и детей» -
деятельность двух и более участников
образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на
одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.
Слайд 27«Самостоятельная деятельность детей» -
1) свободная деятельность воспитанников в условиях
созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности
по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
Слайд 28
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
должна:
Обеспечивать охрану и
укрепление здоровья детей, их всестороннее (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное) развитие
через организацию различных видов детской деятельности и самодеятельности, ведущей из которых является игра.
Слайд 29Способствовать достижению ребенком уровня развития, обеспечивающего его психологическую и физическую
готовность к школе, создавать равные условия для воспитания, развития и
обучения детей независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
Слайд 30Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели
и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться
к разумному «минимуму»).
Формировать такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Слайд 31Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Программные темы должны
быть доступны детям и вызывать положительное эмоциональное отношение, необходимое для
возникновения у них соответствующей мотивации в образовательном процессе.
Строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым.
Слайд 32Структура Программы должна содержать пояснительную записку, организационный раздел, и
следующие обязательные разделы в соответствии с возрастом воспитанников:
- «Возрастные
особенности детей»,
- «Физическое развитие»,
- «Социально-личностное развитие»,
- «Художественно-эстетическое развитие»,
- «Познавательно-речевое развитие»,
- «Психолого-педагогические результаты освоения программы».
Слайд 33
Планируется время на проведение психолого-педагогической диагностики результатов освоения Программы: 5-7
дней в сентябре и мае.