Слайд 1
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Семенова Ольга Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ
№1 г. Мичуринск Тамбовская область
Слайд 2С введением стандартов второго поколения обозначились
новые цели современного
образования: развитие личности,
владеющей обобщенными способами учебной
деятельности, умеющей учиться
самостоятельно.
Это умение напрямую связано с формированием читательской
компетенции как основы составляющей ключевых компетенций и
внедрением инновационных технологий.
Слайд 3 Актуальность
Современное общество ставит перед образовательными учреждениями
задачу подготовки человека думающего, выпускника, способного активно участвовать в созидательной
жизнедеятельности, проявлять инициативу, независимость и ответственность. В решении этой задачи важнейшую роль играет художественная литература. Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Именно чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания любого жизненно важного знания (в том числе и профессионального). Поэтому появилась острая необходимость в разработке и внедрению опыта по формированию читательской компетенции как основу составляющей ключевых компетенций
с применением средств современных технологий.
Слайд 4СФОРМИРОВАННОСТЬ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
(методика М. П. Воюшиной, адаптированная С. В. Самыкиной)
Слайд 5
Уровень сформированности основ читательской компетентности
диагностикой Чабановой Т.А.
Слайд 6ПРОБЛЕМА
По результатам входного диагностического исследования выявлено, что уровень сформированности основ
читательской компетенции и показатели сформированности читательских умений , остаются далеко
позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения
Слайд 7ПРОТИВОРЕЧИЯ
между определяющим значением читательской деятельности и пассивной читательской активностью учащихся
между
постоянно растущими требованиями к уровню читательской компетентности, которая является средством
самообразования и дальнейшего успешного обучения, и невозможностью её реализации при использовании
Слайд 8 Гипотеза
Формирование основ читательской компетенции
будет эффективным при соблюдении следующих условий:
• организация системы работы по формированию
у младших школьников типа правильной читательской деятельности;
• использование современных технологий (в том числе ИКТ), нестандартных форм работы в учебной и внеурочной деятельности, типов заданий, позволяющих развивать читательскую компетенцию, самостоятельность читателя, его познавательную мотивацию, умения и навыки работы с художественными и информационными текстами;
• создание единого книжного окружения и книжных интересов детей и родителей как основы успешного формирования грамотного читателя в семье;
• учёт возрастных, психологических особенностей развития школьников 8-9 лет
Слайд 9ЦЕЛЬ
Создание оптимальных условий, обеспечивающих
целенаправленное последовательное формирование
и развитие читательских
компетенций
младшего школьника средствами современных
педагогических технологий
Слайд 10Задачи
Проанализировать методическую литературу, Интернет-ресурсы по проблеме исследования. Изучить передовой педагогический
опыт по данной теме.
Разработать диагностический материал.
Определить приёмы современных технологий, наиболее
эффективные на данном этапе обучения.
Разработать систему уроков по данным технологиям при изучении учебного предмета и методические рекомендации к ним.
Исследовать степень влияния используемых приёмов на развитие читательских компетенций.
Слайд 11ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся научатся:
находить проблему;
высказывать оценочные суждения;
правильно формулировать свои цели и
обеспечивать их выполнение;
прогнозировать события;
анализировать, классифицировать;
отстаивать свою точку зрения;
находить оригинальные пути
выхода из проблемной ситуации;
работать самостоятельно и в группах;
развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном)
выслушивать чужое мнение;
выдвигать гипотезы, формировать собственное мнение, высказывать его, аргументировать;
критически относиться к мнению оппонентов;
осуществлять рефлексию своей деятельности.
Слайд 12АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Срок реализации: май 2014 - май 2015
Аудитория: учащиеся 2
класса
Тип проекта: практико-ориентированный, исследовательский
Направление: развитие читательских компетенций учащихся средствами современных
технологий на уроках литературного чтения
Слайд 15Читательская компетентность
Вычитывание информации из текста;
Интерпретация прочитанного;
Размышления и оценка прочитанного.
Грамотно
читать – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием,
оценивать его смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном.
Слайд 16Компоненты читательской компетентности
Познавательный – знания (степень их обобщения и
полноты);
Операционально-технологический – умения (степень свернутости и освоенности, возможность переноса
выполняемых действий);
Ценностно-смысловой – ценностно-смысловые ориентации (отношение к процессу, содержанию и результату деятельности).
Слайд 17
Структура понятия читательской компетентности представлена в таблице .
Слайд 18
Технологии и стратегии развития чтения
Технология развития критического мышления средствами
чтения и письма (И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек);
Технология акмеологического чтения, технология «Луч» (В.А.Бородина);
Система
филологических задач по пониманию текста (Л.Г.Борисова);
Методика развития информационной грамотности (О.Н.Мяэотс, О.Громова);
Стратегии чтения (Н.Н.Сметанникова);
Технология скорочтения (М.А.Зиганов);
Методика структурно-логического анализа текста (Н.И.Козлов)
Методика «Быстрое чтение» (О.А.Андреев)
Методика развивающего чтения (И.И.Тихомирова);
Технология формирования информационной культуры личности (Н.В.Збаровская, Н.И.Гендина);
Методика обучения младших школьников пониманию текста (О.Соболева, Г.Г.Граник):
Технология мастерских;
Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения (Э.А.Орлова).
Слайд 19В основу моего опыта обучения чтению положена модель,
состоящая из
трёх стадий: деятельность до чтения (антиципация,
постановка целей урока с
учетом общей (учебной, мотивационной,
эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе),
во время чтения (Первичное чтение текста, перечитывание текста,
беседа по содержанию в целом)
и после чтения (Концептуальная (смысловая) беседа по тексту; знакомство
с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания,
опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся),
тестовые задания, контрольно-измерительные материалы)
Слайд 20Первая стадия- деятельность до чтения-
элементы технологии развития критического мышления
Базовая
модель технологии РКМЧП
Слайд 21 Освоенные приёмы технологии
Концептуальная таблица
Обучение сообща
«Корзина идей»
Бортовой журнал
«Паутинка ассоциаций»
Инсерт или «Пометки на полях»
Таблица «ЗХУ»
«Зигзаг»
Синквейн
Кластер
Чтение с остановками
Игра «Верите ли Вы, что…».
Слайд 23ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 2 КЛАСС. А.Фет «Чудная картина», А. Прокофьев «Как
на горке, на горе»
Слайд 24Прием «Паутинка ассоциаций».
выбрать главную тему или объект
Запись ключевых слов и
важных идей участниками
Высказывание дополнительных идей в группе
цветовое кодирование и добавление
пустых линий
Слайд 25ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 2 КЛАСС. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ДВА МОРОЗА»
Слайд 26во время чтения
Технология акмеологического чтения
( созидающего чтения)
В.
А. Бородина и С. М. Бородиных
Базовые принципы технологии
«восхождение»
Востребованность
Включенность
воспроизводимость,
вариативность,
валеологичность
на основе психосемиотико-коммуникативного подхода
(общения по поводу воспринятых знаковых систем).)
Слайд 27 Освоенные приёмы технологии
«Согласование»
Задай вопрос
"Ромашка"
«ТЕРЕМОК СКАЗОК».
Верю - не
верю
Ералаш
Невозможное становится возможным
Кольцевая почта
Слайд 28Приём «Ералаш»
Деление текста на части
Работа в группе с разрушенным текстом
Восстановление
разрушенного текста
Слайд 29ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 2 КЛАСС. Л. ПАНТЕЛЕЕВ «ДВЕ ЛЯГУШКИ»
Прыгали, прыгали
и нечаянно свалились в горшок со сметаной.
Но только одна
из них была настоящая лесная лягушка – храбрая, сильная
веселая, а другая была ни то ни се: трусиха была, лентяйка, соня.. Жили-были две лягушки. Про нее даже говорили, будто она не в лесу, а где-то в городском парке родилась.
И вот однажды ночью пошли они погулять. Были они подруги и жили в одной канаве .А около дома погреб. Но все-таки они жили вместе, эти лягушки.
И из этого погреба очень вкусно пахнет: плесенью пахнет, сыростью,
мохом, грибами. Идут себе по лесной дороге
и вдруг видят - стоит дом. А это как раз то самое, что лягушки любят.
Вот забрались они поскорей в погреб, стали там бегать и прыгать.
Слайд 30 Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной.
Но только одна из них была настоящая лесная лягушка –
храбрая, сильная
веселая, а другая была ни то ни се: трусиха была, лентяйка, соня.. Жили-были две лягушки. Про нее даже говорили, будто она не в лесу, а где-то в городском парке родилась.
И вот однажды ночью пошли они погулять. Были они подруги и жили в одной канаве .А около дома погреб. Но все-таки они жили вместе, эти лягушки.
И из этого погреба очень вкусно пахнет: плесенью пахнет, сыростью,
мохом, грибами. Идут себе по лесной дороге
и вдруг видят - стоит дом. А это как раз то самое, что лягушки любят.
Вот забрались они поскорей в погреб, стали там бегать и прыгать.
Слайд 31Приём «Ромашка»
Каждая группа по тексту составляет для другой группы свои
вопросы
1 группа Простые вопросы
2 группа Уточняющие вопросы.
3 группа
объясняющие вопросы
4 группа Оценочные вопросы
5 группа Практические вопросы
Слайд 32ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 2 КЛАСС. А. ГАЙДАР «СОВЕСТЬ»
1 группа Простые вопросы
(Как произошло, что Нина не пошла
в школу? Где она
оказалась вместо школы?)
2 группа Творческие вопросы(Если бы вы были художником, какую
картину нарисовали к этому рассказу?)
3 группа объясняющие вопросы (Почему именно в рощу пошла Нины?)
4 группа Оценочные вопросы ( Как вы относитесь к поступку Нины?)
5 группа Практические вопросы (Как бы вы поступили на месте
героя рассказа?)
Слайд 33Этапы и алгоритм технологии мастерских
Индукция
Самоконструкция
Социоконструкция
Социализация
Афиширование
Разрыв
Рефлексия
Проблемная ситуация-начало, мотивирующее
творческую деятельность каждого
Индивидуальное создание
гипотезы, решения,
текста, рисунка, проекта
Каждому предоставлена независимость в выборе пути
поиска
решения, дано право на ошибку и на внесение корректив
Выступление в группе представляет сопоставление,
сверку, оценку, коррекцию окружающими
Вывешивание работ учеников и мастера (текстов, рисунков,
проектов, решений)
Внутреннее осознание участником мастерской неполноты.
несоответствия старого знания новому.
Новое видение предмета, явления самого себя
Отражение чувств, ощущений, возникших у участников
во время процесса
3 стадия Работа с текстом после чтения
Технология мастерских
Слайд 34Особенности организации
Надпредметная часть
Поиск
подхода
к решению
проблемы
Способы
саморегуляции
Способы
саморегуляции
Свобода
творчества
Слайд 35Виды мастерских
1. Мастерская построения знаний
2. Мастерские реконструкции знаний
3. Мастерские восстановления
знаний
4. мастерская творческого письма
Слайд 36 Освоенные приёмы и методы технологии
Метод вживания
Метод образного видения
Метод «Если
бы...».
Метод символического видения.
Приём «Индуктор»
Прием «Закончи предложение»
Приём «Панель»
Слайд 37Приём «Индуктор»
Выделение ключевого слова из текста
Запись до семи слов –ассоциаций
в группе (передача листа по кругу)
Индивидуально : составление письма, высказывания,
просьбы
Предоставление работы
Слайд 38ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 2 КЛАСС.
М. ПЛЯЦКОВСКИЙ «КАК УТЁНОК СВОЮ ТЕНЬ
ПОТЕРЯЛ»
ДРУЖБА
друзья
помощь
Не предавать
верность
понимание
Радость встречи
игра
Слайд 40Метод образного видения
Предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку
эмоционально-образного
видения и изображения объекта.
Например: «нарисуйте счастье»; «дорисуйте картину по
открывшемуся
вам фрагменту» и т. д.
Слайд 41ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 2 КЛАСС.
Е. КАРГАНОВА «КАК ЦЫПЛЁНОК ГОЛОС ИСКАЛ»
Слайд 43Диагностика эффективности проекта
Групповая и
индивидуальная
самооценка
Диагностические
методики
Экспертная оценка
коллег
Тестирование
учащихся
Анкетирование
родителей и
учащихся
Слайд 44РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Рассмотрена теоретическая основа современных технологий
Отобраны наиболее эффективные приёмы для развития
читательской компетенции учащихся
Разработаны технологические карты уроков с использованием приёмов современных
технологий
Создана база методических разработок
Разработаны диагностические работы для определения уровня творческих способностей учащихся, уровня сформированности основ читательской компетентности
ДИНАМИКА
ГРУППОВОЙ СПЛОЧЁННОСТИ
Получены сведения от 27 учащихся.
Цель исследования:определение уровня групповой сплочённости, оценка позиции учащихся
в классном коллективе.
Использовалась методика К. Сишора «Определение индекса групповой сплочённости».
По результатам исследования были выделены три группы учащихся:
– высокий уровень групповой сплочённости;
– средний уровень групповой сплочённости;
– низкий уровень групповой сплочённости.
Результаты представлены в таблице и на диаграмме, показатели переведены в проценты.
Слайд 46Динамика участия учащихся в олимпиадах, конкурсах.
Слайд 47Динамика
роста техники чтения обучающихся
Слайд 49СРАВНИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
(методика М. П. Воюшиной, адаптированная С.
В. Самыкиной)
Слайд 50
Сравнительный анализ уровеня сформированности
основ читательской компетентности
Слайд 51ДИАГНОСТИКА «МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ»
(МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)
Слайд 52повышение мотивации обучения и познавательной активности;
развитие умения находить проблему, правильно
формулировать свои цели и обеспечивать их выполнение;
формирование рефлексии способов и
условий действия, контроля
и оценки процесса и результатов деятельности;
развитие нестандартности мышления, самостоятельности,
воображения, фантазии;
формирование коллективистских отношений,
умения отстаивать свою точку зрения,
задавать вопросы, выслушивать чужое мнение
и критически относиться к мнению оппонентов;
ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА
Слайд 54Распространение опыта
http://michschooll.68.edu.ru сайт МБОУ СОШ № 1, г. Мичуринска
umic@list.ruumic@list.ru, michumiic@ya.ru
сайт УМиЦ г. Мичуринска
http://www.proshkolu.ru/user/semyonowa40//
http://учительский.сайт/Семенова-Ольга-Владимировна
http://naukait.ru/attachments/article/1331/shvecova_ea_noyabrsk_konf13.pdf
Слайд 55Информационные ресурсы
Лемяскина Н. А. «Современная система формирования читательской самостоятельности младших
школьников Н. Н. Светловской», «Материалы X межрегиональной научно – практической
конференции.Ч.1», под ред. Д-ра пед. наук, проф. Л. А. Обуховой. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010
Долгова, Пучкова: Чтение. Диагностика читательской компетентности. 2 класс. Тестовые материалы-Издательство: Интеллект-Центр, 2015 г
Колганова Н. Е. Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности младших школьников / Н. Е. Колганова // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 5-8
М. П. Воюшина, С. А. Кислинская, Е. В. Лебедева, И. Р. Николаева. Методика обучения литературе в начальной школе 2010-Издательство: Академия
Савушкина, Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников / Т.П. Савушкина // Завуч начальной школы.- 2010. - №4.-С.67-116
https://yandex.ru/search/?text=https://yandex.ru/search/?text=акмеологическая технология
https://yandex.ru/search/?text=https://yandex.ru/search/?text=технология творческих мастерских
Технология развития критического мышленияttp://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ruhttp://ipk.68edu.ru/2010-05-31-12-25-16/381-kritika.html
Слайд 56
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Семенова Ольга Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ
№1 г. Мичуринск Тамбовская область