Разделы презентаций


Формирование экологической культуры в процессе экскурсий

Содержание

Любим мы наш школьный сад

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Формирование экологической культуры учащихся в процессе экскурсий
Подготовила: Водякова О.Н.
Муниципальное казенное

общеобразовательное учреждение
Березовская основная общеобразовательная школа
2014
Районный методический семинар

Формирование экологической культуры учащихся в процессе экскурсийПодготовила: Водякова О.Н.Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Березовская основная общеобразовательная школа2014Районный методический

Слайд 3Любим мы наш школьный сад

Любим мы наш школьный сад

Слайд 4«Аллея России»

«Аллея России»

Слайд 5
Целью экологического воспитания в школе стало формирование нового мышления, экологического

сознания и экологичной личности, в целом. Такая личность должна включать

в себя не только экологические знания, умения, гуманные чувства, но и экологическую ответственность, экологическое мировоззрение, стремление быть в гармонии с Природой, что характеризует высокую экологическую культуру.


При изучении уровня экологической культуры учащихся использовался метод анкетирования. При разработке организации экскурсий использовались словесные, наглядные, практические методы обучения и такие формы обучения, как дидактическая игры, дискуссии и диспуты, конкурсы, конференции.

Целью экологического воспитания в школе стало формирование нового мышления, экологического сознания и экологичной личности, в целом. Такая

Слайд 6Итальянский педагог-гуманист
Витторино де-Фельтре

Итальянский педагог-гуманист Витторино де-Фельтре

Слайд 7Французский гуманист Франсуа Рабле (1494-1553)

Французский гуманист  Франсуа Рабле (1494-1553)

Слайд 8Французский мыслитель Жан-Жак Руссо

Французский мыслитель  Жан-Жак Руссо

Слайд 9ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
Еще в средние века педагоги-гуманисты

понимали положительное влияние природы на развитие и формирование личности учащегося.

В противоположность схоластическим школам, которые характеризовались суровой дисциплиной, авторитарностью, направленностью на зубрение учебного материала, гуманисты с уважением относились к личности ребенка, стремились развить любознательность и интерес к знаниям, придавали большое значение развитию физических и духовных сил человека.
Итальянский педагог-гуманист Витторино де-Фельтре (1378-1446) организовал школу на лоне природы и назвал ее «Дом радости». В отличии от средневековых школ в ней было много света и воздуха, совершались экскурсии в природу.
Французский гуманист Франсуа Рабле (1494-1553) считал губительным зазубривать все наизусть. Обучение должно быть связано с окружающей действительностью – совершались прогулки по полям и лесам, собирались растения и составлялись гербарии, проводились наблюдения в природе. Усвоение знаний носило сознательный характер. Такое воспитание способствовало развитию многостороннего и самостоятельного мышления учащегося, его творчества и активности (Константинов, 1982).
Известный французский мыслитель Жан-Жак Руссо (1712-1778) – считал, что нет ничего в нашем сознании, что не было бы получено при посредстве ощущений, через органы чувств. Он ярко показал большое значение воспитания наблюдательности, пытливости и активности ребенка, важность для обучения его непосредственного общения с природой и жизнью. Все должно быть представлено восприятию ребенка с максимальной наглядностью. По мнению Руссо, наглядность – сама природа, жизнь. Чтобы развить физическую, нравственную, умственную сферы ребенка, необходимо сформировать чувство природы в его личности. Ребенок, сталкиваясь с природой, несомненно, поймет, что надо подчиняться ее законам (Константинов, 1982).
Действительно, без гуманности и уважения невозможно воспитать гуманную и уважающую личность, а значит невозможно сформировать и ее психологическую культуру, которая является основой всей культуры человека (и экологической культуры, в том числе).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ  Еще в средние века педагоги-гуманисты понимали положительное влияние природы

Слайд 10Сухомлинский Василий Александрович

Сухомлинский Василий Александрович

Слайд 11Вход в музей в Павлышской школе
Мемориал
В.А. Сухомлинскому
в Павлышской

школе

Вход в музей в Павлышской школеМемориал В.А. Сухомлинскому в Павлышской школе

Слайд 12Советский писатель, классик отечественной литературы

Советский писатель, классик отечественной литературы

Слайд 13Большое внимание формированию экологической культуры уделял талантливый педагог В. А.

Сухомлинский.
Путешествия в мир природы раскрывают все богатство восприятия. Трудно

найти слова, чтобы передать безграничную насыщенность листвы в тихие солнечные дни, особенно в солнечные утра после дождя или росной ночи, когда прозрачный воздух словно раскрывает новые оттенки окраски леса, сада, луга. Одни подростки находили свыше семидесяти оттенков и переходов от зеленому к изумрудному, светло-желтому, к синему, другие – свыше восьмидесяти.
Видение и переживание красоты окружающего мира – одно из главных источников понимания уникальности и неповторимости природы, значения ее в создании радости бытия, красоты и вечности жизни (Сухомлинский, 1979).
Именно это эмоционально-эстетическое восприятие природы Паустовский К. Г. назвал шестым чувством или чувством природы. Такое «чувство природы» или культура восприятия и является основой формирования экологической культуры личности. При этом, формирование психологической, а вместе с ней и экологической, культуры должно проходить осознанно. Детям нужно знать о человеке – о его психике, мышлении и сознании, об эмоциональной, эстетической, волевой и творческой сферах духовной жизни.
Большое внимание формированию экологической культуры уделял талантливый педагог В. А. Сухомлинский. Путешествия в мир природы раскрывают все

Слайд 14Экскурсия в природе как средство экологического воспитания
В энциклопедическом словаре, экскурсия определяется

как "коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и пр. с учебными

или культурно-просветительскими целями". В пособиях по методике экологического или биологического образования школьная экскурсия трактуется как "форма образовательного процесса с классом или группой учащихся, проводимая вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя..." 
Экскурсия в природе как средство экологического воспитанияВ энциклопедическом словаре, экскурсия определяется как

Слайд 15Экскурсия состоит из нескольких этапов:  · подготовки;  · проведения;  · подведения итогов;  · использования

результатов в дальнейшем обучении. 

Экскурсия состоит из нескольких этапов:  · подготовки;  · проведения;  · подведения итогов;  · использования результатов в дальнейшем

Слайд 16Десять заповедей экскурсионного дела 
Для учителя остаются полезными советы по проведению

экскурсий, выработанные на Павловской инструкторской экскурсионной станции еще в 1920

году  1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.  2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь ее тему и составь ее план.  3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.  4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.  5. Избегай длинных объяснений.  6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.  7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.  8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть все видно.  9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.  10. Закрепи экскурсию в памяти учеников последующей проработкой материала. 
Десять заповедей экскурсионного дела Для учителя остаются полезными советы по проведению экскурсий, выработанные на Павловской инструкторской экскурсионной станции

Слайд 17Французский ученый - педагог К. Сушон отмечает, что "дети не

знают природу, а охранять можно лишь то, что хорошо знаешь... 

Французский ученый - педагог К. Сушон отмечает, что

Слайд 18Экскурсия в природе как средство экологического воспитания
Организация экскурсий для всех учащихся

– дело хлопотливое. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Вывести детей

на лужайку, побыть с ними в лесу, в парке – дело значительно более сложное, чем провести уроки» (Сухомлинский, 1979).
Всякое обучение представляет собой некую модель реальной действительности, создаваемую с целью познания мира в искусственных, аудиторных условиях.
«Нет лучшего средства возбудить и развить в детях и наблюдательность, и самостоятельность, как поставить их в положение самостоятельных исследователей». «Исследовательский метод отвечает природе ребенка и законам его развития. Дети являются врожденными исследователями». «Применение практических методов связано с активной деятельностью рецепторов (входящие в сенсорные органы) и эффекторов – исполнительных органов – органов трудовой деятельности».
Полноценная экологическая культура не может сформироваться в отрыве от «реальной», «живой» природы. Лес, дикая природа и экологическое образование неразделимы (Боголюбов, 1999).



Экскурсия в природе как средство экологического воспитанияОрганизация экскурсий для всех учащихся – дело хлопотливое. Еще В. А.

Слайд 19
Успех экскурсии зависит от ее подготовки. Учитель должен точно установить

тему и цель экскурсии, а затем просмотреть литературу по этой

теме – научной, научно-популярной, методической. Затем учитель намечает план-маршрут экскурсии. В этом плане необходимо указать основные разделы (этапы) экскурсии, выяснить, какие явления и на каких объектах будут показаны, каким методом будет проведена экскурсия. Необходимо предварительно проверить маршрут экскурсии самому учителю. Намечается последовательность и методика проведения отдельных частей экскурсии, устанавливаются места для самостоятельной работы и отдыха учащихся.

Методика экскурсии зависит от ее темы и цели, возраста и знаний учащихся.

Если у учащихся имеется навык работы в природе, то можно усилить элемент самостоятельной исследовательской работы в экскурсии, что способствует лучшему усвоению материала и активности учащихся.
Успех экскурсии зависит от ее подготовки. Учитель должен точно установить тему и цель экскурсии, а затем просмотреть

Слайд 20Полезно создавать ситуации выбора поведения, отношения к природе в процессе

экскурсий. При выборе тех или иных действий по отношению к

природе учащиеся развивают волевые качества, способность принимать ответственные решения. Это обеспечивает единство и взаимосвязь теоретического и практического подходов в экологическом воспитании и образовании
Одно из главных условий успешного решения этого вопроса – воздействие на чувства человека. Пути воздействия могут быть различны: удивление новым знаниям, эффективность зрелища, возможность проявления собственных сил, удовлетворение от самостоятельного достижения уникальных результатов.
В основе творческой деятельности лежит творческий поиск, который возникает при научном поиске, при исследовании. В процессе поиска учащийся узнает мир, изучает его всесторонне. Пусть поисковая работа учащегося не приносит научной информации, но учащийся в сжатой форме повторяет путь открытия знаний
Полезно создавать ситуации выбора поведения, отношения к природе в процессе экскурсий. При выборе тех или иных действий

Слайд 21Необходимой частью экскурсий является вводная и заключительная беседы. В зависимости

от возраста и подготовки учащихся информация может быть различная по

объему, но всегда должна быть строго научна, проверена и обоснована. Язык беседы должен быть точным, ясным, образным, простым. Развитию интереса способствует сознательная, активная, целенаправленная работа учащихся.

На экскурсии вырабатываются положительные черты личности: чувство коллективизма, дружбы, товарищества, сознательная дисциплина, добросовестное отношение к выполнению порученного задания.
Экскурсии могут иметь вид игры и уже одним этим становятся более привлекательными, живыми, повышается эффективность обучения (Букин, 1991).

Педагогически правильно организованная игровая деятельность учащихся позволяет достичь полного самовыражения, активности и свободы творчества, разумно согласующихся с требованиями взаимного уважения, познания окружающей среды, ощущения красоты природы и ее гармонии, развития чувства любви и заботы по отношению к ее объектам.


Необходимой частью экскурсий является вводная и заключительная беседы. В зависимости от возраста и подготовки учащихся информация может

Слайд 22Разбивая экскурсию на определенные логические части в соответствии с планом

и маршрутом, нужно наметить наиболее эффективные методические приемы.

Продумывая методику и

содержание экскурсии, необходимо наметить и то оборудование, без которого невозможно выполнение работы. Кроме того, для работы нужны блокнот и карандаш для записей, альбом или тетрадь для зарисовок. Полезно иметь фотоаппарат.

Подготовка учащихся начинается с сообщения учителем темы, задачи и маршрута экскурсии. Можно порекомендовать книги, которые полезно прочитать по этой теме.

Во время экскурсии важно, чтобы учащиеся отмечали сравнительные признаки объектов. Также учащихся необходимо предупредить о продолжительности экскурсии, указать, как нужно одеться.

Каждая экскурсия складывается из нескольких частей: 1) сбор в школе и переход к месту экскурсии; 2) непосредственная работа учащихся под руководством учителя; 3) организованное возвращение с экскурсии. К работе на экскурсии тесно примыкает последующая обработка и оформление материала.

Детали проведения экскурсии могут быть различны в зависимости от темы и цели экскурсии, возраста и знаний учеников, времени и места экскурсии.
Разбивая экскурсию на определенные логические части в соответствии с планом и маршрутом, нужно наметить наиболее эффективные методические

Слайд 23Природа – часть человека, как и он – ее часть.

Природа часть человека вдвойне: биологическое составляющее и духовное составляющее. Человеку

нужно чаще встречаться, общаться с природой, тогда он поймет, что это великая сила… и что человек всего лишь отражение законов этой силы – ПРИРОДЫ (Чернова, 2001; Воронков, 1999; Суравегина, 1994).
Существует четыре основных аспекта экологического образования (Зверев, 1984):





-












Но для того, чтобы данные аспекты несли эффект в экологическом воспитании и образовании, необходима личность педагога с высокой экологической культурой.














научный аспект
(обеспечивает развитие познавательного отношения к окружающей среде);

ценностный аспект
(нравственные и эстетические отношения к окружающей среде)

нормативный аспект
(ряд правил, норм, запретов экологического характера)

деятельный аспект
(виды и способы деятельности, направленные на формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера)

Природа – часть человека, как и он – ее часть. Природа часть человека вдвойне: биологическое составляющее и

Слайд 24Формирование экологичной личности с высокой экологической культурой




Формирование экологичной личности с высокой экологической культурой

Слайд 25Личность учащегося

Личность учащегося

Слайд 26Современный выпускник должен соответствовать всем критериям экологичной личности

Современный выпускник должен соответствовать всем критериям экологичной личности

Слайд 27Анкетирование жителей села

Анкетирование жителей села

Слайд 28Анкетирование жителей села

Анкетирование жителей села

Слайд 29 Редкие виды растений п. Березовский
В Красную книгу Челябинской области

занесены следующие растения, произрастающие на территории п.Березовский:
- Рябчик шахматовидный (малый)
-

Рябчик русский
- Кубышка малая
- Кувшинка четырехгранная
- Тюльпан Биберштейна
- Венерин башмачок

Редкие виды растений п. Березовский  В Красную книгу Челябинской области занесены следующие растения, произрастающие на

Слайд 30Экскурсии в «Первый лог»
Первый лог -летом
Первый лог -зимой

Экскурсии в «Первый лог»Первый лог -летомПервый лог -зимой

Слайд 31На природу на велосипедах

На природу на велосипедах

Слайд 32ЭКСКУРСИЯ НА ВОДОЕМ «Жизнь водоема и его охрана. Артезианский фонтан»

(Биология 9 класс)

ЭКСКУРСИЯ НА ВОДОЕМ «Жизнь водоема и его охрана.  Артезианский фонтан» (Биология 9 класс)

Слайд 33Мы покормим птиц зимой.

Мы покормим птиц зимой.

Слайд 34Экологическая тропа «Тропа Мудрости»
Экологическая тропа - специально оборудованный и тщательно

изученный, особо охраняемый путь (маршрут) по территории, окружающая природа которой

позволяет учителю передать знания о естественных явлениях и объектах, создать условия для развития экологической культуры учащихся. 
Непосредственное общение человека с природой предполагает наличие двух аспектов: первый - мы изучаем природу, второй - природа учит нас. По словам известного американского эколога Олдо Леопольда (1887—1948), "каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование. Этот урожай мудрости всегда под рукой, однако его не всегда пожинают". 

Экологическая тропа  «Тропа Мудрости» Экологическая тропа - специально оборудованный и тщательно изученный, особо охраняемый путь (маршрут)

Слайд 35В организации экологической тропы можно выделить следующие этапы:  - Подготовка учителем

подробного сценария проведения экскурсии по экологической тропе с привлечением познавательных

задач и исследовательских заданий для учащихся.  Серьезная подготовка учителя к проведению экскурсии по экологической тропе - залог ее эффективности.  Маршруты экологических троп выбираются в зависимости от поставленной цели таким образом, чтобы в них были представлены как участки естественной природной среды, нетронутой "дикой" природой, так и территории, находящиеся в зоне антропогенного воздействия.
Обработка результатов комплексной экологической экскурсии. С привлечением культурно-исторического материала изучаемой территории позволяет создать целостное представление об экологических особенностях местности.  Подготовка стендов об истории и культурологическом значении территории и помещение их по маршруту, в точках возможного обнаружения указанных видов.
В организации экологической тропы можно выделить следующие этапы:  - Подготовка учителем подробного сценария проведения экскурсии по экологической

Слайд 36Идейный вдохновитель, автор и организатор экологической тропы Леонидов М.Е.

Идейный вдохновитель, автор и организатор экологической тропы Леонидов М.Е.

Слайд 37Руководитель: Важенина Т.П.

Руководитель: Важенина Т.П.

Слайд 38Хранительница истории школьных традиций: Рудакова Е.В.

Хранительница истории школьных традиций: Рудакова Е.В.

Слайд 39Моя родина
Стоит на берегу реки,
Красивая деревня.
Здесь раньше жили казаки,
Застава и

селенье.
Теперь все изменилось тут,
Красивые домишки.
Природа здесь так хороша,
Как из волшебной

книжки.
Берёзово, Берёзово – родная сторона,
Красивая деревня и родина моя
Еппанчинцева Полина 2008г

Моя родина Стоит на берегу реки,Красивая деревня.Здесь раньше жили казаки,Застава и селенье.Теперь все изменилось тут,Красивые домишки.Природа здесь

Слайд 40ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полноценная экологическая культура способна сформироваться только при непосредственном общении с

природой. Этот контакт в полной мере осуществляет такая форма учебной

деятельности, как экскурсия.

При этом важно учитывать гармоничное развитие всех трех сфер личности учащегося (чувственной, интеллектуальной, волевой) по отношению к природе. Именно совместное взаимодействие продуктов развития данных сфер в структуре личности (эмоционально-психологическая культура, научное мировоззрение, экологические умения и навыки) способствуют становлению экологического сознания и экологичной личности в целом, которая является носителем высокой экологической культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕПолноценная экологическая культура способна сформироваться только при непосредственном общении с природой. Этот контакт в полной мере осуществляет

Слайд 41
-Неделя экологии в школе: учебное пособие по методике преподавания биологии

/ Л.Д. Бобылева, Л.П. Петрищева, Л.Ф. Скрылева и др. –

Мичуринск: Изд-во МГПИ, 2001. – 111 с.
-Ридигер О.Н. Проблемы школьного экологического образования / О.Н. Ридигер // Биология. – 2002. - №27-28. – с. 17.
-Стрельцова В.Б. Наш друг – природа: Из опыта экологического образования в школах Москвы / В.Б. Стрельцова. – М.: Педагогика, 1985. – 112с.
-Суравегина И.Т. Экология и мир: Методическое пособие для учителя / И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич. – М.: Новая школа, 1994. – 128 с.
-Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т. Т.1 / сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. – М.: Педагогика, 1979. – 560 с.
-Теоретические основы экологического образования и воспитания: Сборник научных трудов / под ред. Н.Е. Астафьевой, Н.И. Пономаревой и др. – Тамбов, 1998. – 69 с.
-Теплов Д.Л. Самостоятельная работа учащихся на экскурсии / Л.Д. Теплов, Е.В. Титов // Биология в школе, 1998. - № 2. – с. 76-80.
-Теплов Д.Л. Экскурсия «Растения суходольного луга» / Д.Л. Теплов // Биология в школе. – 2000. - №8. – с. 63-67.
-Чернова Н.М. Основы экологии: Учеб. для 10 (11) кл. общеобразоват. учеб. завед. / Н.М. Чернова – М.: Дрофа, 2001. – 304 с.

















































Литература

-Неделя экологии в школе: учебное пособие по методике преподавания биологии / Л.Д. Бобылева, Л.П. Петрищева, Л.Ф. Скрылева

Слайд 42Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика