Слайд 1Формирование экологической культуры учащихся в процессе экскурсий
Подготовила: Водякова О.Н.
Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
Березовская основная общеобразовательная школа
2014
Районный методический семинар
Слайд 5
Целью экологического воспитания в школе стало формирование нового мышления, экологического
сознания и экологичной личности, в целом. Такая личность должна включать
в себя не только экологические знания, умения, гуманные чувства, но и экологическую ответственность, экологическое мировоззрение, стремление быть в гармонии с Природой, что характеризует высокую экологическую культуру.
При изучении уровня экологической культуры учащихся использовался метод анкетирования. При разработке организации экскурсий использовались словесные, наглядные, практические методы обучения и такие формы обучения, как дидактическая игры, дискуссии и диспуты, конкурсы, конференции.
Слайд 6Итальянский педагог-гуманист
Витторино де-Фельтре
Слайд 7Французский гуманист
Франсуа Рабле (1494-1553)
Слайд 8Французский мыслитель
Жан-Жак Руссо
Слайд 9ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
Еще в средние века педагоги-гуманисты
понимали положительное влияние природы на развитие и формирование личности учащегося.
В противоположность схоластическим школам, которые характеризовались суровой дисциплиной, авторитарностью, направленностью на зубрение учебного материала, гуманисты с уважением относились к личности ребенка, стремились развить любознательность и интерес к знаниям, придавали большое значение развитию физических и духовных сил человека.
Итальянский педагог-гуманист Витторино де-Фельтре (1378-1446) организовал школу на лоне природы и назвал ее «Дом радости». В отличии от средневековых школ в ней было много света и воздуха, совершались экскурсии в природу.
Французский гуманист Франсуа Рабле (1494-1553) считал губительным зазубривать все наизусть. Обучение должно быть связано с окружающей действительностью – совершались прогулки по полям и лесам, собирались растения и составлялись гербарии, проводились наблюдения в природе. Усвоение знаний носило сознательный характер. Такое воспитание способствовало развитию многостороннего и самостоятельного мышления учащегося, его творчества и активности (Константинов, 1982).
Известный французский мыслитель Жан-Жак Руссо (1712-1778) – считал, что нет ничего в нашем сознании, что не было бы получено при посредстве ощущений, через органы чувств. Он ярко показал большое значение воспитания наблюдательности, пытливости и активности ребенка, важность для обучения его непосредственного общения с природой и жизнью. Все должно быть представлено восприятию ребенка с максимальной наглядностью. По мнению Руссо, наглядность – сама природа, жизнь. Чтобы развить физическую, нравственную, умственную сферы ребенка, необходимо сформировать чувство природы в его личности. Ребенок, сталкиваясь с природой, несомненно, поймет, что надо подчиняться ее законам (Константинов, 1982).
Действительно, без гуманности и уважения невозможно воспитать гуманную и уважающую личность, а значит невозможно сформировать и ее психологическую культуру, которая является основой всей культуры человека (и экологической культуры, в том числе).
Слайд 10Сухомлинский Василий Александрович
Слайд 11Вход в музей в Павлышской школе
Мемориал
В.А. Сухомлинскому
в Павлышской
школе
Слайд 12Советский писатель, классик отечественной литературы
Слайд 13Большое внимание формированию экологической культуры уделял талантливый педагог В. А.
Сухомлинский.
Путешествия в мир природы раскрывают все богатство восприятия. Трудно
найти слова, чтобы передать безграничную насыщенность листвы в тихие солнечные дни, особенно в солнечные утра после дождя или росной ночи, когда прозрачный воздух словно раскрывает новые оттенки окраски леса, сада, луга. Одни подростки находили свыше семидесяти оттенков и переходов от зеленому к изумрудному, светло-желтому, к синему, другие – свыше восьмидесяти.
Видение и переживание красоты окружающего мира – одно из главных источников понимания уникальности и неповторимости природы, значения ее в создании радости бытия, красоты и вечности жизни (Сухомлинский, 1979).
Именно это эмоционально-эстетическое восприятие природы Паустовский К. Г. назвал шестым чувством или чувством природы. Такое «чувство природы» или культура восприятия и является основой формирования экологической культуры личности. При этом, формирование психологической, а вместе с ней и экологической, культуры должно проходить осознанно. Детям нужно знать о человеке – о его психике, мышлении и сознании, об эмоциональной, эстетической, волевой и творческой сферах духовной жизни.
Слайд 14Экскурсия в природе как
средство экологического воспитания
В энциклопедическом словаре, экскурсия определяется
как "коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и пр. с учебными
или культурно-просветительскими целями". В пособиях по методике экологического или биологического образования школьная экскурсия трактуется как "форма образовательного процесса с классом или группой учащихся, проводимая вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя..."
Слайд 15Экскурсия состоит из нескольких этапов:
· подготовки;
· проведения;
· подведения итогов;
· использования
результатов в дальнейшем обучении.
Слайд 16Десять заповедей экскурсионного дела
Для учителя остаются полезными советы по проведению
экскурсий, выработанные на Павловской инструкторской экскурсионной станции еще в 1920
году
1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.
2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь ее тему и составь ее план.
3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.
4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
5. Избегай длинных объяснений.
6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть все видно.
9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
10. Закрепи экскурсию в памяти учеников последующей проработкой материала.
Слайд 17Французский ученый - педагог К. Сушон отмечает, что "дети не
знают природу, а охранять можно лишь то, что хорошо знаешь...
Слайд 18Экскурсия в природе как
средство экологического воспитания
Организация экскурсий для всех учащихся
– дело хлопотливое. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Вывести детей
на лужайку, побыть с ними в лесу, в парке – дело значительно более сложное, чем провести уроки» (Сухомлинский, 1979).
Всякое обучение представляет собой некую модель реальной действительности, создаваемую с целью познания мира в искусственных, аудиторных условиях.
«Нет лучшего средства возбудить и развить в детях и наблюдательность, и самостоятельность, как поставить их в положение самостоятельных исследователей». «Исследовательский метод отвечает природе ребенка и законам его развития. Дети являются врожденными исследователями». «Применение практических методов связано с активной деятельностью рецепторов (входящие в сенсорные органы) и эффекторов – исполнительных органов – органов трудовой деятельности».
Полноценная экологическая культура не может сформироваться в отрыве от «реальной», «живой» природы. Лес, дикая природа и экологическое образование неразделимы (Боголюбов, 1999).
Слайд 19
Успех экскурсии зависит от ее подготовки. Учитель должен точно установить
тему и цель экскурсии, а затем просмотреть литературу по этой
теме – научной, научно-популярной, методической. Затем учитель намечает план-маршрут экскурсии. В этом плане необходимо указать основные разделы (этапы) экскурсии, выяснить, какие явления и на каких объектах будут показаны, каким методом будет проведена экскурсия. Необходимо предварительно проверить маршрут экскурсии самому учителю. Намечается последовательность и методика проведения отдельных частей экскурсии, устанавливаются места для самостоятельной работы и отдыха учащихся.
Методика экскурсии зависит от ее темы и цели, возраста и знаний учащихся.
Если у учащихся имеется навык работы в природе, то можно усилить элемент самостоятельной исследовательской работы в экскурсии, что способствует лучшему усвоению материала и активности учащихся.
Слайд 20Полезно создавать ситуации выбора поведения, отношения к природе в процессе
экскурсий. При выборе тех или иных действий по отношению к
природе учащиеся развивают волевые качества, способность принимать ответственные решения. Это обеспечивает единство и взаимосвязь теоретического и практического подходов в экологическом воспитании и образовании
Одно из главных условий успешного решения этого вопроса – воздействие на чувства человека. Пути воздействия могут быть различны: удивление новым знаниям, эффективность зрелища, возможность проявления собственных сил, удовлетворение от самостоятельного достижения уникальных результатов.
В основе творческой деятельности лежит творческий поиск, который возникает при научном поиске, при исследовании. В процессе поиска учащийся узнает мир, изучает его всесторонне. Пусть поисковая работа учащегося не приносит научной информации, но учащийся в сжатой форме повторяет путь открытия знаний
Слайд 21Необходимой частью экскурсий является вводная и заключительная беседы. В зависимости
от возраста и подготовки учащихся информация может быть различная по
объему, но всегда должна быть строго научна, проверена и обоснована. Язык беседы должен быть точным, ясным, образным, простым. Развитию интереса способствует сознательная, активная, целенаправленная работа учащихся.
На экскурсии вырабатываются положительные черты личности: чувство коллективизма, дружбы, товарищества, сознательная дисциплина, добросовестное отношение к выполнению порученного задания.
Экскурсии могут иметь вид игры и уже одним этим становятся более привлекательными, живыми, повышается эффективность обучения (Букин, 1991).
Педагогически правильно организованная игровая деятельность учащихся позволяет достичь полного самовыражения, активности и свободы творчества, разумно согласующихся с требованиями взаимного уважения, познания окружающей среды, ощущения красоты природы и ее гармонии, развития чувства любви и заботы по отношению к ее объектам.
Слайд 22Разбивая экскурсию на определенные логические части в соответствии с планом
и маршрутом, нужно наметить наиболее эффективные методические приемы.
Продумывая методику и
содержание экскурсии, необходимо наметить и то оборудование, без которого невозможно выполнение работы. Кроме того, для работы нужны блокнот и карандаш для записей, альбом или тетрадь для зарисовок. Полезно иметь фотоаппарат.
Подготовка учащихся начинается с сообщения учителем темы, задачи и маршрута экскурсии. Можно порекомендовать книги, которые полезно прочитать по этой теме.
Во время экскурсии важно, чтобы учащиеся отмечали сравнительные признаки объектов. Также учащихся необходимо предупредить о продолжительности экскурсии, указать, как нужно одеться.
Каждая экскурсия складывается из нескольких частей: 1) сбор в школе и переход к месту экскурсии; 2) непосредственная работа учащихся под руководством учителя; 3) организованное возвращение с экскурсии. К работе на экскурсии тесно примыкает последующая обработка и оформление материала.
Детали проведения экскурсии могут быть различны в зависимости от темы и цели экскурсии, возраста и знаний учеников, времени и места экскурсии.
Слайд 23Природа – часть человека, как и он – ее часть.
Природа часть человека вдвойне: биологическое составляющее и духовное составляющее. Человеку
нужно чаще встречаться, общаться с природой, тогда он поймет, что это великая сила… и что человек всего лишь отражение законов этой силы – ПРИРОДЫ (Чернова, 2001; Воронков, 1999; Суравегина, 1994).
Существует четыре основных аспекта экологического образования (Зверев, 1984):
-
Но для того, чтобы данные аспекты несли эффект в экологическом воспитании и образовании, необходима личность педагога с высокой экологической культурой.
научный аспект
(обеспечивает развитие познавательного отношения к окружающей среде);
ценностный аспект
(нравственные и эстетические отношения к окружающей среде)
нормативный аспект
(ряд правил, норм, запретов экологического характера)
деятельный аспект
(виды и способы деятельности, направленные на формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера)
Слайд 24Формирование экологичной личности с высокой экологической культурой
Слайд 26Современный выпускник должен соответствовать всем критериям экологичной личности
Слайд 29
Редкие виды растений п. Березовский
В Красную книгу Челябинской области
занесены следующие растения, произрастающие на территории п.Березовский:
- Рябчик шахматовидный (малый)
-
Рябчик русский
- Кубышка малая
- Кувшинка четырехгранная
- Тюльпан Биберштейна
- Венерин башмачок
Слайд 30Экскурсии в «Первый лог»
Первый лог -летом
Первый лог -зимой
Слайд 32ЭКСКУРСИЯ НА ВОДОЕМ «Жизнь водоема и его охрана.
Артезианский фонтан»
(Биология 9 класс)
Слайд 34Экологическая тропа
«Тропа Мудрости»
Экологическая тропа - специально оборудованный и тщательно
изученный, особо охраняемый путь (маршрут) по территории, окружающая природа которой
позволяет учителю передать знания о естественных явлениях и объектах, создать условия для развития экологической культуры учащихся.
Непосредственное общение человека с природой предполагает наличие двух аспектов: первый - мы изучаем природу, второй - природа учит нас. По словам известного американского эколога Олдо Леопольда (1887—1948), "каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование. Этот урожай мудрости всегда под рукой, однако его не всегда пожинают".
Слайд 35В организации экологической тропы можно выделить следующие этапы:
- Подготовка учителем
подробного сценария проведения экскурсии по экологической тропе с привлечением познавательных
задач и исследовательских заданий для учащихся.
Серьезная подготовка учителя к проведению экскурсии по экологической тропе - залог ее эффективности.
Маршруты экологических троп выбираются в зависимости от поставленной цели таким образом, чтобы в них были представлены как участки естественной природной среды, нетронутой "дикой" природой, так и территории, находящиеся в зоне антропогенного воздействия.
Обработка результатов комплексной экологической экскурсии. С привлечением культурно-исторического материала изучаемой территории позволяет создать целостное представление об экологических особенностях местности.
Подготовка стендов об истории и культурологическом значении территории и помещение их по маршруту, в точках возможного обнаружения указанных видов.
Слайд 36Идейный вдохновитель, автор и организатор экологической тропы Леонидов М.Е.
Слайд 38Хранительница истории школьных традиций: Рудакова Е.В.
Слайд 39Моя родина
Стоит на берегу реки,
Красивая деревня.
Здесь раньше жили казаки,
Застава и
селенье.
Теперь все изменилось тут,
Красивые домишки.
Природа здесь так хороша,
Как из волшебной
книжки.
Берёзово, Берёзово – родная сторона,
Красивая деревня и родина моя
Еппанчинцева Полина 2008г
Слайд 40ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полноценная экологическая культура способна сформироваться только при непосредственном общении с
природой. Этот контакт в полной мере осуществляет такая форма учебной
деятельности, как экскурсия.
При этом важно учитывать гармоничное развитие всех трех сфер личности учащегося (чувственной, интеллектуальной, волевой) по отношению к природе. Именно совместное взаимодействие продуктов развития данных сфер в структуре личности (эмоционально-психологическая культура, научное мировоззрение, экологические умения и навыки) способствуют становлению экологического сознания и экологичной личности в целом, которая является носителем высокой экологической культуры.
Слайд 41
-Неделя экологии в школе: учебное пособие по методике преподавания биологии
/ Л.Д. Бобылева, Л.П. Петрищева, Л.Ф. Скрылева и др. –
Мичуринск: Изд-во МГПИ, 2001. – 111 с.
-Ридигер О.Н. Проблемы школьного экологического образования / О.Н. Ридигер // Биология. – 2002. - №27-28. – с. 17.
-Стрельцова В.Б. Наш друг – природа: Из опыта экологического образования в школах Москвы / В.Б. Стрельцова. – М.: Педагогика, 1985. – 112с.
-Суравегина И.Т. Экология и мир: Методическое пособие для учителя / И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич. – М.: Новая школа, 1994. – 128 с.
-Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т. Т.1 / сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. – М.: Педагогика, 1979. – 560 с.
-Теоретические основы экологического образования и воспитания: Сборник научных трудов / под ред. Н.Е. Астафьевой, Н.И. Пономаревой и др. – Тамбов, 1998. – 69 с.
-Теплов Д.Л. Самостоятельная работа учащихся на экскурсии / Л.Д. Теплов, Е.В. Титов // Биология в школе, 1998. - № 2. – с. 76-80.
-Теплов Д.Л. Экскурсия «Растения суходольного луга» / Д.Л. Теплов // Биология в школе. – 2000. - №8. – с. 63-67.
-Чернова Н.М. Основы экологии: Учеб. для 10 (11) кл. общеобразоват. учеб. завед. / Н.М. Чернова – М.: Дрофа, 2001. – 304 с.
Литература