Слайд 1Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения
Мирская М.С.
МБОУ СОШ № 62 г.Воронеж
Слайд 2Особенности уроков литературного чтения исследовательского характера
- наличие единой, интересной для
всех участников проблемы;
- возможность свободного изложения материала, отстаивания своей точки
зрений;
- наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом, учителем и учениками, учениками.
Слайд 3Структура урока –исследования
1. Сообщение темы.
Дети должны ясно представлять, что они
будут исследовать в художественном произведении).
2.Постановка учебной задачи (формулирование сути проблемы
в виде проблемного вопроса, который станет основой учебной задачи данного урока).
3.Совместный поиск решения учебной задачи (выработка плана-исследования, определение путей решения проблемы, хода дальнейших действий).
4.Получение совместного окончательного решения (проведение собственно исследования, поисковой деятельности, то есть некой последовательности учебных действий, определенной совместными усилиями всех участников).
5. Обобщение (подведение итогов исследования в форме содержательного вывода о том, каковы же результаты работы, как решена проблема).
Слайд 4Методические приемы.
Развитие умения задавать проблемные вопросы.
Вопрос- форма выражения проблемы.
1.Вопросы,
направленные на установление причинно-следственных связей (мотивы поступков поведения героев, психология действий,
причины).
2.Вопросы, формирующие способность критически мыслить, отстаивать свою точку зрения, спорить.
3. Вопросы, направленные на сравнение и сопоставление.
Слайд 5Методические приемы.
Виды вопросов.
Уточняющие ( прямые или “ли”-вопросы): верно ли, что…; надо
ли создавать…; должен ли…?
1)Сложные, состоящие фактически из нескольких вопросов. Например: Будешь
ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть одному?
2) Простые: условные и безусловные. Например: Правда и, что у тебя дома живет попугай? – простой безусловный вопрос. Верно ли, что если котенок отказывается от еды и не играет, то он болен? – простой условный вопрос.
Восполняющие (или неопределенные, непрямые) Они включают в свой состав слова: где, когда, кто, что, почему, какие и др. Эти вопросы также могут быть простыми и сложными. Например: Кто, когда, и где может построить этот дом? – сложный вопрос. Его без труда можно разделить на три самостоятельных вопроса.
Слайд 6Методические приемы.
Задания для развития умения задавать вопросы.
1.Задание “Найди загадочное
слово”
Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том
же предмете, начинающиеся со слов “что”, “как”, “почему”, “зачем”. Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросе об апельсине звучит не “Что это за фрукт?”, а “Что это за предмет?”.
2.Игра “Угадай, о чем спросили”
Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.
Например, на карточке написано: “Вы любите спорт?” .Ребенок отвечает: “Я люблю спорт”. Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.
- Почему совы охотятся ночью?
- Почему пригородные поезда называются “электричками”?
- Как называют птиц, способных повторять человеческую речь?
Слайд 7Методические приемы.
Развитие умений видеть проблемы.
Проблема – это затруднение, неопределенность.
Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это
действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.
Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее.
Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.
Слайд 8Методические приемы.
Развитие умений видеть проблемы.
Задания для развития умения видеть
проблемы:
- “Посмотри на мир чужими глазами”;
- «Составь рассказ от
имени другого персонажа”;
-“Составь рассказ, используя данную концовку”;
-“Сколько значений у предмета”;
- “Назовите как можно больше признаков предмета”;
- “Тема одна – сюжетов много”
Слайд 9Методические приемы III этапа.
Развитие умений выдвигать гипотезы.
Гипотеза –
это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.
Гипотеза –
это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена.
Первое, что составляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. Способы проверки гипотез обычно делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические.
Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты.
Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления.
Слайд 10Методические приемы.
Развитие умений выдвигать гипотезы.
Задания на развитие умения
вырабатывать гипотезы.
- “Давайте вместе подумаем”;
- Упражнение на обстоятельства;
- Упражнение, предполагающее
обратное действие;
- Задания типа “Найди возможную причину события”.
Слайд 11Методические приемы.
Развитие умений давать определения понятиям.
Понятие – одна из
форм логического мышления. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в
их существенных и общих признаках.
Для того чтобы учиться определять понятия, можно воспользоваться простыми приемами:
Описание, характеристика, разъяснения посредством примера, наблюдения, сравнения, различия, обобщение, загадка как определения понятий и другие.
Слайд 12Методические приемы.
Развитие умений классифицировать.
Классификация - операция деления понятий по
определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации
– указание на принцип (основание) деления. Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать ее обозримой.
Правила классификации:
- члены деления должны быть непересекающимися (должны исключать друг друга);
- деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию;
- деление должно быть соразмерным. Объем делимого понятия должен быть равен объединению объемов членов деления.
Слайд 13Методические приемы.
Развитие умений классифицировать.
Задания для развития умения классифицировать:
- “Четвертый
лишний”,
- “Продолжи ряд”,
- “Найди предметы и явления, которые можно поделить
надвое”,
- “Найди и проанализируй ошибки”.
Слайд 14Основные этапы исследовательской работы
1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить
направление будущего исследования).
2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы
на которые мы хотели бы найти).
3. Выбор темы исследования (обозначить границы исследования).
4. Выработка гипотезы (должны быть высказаны нереальные провокационные идеи).
5. Выявление и систематизация подходов к решению (методы исследования).
6. Определить последовательность проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал).
9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
Слайд 15Подготовка к защите исследовательской работы
Шаг 1. Дать определения основным понятиям.
Шаг 2. Расклассифицировать
основные предметы, процессы, явления и события.
Шаг 3. Выявить и обозначить все
замеченные парадоксы.
Шаг 4. Ранжировать основные идеи.
Шаг 5. Предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы)
Шаг 6. Выработать суждения и сделать умозаключения.
Шаг 7. Сделать выводы.
Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
Шаг 9. Подготовить текст доклада.
Шаг 10. Приготовить макеты.
Шаг 11. Подготовиться к ответам на вопросы.
Слайд 16Критерии оценивания исследовательских умений учащихся