Слайд 1Формирование
ключевых компетенций
в системе воспитательной работы школы.
6.11.2014 г.
Заместитель директора
Лукьянченко Е.В.
Слайд 2Глоссарий
Компетентный человек – это сформированная личность, способная брать на себя
ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и
совершенствовать их.
Компетентность -результат, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности.
Латинское competentia в переводе означает «круг вопросов,
в которых человек хорошо осведомлен,
обладает знаниями и опытом».
Слайд 3Цели образования
развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание
основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);
готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
- овладение компетенциями
Слайд 4Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова
искать, думать, сотрудничать,
приниматься за дело, адаптироваться.
Слайд 5Ключевые слова
Искать:
опрашивать окружение;
консультироваться у педагога;
получать информацию
Адаптироваться:
использовать
новые технологии,
информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям;
находить новые
решения
Приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; пользоваться вычислительными
и моделирующими приборами;
Думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы;
Сотрудничать:
уметь работать в группе; принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять
взятые на себя обязанности;
Слайд 6Ключевые компетенции
ценностно-смысловые;
учебно-познавательные;
информационные;
коммуникативные;
социально-трудовые;
общекультурные;
компетенции личностного
самосовершенствования.
Слайд 7активного воспитания, позволяющие развивать ключевые компетенции:
1. метод сотрудничества
2. деловая
игра
3. обучение через деятельность
4. метод проектов
Методы
Слайд 8Выделяются три общие организационные формы развития компетенций: общешкольная, индивидуальная работа
и сотрудничество в группе.
Практика показывает,
что при групповой работе «в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность формировать ключевые навыки общения, развивать речь, учить договариваться друг с другом, видеть и понимать, что человек нуждается в твоей помощи». (Кузнецова И.В.)
Слайд 9Формами воспитательной деятельности развивающими компетенции являются:
КТД – коллективное творческое дело
в рамках внеклассной работы;
внеклассные мероприятия;
кружковые занятия, работа секций, студий;
тематические классные
часы;
участие в творческих конкурсах;
портфолио учащегося.
Слайд 10Уровень овладения ключевыми компетенциями – тот реальный багаж, который в
дальнейшей взрослой жизни выпускника
будет востребован в первую очередь, и именно
от этого багажа зависит не только его дальнейшая жизненная и профессиональная карьера, но и будущее региона, того уголка земли, где он будет жить…
Слайд 11Система
воспитательной работы
МОУ «СОШ №2 с УИОП»
г.Валуйки
Слайд 12Общешкольный родительский комитет
Попечительский совет
Педсовет
Совет учащихся школы
Штабы «Печать и информация»
Отдел
по делам
молодежи
ЦРБ
(наркологический кабинет)
Отдел социальной защиты
Старшая вожатая
Совет профилактики
Инспектор
ОДН
ДО «Альтаир»
КДН
Школьный сайт
Школьная газета
Отряд
волонтеров
ДК и С
Совет ветеранов
Краеведческий музей
Библиотека
Школьный музей
Отряд
ЮИД
ШМО
Классных руководи-телей
Советы дел
Штабы в классах
Заместитель
директора
по ВР
Слайд 13 Воспитательная работа школы строится
на системе традиций, воплощающих
основные устремления коллектива всесторонне помочь учащимся в нравственном становлении личности.
Охватывая различные направления воспитательной работы, традиции приобретают статус закона, который не только связывает и упорядочивает деятельность коллектива, но и помогает эту деятельность организовать, найти в своём учебном заведении ту изюминку, которая позволяет ему выгодно отличаться от других, и видеть перспективы развития.
Слайд 14 Сформировавшиеся в учебном заведении традиции
– это не просто набор мероприятий, а система.
Взаимоотношения, складывающиеся
в коллективе под влиянием традиций, характеризуются стабильностью, уважительностью, терпимостью, творчеством, а именно такие отношения и способствуют успешному развитию коллектива.
Слайд 15Традиции –путь к творчеству
Праздник первого и последнего звонка
Посвящение в
первоклассники;
-Олимпиады по предметам;
-КТД «Осенний бал», «Новый год» …
-Фестиваль юных вокалистов;
-
Школьная лига КВН;
Праздники по знаменательным датам календаря;
Реализация проектов;
-Конкурс «Класс года»
Слайд 16 Традиции
общественной деятельности:
Месячник «Внимание, дети!»;
-Занятия с активом по развитию
самоуправления;
Акции «Поздравь ветерана», «Помощь
ветерану»;
Встречи с ветеранами ВОВ;
Уроки мужества;
Митинги
памяти;
Работа отряда ЮИД, ДЮП;
Работа отряда волонтеров
Слайд 17Традиции общественно- полезного труда:
Субботники по благоустройству
школы;
Летняя трудовая практика;
Трудовые отряды
Дежурство по школе;
Организация дежурства
в классах;
Озеленение территории школы, классов
и рекреаций;
Деятельность волонтерских отрядов
Слайд 18Спортивно-оздоровительные традиции:
Соревнования:
«Весёлые старты»
«А ну-ка, парни!»
«Осенние надежды»;
- День здоровья;
Работа по профилактике
вредных привычек;
Месячник военно- патриотической работы.
Слайд 19 Традиции работы
с родителями:
- Публичный отчёт директора;
Тематические родительские
собрания общешкольные
и в классах;
Родительский всеобуч
по ступеням;
Участие родителей в работе
УСШ,
-Составление социального
паспорта школы;
- Праздник «Мама, папа, я- спортивная семья!»
Слайд 20это способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение приёмами действий в
нестандартных ситуациях.
Проявляется в развитых интеллектуальных качествах личности.
Проектная деятельность, участие
детей в интеллектуальных играх и конкурсах «Русский медвежонок», «Дебаты», «Экономическая игра»участие в конференциях и семинарах «Путь в науку и т.п.
1. Учебно-познавательная компетенция-
Слайд 21предполагает освоение основ отечественной
и мировой культуры.
Участие в творческих конкурсах,
проведение мероприятий по культуре речи, культуре общения, поведения, экскурсии, посещения
театров, музеев.
2. Общекультурная компетенция -
Слайд 22
Все формы диалога; доклады и сообщения; ролевые и деловые игры;
исследования и проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных
категорий людей; обсуждения, дискуссии, диспуты; упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтных ситуациях; выступление на защитах исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов; выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.; знание иностранных языков
3. Коммуникативная компетенция -
предполагает наличие готовности и способности свободно осуществлять коммуникации, способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
Слайд 23определяется развитыми нравственными,
эмоциональными,
эстетическими установками и качествами, готовностью,
способностью
жить по традиционным нравственным законам.
4. Ценностно-смысловая компетенция
Осуществляется через работу
детской и молодежной организации, классные мероприятия самоуправленческой деятельности, традиции класса, школы, участие в работе Управляющего Совета школы , участие в социально значимых проектах и акциях школы, района.
Слайд 24это присущие личности гражданские, демократические и патриотические убеждения, освоенные социальные
практики, способность действовать
в
социуме с учётом позиций других людей.
Деловая игра «Выборы президента», день самоуправления, «Выборы Совета ДО», субботники, акции милосердия...
5. Социально-трудовая компетенция -
Слайд 25направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального
саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам
ученик. Он владеет способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.
6. Компетенция личностного самосовершенствования-
Слайд 26
Кружковые занятия, мероприятия, в ходе которых создаются различные творческие работы,
проекты, презентации и т.д.)
7. Продуктивная компетенция -
умение работать и зарабатывать,
быть способным создать собственный продукт,
принимать решения и
нести за них ответственность.
Слайд 27включает две группы
базовых компетенций :
8. Информационная компетенция -
2)
компетенции использования информационных технологий: использование стандартного программного обеспечения, технических
устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники); поиск информации в Интернете; сетевое взаимодействие.
1) компетенции работы с информацией: осознание потребности в информации; выбор стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации и создание нового знания;
Слайд 28Проблемы
Слабая организация ученического самоуправления
в классах.
2. Классные руководители не
придают должного значения
роли тематического классного часа в формировании
ключевых компетенций
у учащихся. Поэтому считаем необходимым разнообразить формы его проведения, привлекать к подготовке классных часов работников библиотеки, психолога, родителей, специалистов в разных областях знаний, представителей общественности.
Недостаточная организация работы штабов «Печать и информация».
Недостаточный уровень и качество дополнительного
образования в школе, совместной работы с родителями.
Слайд 29Методы формирования ключевых компетенций
метод самооценки — обучение адекватному оцениванию себя,
адекватности целей, реальности, использованных средств;
метод самоорганизации — обучение самостоятельному
планированию;
метод самоопределения — создание ситуаций,когда ребёнок должен самостоятельно сделать выбор;
метод самореализации — создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и другие);
метод самоконтроля;
метод самопрогнозирования — построение перспектив своего дальнейшего развития, стратегии и тактики саморазвития, планирование ближайшей и отдалённой перспективы своей деятельности.
метод радостной перспективы — это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
метод поощрения и похвалы — этот метод возбуждает у ребёнка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать ещё лучше путём одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);
метод «угашения отрицательных переживаний» — способ раздумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и, как следствие, угашение отрицательных эмоций
Слайд 30Заключение
Формирование компетенций – есть совместный труд родителей, педагогов и учащихся,
но иначе формирование целостной, гармонично развитой и конкурентно способной личности
не возможно.