Слайд 1Формирование
коммуникативных навыков
младших школьников
средствами
групповой работы
на основе уроков
проектной деятельности
Из опыта работы
учителя МОУ СОШ №56
города Кирова
Верещагиной Любови Витальевны
Слайд 2Изменения в век информационных технологий касаются самих способов нашей жизни
и работы, растущего понимания взаимозависимости в окружающем мире
Проблемы образования:
Передача фактической
информации
Декларативная форма ценностных утверждений
Учебный процесс не ориентирован на получение школьниками опыта практической жизни в качестве сознательных и активных граждан общества
Ученики узнают о законах и правилах поведения в форме моральных наставлений.
От учеников не требуют активного действия, решения постоянно возникающих проблем общения
Слайд 3Классификация учебных групп
Эффективность учебного процесса через общение в
группах рассматривается в сравнении с эффективностью индивидуальной работы школьников
ПСЕВДОГРУППЫ
ТРАДИЦИОННЫЕ ГРУППЫ
ЭФФЕКТИВНЫЕ
ГРУППЫ
ДРУЖНЫЕ КОМАНДЫ
Слайд 4Псевдогруппы
Участники:
не имеют желания работать вместе
не видят в групповой работе нужды
не
стремятся ни работать вместе, ни помогать друг другу
делают вид,
что работают вместе
стараются увильнуть от работы, переложить ее на партнеров
Учебная работа затруднена,
а ее результаты ниже, чем при
индивидуальной работе
Слайд 5
Традиционные группы
Участники:
не видят в групповой работе необходимости
задачи не требуют
для своего решения коллективных усилий
обмениваются информацией на этапе прояснения
задания, а затем работают индивидуально
Учитель:
оценивает достижения только индивидуально,
коллективная оценка отсутствует
не обращает внимания на развитие умений работать вместе
не проводит анализ эффективности совместной работы
Эффективность сравнима
с эффективностью
индивидуальной работы
Слайд 6Эффективные группы
Ученики:
ощущают необходимость работать вместе
активно и сознательно вступают
в кооперацию друг с другом
чувствуют ответственность за успех своих товарищей
и группы в целом
выполняют реальную работу, которая завершается практическим результатом
осваивают умения совместной работы
фиксируют внимание на средствах решения академической задачи и на средствах кооперации
анализируют успешность своей деятельности
Позволят достигать
более высоких учебных результатов
по сравнению с индивидуальной работой
Слайд 7Дружные команды
аналогична эффективной группе, однако кооперация ее участников переходит
в полноценное сотрудничество
уровень взаимного доверия и поддержки выше
цели существенно
важны для ее участников
Способна справиться с задачами, которые недоступны ни одному из ее членов порознь
Слайд 9Учебное проектирование
Занятия по курсу «Проектная деятельность» проходят в виде уроков
и являются частью
классно-урочной системы
Отличаются
самостоятельностью учеников, деятельностной основой организационной формы и нацеленностью на освоение способов действий и деятельностей
Слайд 10Специальное обучение
навыкам групповой работы
Проблема несоответствия объема
рабочего задания и времени, отведенного на его выполнение выводит учеников
на необходимость объединении в группы и распределении работы между членами группы
Слайд 11Сменяемый
руководитель группы
В активном классе лидеров немало, что
создает проблему, решая которую, дети сами находят выход в возможности
исполнять роль руководителя на договорной основе
Слайд 12Положительная взаимосвязь
К пониманию необходимости введения и соблюдения принципов работы эффективной
группы дети приходят самостоятельно, хотя и не бесконфликтно.
Но эти случаи
столкновения характеров, темпераментов, предпочтений и амбиций становятся прививкой против конфликтов в повседневном общении
Слайд 13Постоянный контроль учителем
Своевременно замеченный и локализованный учителем конфликт обеспечивают
положительную взаимосвязь членов группы
Слайд 14Фиксированный индивидуальный контроль
Обязательная отметка соответствия выполненной операции намеченному плану
требует напряженного внимания и ответственности, зато развивает задатки руководителя, пусть
и над самим собой
Позднее дети спокойнее принимают контроль со стороны одноклассников, понимая, какое это нелегкое дело – контролировать
Слайд 15Рефлексия
Основной задачей второго года обучения проектированию становится формирование
умения презентовать и анализировать результаты коллективного труда
Слайд 16Личная заинтересованность
Поверив в свои организаторские возможности, ученики стремятся
использовать полученные навыки во внеурочной деятельности
Слайд 17Опыт самоуправления
На первом этапе самоуправление воспринимается учениками как игра
и она не должна быть долговременной
Слайд 18Опыт практической деятельности
Цель:
подготовка и проведение
новогоднего праздника в санатории
Задачи:
Оформить комнаты
Подготовить и презентовать экологический костюм
Подготовить
и провести концерт для отдыхающих
Слайд 19Оформление комнат
Задачи:
Составить эскиз оформления.
Определить материальные ресурсы
Распределить подготовку материальных ресурсов
Проконтролировать доставку
ресурсов в санаторий
Оформить комнату в соответствии с эскизом
Презентовать оформление комнаты
Слайд 20Презентация
экологического костюма
Задачи:
Продумать создаваемый образ
Продумать ресурсы для его изготовления
Изготовить костюм
из бросовых материалов
Продумать презентацию образа
Подобрать музыкальное сопровождение презентации образа
Проконтролировать доставку
ресурсов и костюма в санаторий
Презентовать костюм
Слайд 21Концерт для отдыхающих
Задачи:
Подготовить индивидуальный, парный или групповой концертный номер
Подобрать музыкальное
сопровождение номера
Продумать концертные костюмы и реквизит
Составить программу последовательности номеров в
концерте
Распределить подготовку ресурсов номера
Проконтролировать доставку ресурсов с санаторий
Показать свой номер на концерте
Слайд 22Рады познакомиться
г. Киров
Октябрьский проспект д. 21
МОАУ СОШ №56
3В класс
Слайд 23Информационные ресурсы
Н.Ю. Пахомова, И.В. Суволокина, И.В. Денисова
«Проектная деятельность» методическое
пособие
ИПЦ «Маска» Москва 2009
Л.И. Семина
«Учитель и ученик: возможность
диалога и понимания»
Москва «БОНФИ»2002