Слайд 1
Учитель МАОУ Побединской СОШ
«Формы и методы
работы на
уроке
по повышению
мотивацион-ной сферы учащихся»
Слайд 2Мотивация ученика –
основное условие успешного обучения
Слайд 3
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с
интересом и желанием занимался в школе.
Слайд 4«Все наши замыслы,
все поиски
и построения превращаются в прах, если
у ученика нет желания учиться»
В.А.
Сухомлинский
Слайд 6 Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому?
Что делать, чтобы победить реакцию: «Не хочу!..»
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
Слайд 7
Это побуждение к деятельности, связанное
с удовлетворением потребности человека.
Мотивация -побуждение, вызывающее активность и
определяющее его направленность.
Мотив
(от латинского) – приводить в движение, толкать.
Слайд 8Для того, чтобы возбудить
интерес, не надо указывать
цель, а затем пытаться
мотивационно
оправдать действие в направлении данной цели. Нужно, наоборот, создать мотив,
а затем открыть возможность нахождения цели. Интересный учебный предмет – это и есть учебный предмет, ставший «сферой целей» учащегося в связи с тем или иным побуждающим его мотивом.
Леонтьев А.Н.
Слайд 9
К внутренним мотивам относятся:
собственное развитие в процессе учения;
действие
с другими и для других;
познание нового неизвестного;
Слайд 10
учёба как вынужденное поведение;
процесс учёбы
как привычное функционирование;
учёба ради лидерства
и престижа;
стремление
оказаться в центре внимания;
материальное вознаграждение;
избежание неудач.
К внешним
мотивам относятся:
Слайд 11
Причины снижения мотивации
Сложные отношения подростка
со взрослыми и сверстниками;
Неудовлетворенность
низкой
самостоятельной
познавательной
деятельностью
Слайд 12
2. Преобладает традиционная структура урока (опрос, объяснение
нового материала, закрепление, задание на дом);
3. Универсальной формой изложения
нового материала является его изложение в «готовом виде»;
4. Изучение нового материала приходится на вторую половину урока и происходит поэтому при сниженной работоспособности уч-ся
ПРИЧИНЫ:
1. Учителя используют преимущественно традиционные методы сообщающегося обучения;
Слайд 13
ПРИЧИНЫ:
5. Как основной вид контроля –
система случайных вызовов к доске;
6. Требования, предъявляемые учителем к
ученикам не всегда понятны, стабильны, соответствуют уровню их обученности, возрастным и психологическим особенностям учащихся.
задача – организовать урок так,
чтобы каждая его
минута так или
иначе вовлекала в работу
каждого ученика, чтобы минуты не пропадали
даром ни для кого.
Слайд 15
Урок есть искусство, его
и надо доводить на уровень искусства. Бывают уроки более интересные,
чем любой спектакль... В педагогике не принято говорить о драматургии урока, а жаль: в хорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка, текст и подтекст.
С. Л. Соловейчик
Слайд 16
Учебный материал должен
распределяться по
нескольким блокам:
материал любого занимательного рода, позволяющего увлечь
новой темой;
очень чётко выделенный базовый минимум темы – «самое главное»;
задания и сведения, позволяющие связать новую тему с ранее изученным;
проблемы, задания, вопросы, способные послужить толчком для творческих поисков и решений (памятка по этапам).
Слайд 17
1.Урок есть открытие истины, поиск и осмысление ее в
совместной деятельности учителя и ученика;
3. Человек на уроке
остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства.
Три постулата новой технологии урока
2. Урок есть часть жизни ребенка;
и низа – учителей и учеников. Здесь все коллеги, т.е.
люди, которые работают вместе…когда одни хотят учиться, а другие им помогают в этом. Принуждение осталось на низшей ступени образования…
Ю.М Лоцман
Слайд 19
ПРАВИЛЬНО ПОСТРОЕННЫЙ
УРОК,
ВЕДЁТ К УСПЕХУ.
А УСПЕХ - ОДНА ИЗ ДЕЙСТВЕННЫХ
ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ.
Слайд 20
Причина эффективной
школьной мотивации:
на самом деле ОДНА!!!
Слайд 21 Он же Любопытство.
Он же Удовольствие.
Он же Внутренняя мотивация
(самая честная, верная, настоящая!)
ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС
Слайд 22
Есть и другие, но
менее эффективные
Идентифицированная мотивация:
занимаюсь, потому
что оценка по математике важна для моего поступления в вуз. Или: потому что умение хорошо считать пригодится мне в будущем.
Внешняя мотивация: занимаюсь, потому что я хочу, чтобы учитель математики был мной доволен. Или: потому что мой отец – главный бухгалтер и от меня ждут, что я тоже добьюсь успехов в математике.
Что снижает мотивацию ребенка?
Недостаток любви затрудняет развитие ребенка.
Влияние плохого психологического
климата в школе
Родительский страх мешает детям стать самостоятельными
Чрезмерные нагрузки отнимают энергию
Завышенные требования не дают детям полноценно учиться
Кто считает себя глупым, таким и будет
Когда нет интереса к предмету, нет и желания учиться
Переизбыток медийной информации вредит ребенку
Опасности для мозга в период полового созревания ребенка
Как повысить внутреннюю мотивацию школьника?
Важен эмоциональный климат в семье. Совместный досуг, совместные трапезы.
Авторитетное воспитание
(правильная комбинация любви и контроля: границы, поддержка, свободное пространство для самостоятельности).
Нельзя лишать любви или наказывать за плохие оценки. Учатся не ради оценок. Анализировать ошибки.
Личный пример и реакция соучастия. Установка: ошибки- нормальное явление.
Мотивированные дети – это самостоятельные дети.
Четкий распорядок
дня - вносить коррективы в распорядок договариваясь.
Не подсказывать ответ учебной задачи. Лишь наводить на верный путь решения, склонять к размышлениям.
Установка: «Я знаю, ты можешь всё делать самостоятельно»
Высокие требования, но
соответствующие возможностям
Избегать недооценок. Переоценок.
Слайд 29 Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели
предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
учет возрастных особенностей
школьников;
выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
нестандартные формы проведения уроков;
создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
Установки педагога, методы и формы обучения
создание ситуации успеха;
использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности;
эмоциональная речь учителя;
использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
применение поощрения и порицания;
вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)
Мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не
только восприятие нового материала.
Условия развития мотива
1. Программа обучения с усложняющимся уровнем задач
2. Серия тестов, позволяющих фиксировать результат, достигнутый на каждом уровне изучения темы, ученик получает достоверную информацию о своих успехах
4.Ученик сам выбирает задания или соглашается с предложенным вариантом , сам принимает решение о переходе к следующему этапу обучения, сам планирует свой путь к цели и способы ее достижения
3. Сложность задач соответствует возможностям ученика или чуть превышает их, поэтому успех достигается с усилиями, но иногда возможна и неудача
Способы мотивации учения
Создание проблемной ситуации
Привлечение учащихся к оценочной деятельности
Необычная
форма обучения
Привлекательная цель
Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения
Приём «Лови ошибку»
Приём «Нарисуй, как понял»
Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика
Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают
интересные и по содержанию и по форме уроки...
Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков».
В.А. Сухомлинский
Слайд 34Хочу пожелать
своим коллегам:
- вдохновляйте своих учеников на добрые поступки;
- возбуждайте
у школьников умственный голод;
- дайте возможность гордиться собой!