Слайд 1Гуманно-личностная
технология
«Школа жизни»
Шалва Александрович Амонашвили
Амонашвили Шалва
Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог -
ученый и практик. Разработал и воплотил в своей эксперт ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеолог ей его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного принципах гуманно-личностной педагогики».
Слайд 2«...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого
высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для
постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий... Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего «момента истины», ввиду' чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики» (Амонашвили Ш.А.)
Слайд 3ДЕВИЗ
В.А. Сухомлинский
«Школа должна любить ребёнка, тогда он полюбит школу»
Слайд 4Идеи гуманно-личностной педагогики
Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности
через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и
созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.
Гуманно-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.
Слайд 5Идеи гуманно-личностной педагогики
Гуманно-личностный образовательный
процесс строится на понимании
целостности природы
ребенка,
ее движущих силах, раскрытых и
научно обоснованных современной
психологией
и определяемых нами,
как стихийные устремления,
страсти личности ребенка в его
стремлении к развитию,
взрослению, свободе.
Слайд 6Особенности образовательного процесса «Школа жизни»
Первая особенность состоит во внутренней преемственности
созидательной деятельности Природы и человека-воспитателя.
Вторая особенность образовательного процесса в
гуманной школе - его целостность, понимаемая как целостность жизни ребенка, устремленного в будущее.
Третья особенность касается урока, который рассматривается как аккумулятор, как ведущая форма жизни детей, а не только их учения.
Слайд 7Особенности образовательного процесса «Школа жизни»
Четвертая особенность педагогического процесса и состоит
в том, что сотруднические взаимоотношения учителя с детьми становятся его
естественным качеством.
Пятая особенность гуманного педагогического процесса проявляется в развитии у детей способности к оценочной деятельности при одновременном упразднении школьных отметок, что является залогом успехов детей в учении.
Шестая особенность "Школы жизни" - в особой, гуманной миссии учителя в ней. "Очеловечивание среды вокруг каждого ребенка, гуманизация социума и самого педагогического процесса есть высшая забота учителя".
Слайд 8Целевые ориентации
• Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного
человека путем раскрытия его личностных качеств.
• Облагораживание души и сердца
ребенка.
• Развитие и становление познавательных сил ребенка.
• Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.
• Идеал воспитания - самовоспитание.
Слайд 9Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая +
религиозная.
По основному фактору развития: социогенная + биогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
По
ориентации на личностные структуры: эмоционально-нравственная.
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человек ориентированная.
Слайд 10Классификационные параметры технологии
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам:
традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.
По подходу к ребенку:
гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами проблемности, творчества.
По категории обучаемых: массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям.
Слайд 13Особенности методики
- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода
выбора, радость познания:
- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление
в себя, педагогика успеха;
- мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики;
- резервы семейной педагогики;
- учебная деятельность: приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.
Слайд 14Основные установки учителя гуманного педагогического процесса
Опоры в ребенке
стремление к развитию,
стремление
к взрослению,
стремление к свободе.
Личностные качества учителя
доброта
откровенность и искренность
преданность
Законы учителя
любить
ребенка,
понимать ребенка,
восполняться оптимизмом к ребенку.
Руководящие принципы учителя
принцип очеловечивания среды вокруг ребенка,
принцип уважения личности ребенка,
принцип терпения в становлении ребенка.
Заповеди учителю
верить в безграничность ребенка,
верить в свои педагогические способности,
верить в силу гуманного подхода к ребенку.
Слайд 15Основные правила учителя
Устанавливайте с каждым ребенком
личные, доверительные взаимоотношения,
вызывайте доверие и искренность ребенка
к вам вашей доверительностью и
искренностью к нему.
Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними.
Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом и экспрессией.
Слайд 16Основные правила учителя
Свою раздражительность поведением ребенка выражайте ноткой намека
на то, что вы от него этого не ожидали, что
у вас о нем более высокое представление.
• Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей (собирание марок. открыток, составление альбомов и пр.), участвуйте в них.
Слайд 17Основные правила учителя
Проявляйте живой интерес к
жизни ребенка,
к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам,
неудачам, к
его личностным переживаниям;
при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему «сорадость», сочувствие.
Общайтесь с ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.
Делайте день рождения каждого ребенка праздником в классе, высказывайте ему пожелания, преподносите ему в подарок уроки, рисунки, сочинения о нем, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут.
• Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.
• Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними.
• Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом и экспрессией.
• Свою раздражительность поведением ребенка выражайте ноткой намека на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокое представление.
• Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей (собирание марок. открыток, составление альбомов и пр.), участвуйте в них.
Слайд 18Оценивание деятельности детей.
Особую роль в технологии Ш.А.Амонашвили играет оценивание
деятельности ребенка.
Использование отметки очень ограничено, ибо отметки - это
«костыли хромой педагогики»;
вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.
Слайд 19Гуманистический климат школы - важный и самый трудный для реализации.
Он требует от педагогов и других специалистов, работающих с детьми,
компетентности, преданности детям и поставленной цели, увлеченности и профессиональной гармонии.
С. Френе отмечает, что необходимо "понять душу ребенка, его психологию. Каждый выберет свою дорогу, отвечающую индивидуальным склонностям, вкусам и запросам".