Разделы презентаций


Использование элементов исследовательской деятельности на уроках окружающего мира

Содержание

«Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно - он-то и делает открытие». Эйнштейн Альберт

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Жилкова Инна Юрьевна,
учитель начальных классов, МОУ СОШ №39, г. Бепгород
Использование

элементов исследовательской деятельности на уроках окружающего мира

Жилкова Инна Юрьевна,учитель начальных классов, МОУ СОШ №39, г. БепгородИспользование элементов исследовательской деятельности на уроках окружающего мира

Слайд 2«Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому

это неизвестно - он-то и делает открытие».

Эйнштейн Альберт


«Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно - он-то и делает открытие».

Слайд 3
Во-первых, научить детей познавать окружающий мир. И я не хочу,

чтобы книги и речь учителя были единственным источником информации. Моя

цель – научить детей исследовать мир с помощью собственных наблюдений и экспериментов, задавая вопросы и добывая на них ответы.
В-вторых, я хочу научить детей нестандартно мыслить, творчески подходить к любому вопросу.
В-третьих, чтобы дети получали удовольствие от происходящего на уроках, от собственных исследований и догадок.
Во-первых, научить детей познавать окружающий мир. И я не хочу, чтобы книги и речь учителя были единственным

Слайд 41 этап.
Теоретическое изучение учащимися этапов исследовательской деятельности. Освоение учащимися процесса

исследования на уроках по образцу.

2 этап.
Отработка учащимися учебных приемов исследовательской

деятельности на уроках с элементами исследования.

3 этап.
Использование исследовательского подхода в процессе обучения на уроках-исследованиях.
 


1 этап.Теоретическое изучение учащимися этапов исследовательской деятельности. Освоение учащимися процесса исследования на уроках по образцу.2 этап.Отработка учащимися

Слайд 5индивидуальная
парная
групповая
коллективная
объединение по интересам
Формы учебной исследовательской деятельности:

индивидуальная парнаягрупповаяколлективнаяобъединение по интересамФормы учебной исследовательской деятельности:

Слайд 6проблемный метод
дидактическая или ролевая игра
практические методы (упражнения, практические работы,

экскурсии, составление моделей)
беседа
работа с книгой (учебником)
наглядные методы
Методы

обучения:
проблемный методдидактическая или ролевая игра практические методы (упражнения, практические работы, экскурсии, составление моделей) беседа работа с книгой

Слайд 7Выбор темы.
Постановка цели и задач.
Гипотеза исследования.
Организация исследования.
Подготовка к защите и

защита работы.

Исследовательская работа состоит из нескольких этапов:

Выбор темы.Постановка цели и задач.Гипотеза исследования.Организация исследования.Подготовка к защите и защита работы.Исследовательская работа состоит из нескольких этапов:

Слайд 8-Что мне интересно больше всего? - Чем я хочу заниматься в

первую очередь? - Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? -

По каким предметам у меня самые хорошие отметки? - О чём хотелось бы узнать как можно больше? - Чем я мог бы гордиться?


-Что мне интересно больше всего? - Чем я хочу заниматься в первую очередь? - Чем я чаще

Слайд 9- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу); - экспериментальной; - изобретательской; -

теоретической.
Тема исследовательской работы:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);  - экспериментальной; - изобретательской; - теоретической. Тема исследовательской работы:

Слайд 10– восхищаться каждой идеей ученика, как восхищаются первыми шагами ребёнка;

позитивно подкреплять все ответы и идеи ученика;
– использовать ошибку как

возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;
– максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям ребёнка;
– создать климат взаимного доверия;
– обеспечить независимость в выборе и принятии решений, с возможностью самостоятельно контролировать собственные предложения.


– восхищаться каждой идеей ученика, как восхищаются первыми шагами ребёнка;– позитивно подкреплять все ответы и идеи ученика;–

Слайд 11Подумать самостоятельно
Что я об этом знаю?
Какие мысли я могу высказать

про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне

уже известно?
Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
Спросить у других людей.
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
Использовать Интернет.
Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
Понаблюдать.
Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений. По-возможности сделай фотографии.
Провести эксперимент.
Запиши план и результаты эксперимента.

Организация исследования включает в себя следующие этапы.

Подумать самостоятельноЧто я об этом знаю?Какие мысли я могу высказать про это?Какие выводы я могу сделать из

Слайд 12Задача: Убедиться в том, что действительно по облакам можно научиться

предсказывать погоду на ближайшее время.
План: 1. Выйди на улицу сначала в

солнечный день, а потом в пасмурный. 2. Обрати внимание на облака. 3. Зарисуй, на что они похожи: на острые длинные перья или на величественные башни, а может они похожи на тонкую серую пленку? 4. Запиши, как изменилась погода через некоторое время. 5. Сделай вывод о предсказании погоды по облакам.

Тема: Разнообразие облаков.

Задача: Убедиться в том, что действительно по облакам можно научиться предсказывать погоду на ближайшее время. План: 1.

Слайд 13Задачи: Проверить, могут ли растения двигаться. План: 1. Посети библиотеку, изучи

научные статьи по данному вопросу. Запиши интересные факты. 2. Найди лужайку

с одуванчиками. Понаблюдай за цветами утром и вечером. Результаты зарисуй. 3. Поставь на окно герань, обрати внимание на цветы. 4. Через два дня поверни горшочек с геранью другой стороной к свету. Что произошло с цветами? Опиши. 5. Оформи результаты в дневнике исследований.

Тема: Растения - часть живой природы.

Задачи: Проверить, могут ли растения двигаться.  План: 1. Посети библиотеку, изучи научные статьи по данному вопросу.

Слайд 14Задачи:
Закрепить знания детей о комнатных и дикорастущих цветах. Развивать

познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания.

Формировать умение работать в парах. Карточки раздаются заранее.
Оборудование:
У детей  карточки с изображением комнатных цветов и цветов дикорастущих, а так же два полотна с буквами «Д» и «К». После рассказа учителя детям предлагается распределить цветы на комнатные и дикорастущие. Потом ученики называют цветы, которые они отнесли к комнатным и дикорастущим. Можно на доске прикрепить такие же буквы и дети по очереди будут выходить, и прикреплять по одной карточки под нужной буквой.

Игра « Эти разные цветы» 

Задачи: Закрепить знания детей о комнатных и дикорастущих цветах. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе

Слайд 15Задачи:
Закрепить представление учащихся о временах года, месяцах и их

последовательности. Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать. Активизировать двигательную активность детей.

Развивать умение работать в коллективе. 
Оборудование:
Картинки с изображением природы и надписями месяцев ( можно воспользоваться иллюстрациями из  календарей природы) На основной доске изображения природы в разные месяцы. Дети разбиваются на две команды. По очереди они должны быстро выходить к доске выбирать картинку, символизирующую определенный месяц и переместить ее на  свое крыло доски. Выигрывает команда, которая правильно расставит все 12 месяцев.

 Игра «12 месяцев»

Задачи: Закрепить представление учащихся о временах года, месяцах и их последовательности. Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать. Активизировать

Слайд 16Задачи:
Сформировать представления учащихся  о живой природе разных континентов.  Развивать

умение распределять  представителей живой природы и фауны  по странам и

природным зонам. Развивать познавательную активность, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свои мысли.
Оборудование:
Макеты писем, на которых наклеены или нарисованы особенные признаки определенной  страны и природной зоны. На доске изображения материков. Письма раздаются детям. Работа в парах. Ученик должен определить в какую страну ( континент)  или в какую природную зону надо отправить письмо. После того как ученик определит  куда надо «отправить» письмо он должен подойти к доске и прикрепить письмо там, «куда оно должно дойти».

Игра  «Откуда письмо?» Рассеянный почтальон.

Задачи: Сформировать представления учащихся  о живой природе разных континентов.  Развивать умение распределять  представителей живой природы и фауны 

Слайд 17Задачи:
Закрепить представления учащихся о профессиях. Развивать умение соотносить и

классифицировать. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее

полученные знания. Делать выводы, анализировать.
Детям раздаются картинки с изображением перепутанных профессий людей. Нужно исправить картинки.

Игра  «Что напутал художник?» Исправь ошибки.

Задачи: Закрепить представления учащихся о профессиях. Развивать умение соотносить и классифицировать. Развивать познавательную активность детей, умение использовать

Слайд 18Задачи:
Сформировать представление учащихся о живой и неживой природе. Развивать

познавательную деятельность, умение классифицировать, выделять признаки, группировать. Развивать умение сравнивать,

анализировать.
Оборудование:
Карточки по 6-10 штук на человека, лист белой бумаги формата А4 разделенный вдоль на две половины. У детей карточки с изображением живой и неживой природы. Детям дается задание распределить картинки таким образом, чтобы в  верхней части листа были картинки с изображением живой природы, а на нижней – неживой природы. Подготавливаются карточки с изображениями живой и неживой природы по вариантам, т.е у детей 1 и 2 варианта карточки не должны совпадать. Проверяется тоже по вариантам. Выигрывают те дети которые правильно и быстро распределят карточки на листе. 

Игра «Живая – неживая»

Задачи: Сформировать представление учащихся о живой и неживой природе. Развивать познавательную деятельность, умение классифицировать, выделять признаки, группировать.

Слайд 19Задачи:
Закрепить полученные знания о грибах. Развивать познавательную деятельность. Развивать

умения анализировать, делать выводы. Развивать интерес к природе.
Оборудование:
У

детей картинка с изображением грибов и лесных деревьев и животных, которые будут служить подсказками для определения названия грибов .На партах карточки – грибы. Работа в группах по 4 человека. На группу дается по 3-4 гриба. Дети должны найти «Свои» грибы на картинке и определить, как они называются. На картинке грибы распределены таким образом, что под березой нарисован подберезовик, под осиной – подосиновик, на пеньке – опята, там где «бежит лиса» - лисички, радом с ежиком – белые, отдельно – мухомор, на самом видном месте – поганки.

Игра «На полянке» ( кто больше узнает и назовет грибов)

Задачи: Закрепить полученные знания о грибах. Развивать познавательную деятельность. Развивать умения анализировать, делать выводы. Развивать интерес к

Слайд 20На левой стороне листа напечатаны загадки, а на правой даны

изображения отгадок в произвольном порядке. Ребенок должен соединить загадку с

отгадкой при помощи карандаша.

Игра «Соотнеси загадку с отгадкой».

На левой стороне листа напечатаны загадки, а на правой даны изображения отгадок в произвольном порядке. Ребенок должен

Слайд 21Задачи:
Познакомить с разнообразием растений. Развивать умение анализировать, сравнивать. Развивать интерес

к природе.
Оборудование:
У детей листы формата А4 ( по количеству

детей) на которых изображены наземная и подземная части растений. В два столбика нарисованы в одном подземная часть растения в другом столбике наземная часть растения. Детям надо соединить вершки с нужными корешками. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием.

 Игра «Вершки и корешки».

Задачи:Познакомить с разнообразием растений. Развивать умение анализировать, сравнивать. Развивать интерес к природе.Оборудование: У детей листы формата А4

Слайд 22Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

Адольф Дистервег

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

Слайд 23Жданова Л.А. Исследовательская деятельность как одна из стратегий обучения одаренных

детей. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2004-2005
Савенков А.И. Методика исследовательского

обучения младших школьников.- 2-е изд., исп.. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.
Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002
ИвочкинаТ. ,Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Народное образование - № 3,2000г.
Коломиец Л.С. Исследовательская работа в начальной школе. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2003-2004
Попова Е.Н. Тропинки творчества. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2004-2005
Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект.- Москва, 2001г.

Список литературы:

Жданова Л.А. Исследовательская деятельность как одна из стратегий обучения одаренных детей. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2004-2005Савенков

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика