Слайд 1 Управление образования города Новочеркасска
Методический кабинет
Использование казачьих народных игр
в
культурно – воспитательном пространстве ДОУ
Подготовила: инструктор по ФК
МБДОУ детскогго сада
№27
Клепина Надежда Николаевна
Новочеркасск
2019год
Слайд 2«Игра-путь детей к познанию мира, в котором они живут и
который призваны изменить» А.М. Горький
Актуальность
Сегодня, на волне подъёма казачьего движения,
возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания подрастающего поколения. Погружая ребёнка в национальный быт, используя особенности речи, песен, подвижных игр и забав донских казаков , мы создаём естественную среду для овладения языком, традициями, укладом жизни своего народа. Таким образом, формируем любовь к малой и большой Родине.
Слайд 3Понятийный словарь
Подвижная игра – это самостоятельная деятельность, в которой
дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель,
совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания.
Казачьи подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять выдумку, смекалку, выдержку.
Эти игры не просто материализация потребности выплеснуть из себя энергию растущего человека. Они ещё являются характеристикой богатства казачьей души, стремления к творчеству, веселью, театрализации жизни.
Слайд 4
Значение подвижных игр:
*создают атмосферу радости, вызывают у детей положительные эмоции
*усиливают
все физиологические процессы.
*расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний
об окружающем мире
*пополняют словарный запас, развивают сообразительность, двигательную инициативу и творчество.
Слайд 5
ФГТ, Приказ Минобрнауки №655 от 23.11.2009, №2151 от 20.07.2011г Условия
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, п.3.1.2.
… «Основной формой
работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра;»
« Организация разнообразной игровой деятельности: выявление и развитие способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса»
2. СанПин 2.4.1. 2660-10 («Санитарные эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в ДОУ» Утверждёны главным государственным врачом РФ 01.10.2010г.)
Нормативно-правовая база:
Слайд 6П.12.6 … «Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры
и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед
возвращением детей в помещение ДОУ.»
П.13.2, 13.6. п/и -одна из форм физкультурно -оздровительной работы
3. Приказ МО и ПРО РО №2090 от17.10.2000г. «О введении максимальной нагрузки обучающихся и воспитанников в ДОУ»
4.Концепция «Основные направления и мероприятия по физическому развитию и здоровью»(от 14.03.2002г.)
5. Образовательная программа МБДОУ №27, раздел 1. Цели и задачи ДОУ
… Создание условий для реализации потребностей в двигательной активности в повседневной жизни; выявление интересов и склонностей дет ей к двигательной деятельности и реализация через систему физкультурно-оздоровительной работы.
Слайд 7
Целью работы нашего коллектива является создание условий для гармоничного развития
личности ребёнка, как источника духовно-нравственного воспитания, используя народные традиции региона.
Задачи, решаемые в процессе ежедневного проведения подвижных игр:
оздоровительные:
Заботиться о физическом и психологическом благополучии детей, не допускать травматизма, физических, эмоциональных перегрузок;
Учить детей умению регулировать свою двигательную активность в подвижных играх, чередуя интенсивные движения с менее интенсивными и отдыхом.
воспитательные:
формировать у детей потребность в регулярных занятиях подвижными играми;
целенаправленно развивать основные физические и нравственно – волевые качества;
развивать у детей умение самостоятельно организовывать подвижные игры на прогулке в разные сезоны года, используя естественное окружение.
Слайд 8образовательные:
расширять двигательный опыт детей, обогащать его новыми,
более сложными движениями;
развивать
физические качества (скоростных,
скоростно-силовых, силы и гибкости), обращая особое внимание
на развитие выносливости и ловкости;
развивать чувство равновесия, координацию движений,
улучшать ориентировку в
пространстве;
закреплять приобретенные ранее
навыки и умения
Слайд 9Особенностью казачьих игр является исторически сложившиеся образы
воина-защитника , хозяйки-казачки.
В любой казачьей подвижной игре прослеживается
гендерная
направленность:
*Игры для мальчиков
Развивают такие физические качества
как развивают выдержку, смелость, ловкость, быстроту реакции, силу, выносливость, ориентировка в пространстве.
Это игры соревновательного типа «Коники», «Утка-гусь», «
Силу, равновесие можно развить с помощью игр «Салки с мячом», «Сорви шапку», «Перетягушки», «Чурбан»
Развитие основных видов движений ходьбы, бега, прыжков) хорошо укрепляют сюжетные игры «Водяной», «Заря-заряница», ««Казаки-разбойники», «Разрывные цепи», «Прядки овощей», «Дед Рожок», «Ястреб и утки»
Слайд 10*Игры на ориентировку на местности- «Прятки овощей», «Прятки», «12 палочек»,
«Третий лишний»,
*Для развития быстроты и ловкости –«Баба Яга», «Петушок», «Солнышко»,
«Латки с домиками» «Краски», «Разрывные цепи» «Узнай по голосу», «Лисонька»
*С мячом, например: «Съедобное - несъедобное»,
«Выбивной», «Штандер»,
«Тише едешь дальше будешь, стоп», «Узнай расстояние».
Слайд 11Игры для девочек
Отличаются развитием грациозности движений, ловкости, быстроты, сообразительности,
выдумки и творчества, воспитывают изящество движений, грацию, правильную осанку, ловкость
и быстроту, сноровку.
К таким играм можно отнести хороводные, например, ««Нитка-иголка». «Капуста», «Заря заряница», «Золотые ворота» «Петушок», «Солнышко»,
Музыкально-ритмические игры например: «Ручеёк», «Воробьи-вороны», «Море волнуется», «Венок», «Утка-гусь»
В них воспитывается грация движений девочек, чувство ритма, быстрота реакции, слуховое восприятие, двигательная память.
Слайд 12Виды казачьих игр
Хороводные со словами : *на тему сада-огорода-
«Чучело»,
«Репка», «Венок», «Прятки овощей»
*обыгрывание образов животных «Козлёнок», «Коровка», «Конь», «Лисонька-лиса»,
«Петух», «Воробей», «Сова»
*явления природы: «Солнышко», «Дождик», «Ручеёк», «Ветер», «Тишина»
Соревновательного характера : «Ремень», «Колечко», «Коники», «Утка, утка, утка, гусь», «Лента», «Камешки», «Платочек», «Перетягушки», «Бабки», «Сорви шапку»
Сюжетные «Казаки-разбойники», «Разрывные цепи», «Дед Рожок», «Ястреб и утки», «Водяной», «Поймай пташку за хвост»
На бытовую тематику: «Плетень», «Рыбалка», «Караси и щука», «Капуста», «Поймай рыбку», «Чурбан»
Слайд 13Игра «Лисонька-лиса»
Развивает слуховое внимание, ориентировку
в пространстве, координацию движений
Выбирается
по считалке «лиса». Она стоит
в центре круга, зажмурив глаза.
Дети ходят по
кругу и поют: Мы по кругу идём, мы лисичку зовём,
Пусть глаз не открывает, нас по голосу узнает!
Дети останавливаются, и тот, на кого покажет ведущий, спрашивает: «Лисонька-лиса, где я?». Лиса должна, не открывая глаз, подойти к тому, кто задал вопрос, дотронуться до ребёнка и сказать «Здесь ты!» Затем лисонька становится в круг к детям, а кого она узнала, становится «лисонькой» и игра продолжается.
Правила: когда «лиса» отгадывает по голосу ребёнка, должна быть тишина
Слайд 14
Игра «Дед Рожок»
Развивает координацию движений, быстроту реакции, ловкость
Дети
играли в эту игру перед Вербным воскресеньем. «Дед Рожок» (выбирается
по считалке) с веточкой вербы в руках садится в углу зала. Дети идут к нему, приговаривая:
«Ах ты, дедушка Рожок, на плече дыру прожёг!» Дед Рожок: кто меня боится?
Дети: Никто!
Ребятишки убегают на места, а дед Рожок пытается задеть их вербой по спине.
Правила: дети убегают после слова «Никто».
До кого Дедушка Рожок дотронулся –
тот ребёнок
выбывает из игры.
Слайд 15 Игра «Рыбалка»
В этой игре развивается ловкость, быстрота, сила и
выносливость, умение действовать смело, честно, проявлять
активность ,самостоятельность, творчество.
Игроки разбиваются
на 2 команды- рыбаки и рыбки.
По сигналу (свисток, музыка) рыбки плавают по залу.
Рыбаки, взявшись за рыбацкие сети по 2 человека,
стараются поймать рыбок, окружая их своей сетью.
Когда все рыбки будут пойманы,
дети меняются ролями и игра
продолжается.
Слайд 16Благодарим за внимание!
Наш адрес для сотрудничества: г.Новочеркасск, ул. Солнечная 3а,
тел. (863-52) 9-67-06