Разделы презентаций


Использование мнемических приёмов в словарно-орфографической работе на уроках русского языка для младших школьников

Содержание

Содержание Глава I. Исторические и психолого-педагогические основы темы: "Мнемические приёмы в словарно-орфографической работе на уроках русского языка для младших школьников».История развития ведущего вопроса темы. Психолого-педагогические основы подхода к

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Использование мнемических приёмов в словарно-орфографической работе на уроках русского языка

для младших школьников.
Работина Светлана Викторовна, учитель начальных классов МКОУ «Средняя с углублённым

изучением отдельных предметов школа № 5»
городского округа город Фролово
Использование мнемических приёмов в словарно-орфографической работе на уроках русского языка для младших

Слайд 2 Содержание
Глава I. Исторические и психолого-педагогические основы темы: "Мнемические приёмы в

словарно-орфографической работе на уроках русского языка для младших школьников».
История развития

ведущего вопроса темы.
Психолого-педагогические основы подхода к проблеме и ее решение.

Глава II. Опытная педагогическая работа.
Экспериментальные исследования и их анализ.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Содержание  Глава I. Исторические и психолого-педагогические основы темы:

Слайд 3 Изучив опыт крупнейших методистов прошлого века: Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского,

К.Д. Ушинского, Т.И. Тихомирова, А.В. Текучева, которые связывали словарную работу

с развитием мыслительных способностей, и посмотрев теоретическую базу современных психологов и опыт педагога Е.И. Брагиной, пришли к единому мнению, что использование мнемических приёмов в словарно-орфографической работе является в настоящее время одной из актуальных тем на уроках русского языка.

Изучив опыт крупнейших методистов прошлого века: Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского, К.Д. Ушинского, Т.И. Тихомирова, А.В. Текучева, которые

Слайд 4 ПРОБЛЕМА
развитие образной

памяти младшего школьника

«Использование мнемических
приёмов

в словарно-орфографической работе на уроках русского языка для младших школьников».
ПРОБЛЕМА  развитие образной памяти младшего школьника   «Использование мнемических

Слайд 5 Экспериментальные исследования

Цели исследования:
- изучить состояния и перспективы развития рассматриваемого вопроса

по отношению к начальным классам;
- провести практическую проверку полученных результатов.

Задачи исследования:
- рассмотрение различных подходов к словарной работе;
- разработка разнообразных методик словарной работы;
- выявление и осуществление, применение, выработка рекомендаций по усовершенствованию словарной работы.
Экспериментальные        исследования Цели исследования: - изучить состояния и

Слайд 6 Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка


способы

качества формы
восприятие накопление понимание
Вербальные средства передачи

информации
Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка	 способы    качества   формывосприятие накопление

Слайд 7 Богатство материала речи




Обилие слов
Обороты речи
Единое стройное целое
словесное богатство родного

языка

Богатство материала речи	Обилие словОбороты речиЕдиное стройное целоесловесное богатство родного языка

Слайд 8 Глава I. Исторические и психолого-педагогические основы темы "Мнемические приёмы в

словарно-орфографической работе на уроках русского языка в начальной школе".
История

развития ведущего вопроса темы.



Словарная работа

Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, К.Д. Ушинский, Д.И. Тихомиров.

Глава I. Исторические и психолого-педагогические основы темы

Слайд 9Ф. И. Буслаев
грамотное письмо;
понимание учащимися лексического значения слов.
точный и осознанный

выбор слов в условиях естественной речи.

Ф. И. Буслаевграмотное письмо;понимание учащимися лексического значения слов.точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи.

Слайд 10К. Д. Ушинский





"власть над тем запасом слов, который бессознательно

лежит в их памяти".
творческие упражнения
орфография

К. Д. Ушинский

Слайд 11Д.И. Тихомиров
Состав слова
состав слова
Смысл слова
"где и как

грубая материя слова хранит зародыш значения, зерно понятия"

Д.И. Тихомиров Состав слова состав слова Смысл слова

Слайд 12И.И. Срезневский
образование слов
смысл слов и выражений
Правильная речь

И.И. Срезневскийобразование слов смысл слов и выраженийПравильная речь

Слайд 13А.В. Текучев.
"Словарная работа - это не эпизод в работе

учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная

со всеми разделами курса русского языка"
А.В. Текучев.

Слайд 14НЕОБХОДИМО:
усвоение лексики;
обострение внимания к слову;
развитие языкового чутья;

развитие языкового мышления.

словарная работа в школе не может

ограничиваться исключительно
упражнениями.
НЕОБХОДИМО: усвоение лексики; обострение внимания к слову; развитие языкового чутья; развитие языкового мышления. словарная работа в школе

Слайд 15 Мнемоника -
совокупность приёмов и способов,

облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусств, ассоциаций.

(Большой

энциклопедический словарь А.М. Прохоров)

Мнемоника -	совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём

Слайд 16 «Мнемотехника» и

«мнемоника»-

это "техника запоминания". Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

«Мнемотехника» и

Слайд 17 Современная мнемотехника?
возможность накапливать в памяти большое количество точной

информации;
экономия времени при запоминании;
сохранение запомненных сведений в памяти.

Современная мнемотехника? возможность накапливать в памяти большое количество точной информации;экономия времени при запоминании;сохранение запомненных сведений в

Слайд 18


запомнить нужные знания освоить способы их нахождения.

Модернизация содержания учебных

программ и форм ученической деятельности

Мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался.

«Школа 2100»

активность

самостоятельность

творческие способности

запомнить нужные знания  освоить способы их нахождения.Модернизация содержания учебных программ и форм ученической деятельности

Слайд 19 Психолого-педагогические основы подхода к проблеме и ее решение.
Приемы словарной

работы


Изучение безударных
гласных корня

Психолого-педагогические основы подхода к проблеме и ее решение.	Приемы словарной работыИзучение безударных гласных корня

Слайд 20 задачи :
добиться, чтобы

учащиеся овладели навыками правописания безударных гласных в корнях слов.





Выработать орфографическую

зоркость


добиться самостоятельности
орфографического мышления

ударение

Словоизменение,
словообразование

задачи :добиться, чтобы учащиеся овладели навыками правописания безударных гласных в

Слайд 21Глава II. Опытная педагогическая работа.


активизация запоминание

память
моторная

зрительная слуховая

Глава II. Опытная педагогическая работа.	 активизация   запоминание

Слайд 22 ПРИЁМЫ
Моторная память -

проговорить вслух негромко по слогам каждое слово.
Зрительная память - молча

посмотреть на слово, прочитывая про себя по слогам; потом закрыть глаза, чтобы представить его написанным; снова открыть глаза и проверить себя.
Слуховая память - проговаривать слово по слогам соседу по парте или послушать, как слово проговаривает сосед.

ПРИЁМЫМоторная память - проговорить вслух негромко по слогам каждое слово.Зрительная

Слайд 23Этимологический анализ
осмысленность правильность точность
Деревня - в старину место, на

котором корчевали, дергали с корнем деревья, а потом строили дома,

распахивали пашню - называли деревней («деревня» – «дерево» – место, отчищенное от деревьев).
Завод - образовалось от слова «заводить» (разводить, выводить). Исторически в нём была приставка    за-    («завод» – «заводить» – место, где что-либо заводят, разводят).
Этимологический анализ осмысленность правильность точностьДеревня - в старину место, на котором корчевали, дергали с корнем деревья, а

Слайд 24 Этимологический анализ

слов
орфографическая грамотность

Механическая память логическое мышление
расширяет кругозор школьника;
увеличивает

словарный запас;
развивает речь;
знакомит детей с историей и культурой русского языка…

Этимологический        анализ словорфографическая грамотность Механическая память логическое мышлениерасширяет

Слайд 25

Эффективные методы

метод графических ассоциаций;
метод звуковых (фонетических) ассоциаций;


комбинированный метод.

Эффективные методы метод графических ассоциаций; метод звуковых (фонетических) ассоциаций; комбинированный метод.

Слайд 26 метод графических

ассоциаций
Рисунок, обозначающий само слово, и в нём

обыгрывается запоминаемая буква;
Самостоятельное придумывание детьми подобных рисунков.

способствует развитию фантазии и образного мышления.
метод графических         ассоциаций Рисунок, обозначающий само слово,

Слайд 27 Метод звуковых

ассоциаций
Приеду завтра,
Привезу завтрак,
На завтрак – рак,
Кричи: «Ура!»
Трудные

учить слова
Помогает нам игра!

Метод звуковых        ассоциаций Приеду завтра,Привезу завтрак,На

Слайд 28 Комбинированный метод
графические

звуковые
ассоциации

ассоциации.
Пример:
Петуха спросили дети:
«Отчего зовут Вас Петей?»
Петушок ответил детям:
«Хорошо умею петь я!»
(Можно использовать рисунок).

Комбинированный метод   графические  			   звуковые   ассоциации

Слайд 29 1работа: (Приложение 1). Форма проведения: устная и

письменная.
Нарисовали картинку с изображением слов: месяц, ягнёнок, язык, заяц, земляника

– слов с буквой я.
Подготовили текст с этими же пропущенными словами.
На уроке предложили ребятам, глядя на картинку, узнать, какую работу нам предстоит выполнять на уроке.
Задание: поставить задачу и выявить проблему на данном этапе урока.
Ребята догадались, что необходимо редактировать текст, а, именно, вставить пропущенные слова.
При произнесении слов, необходимо дать этимологический анализ каждому произнесённому слову и после правильного произнесения – записать в тетрадь.

1работа: (Приложение 1). Форма проведения: устная и письменная.  Нарисовали

Слайд 31 ТЕКСТ

Ночь. На небе .

высунула . Она охотится. испугался. Бродит заблудившийся . В траве растёт .

месяц

Лягушка

язык

ягнёнок

Заяц

земляника

ТЕКСТ 		Ночь. На небе

Слайд 32 Например:
Одни ребята назвали

«земляника», другие – «ягода». Слово «земляника» связали со словом «земля».

А слово «ягода» – образовалось от «яг», что означает щёчки, с помощью суффикса –од-. А ягода напоминает щёчки яркие, румяные…

Например:  		Одни ребята назвали «земляника», другие – «ягода». Слово «земляника»

Слайд 33
Данный вид работы помог учащимся

поставить проблему и решить её: - почему именно эта группа

слов была пропущена в тексте. И пришли к выводу:
относятся к словам с непроверяемой гласной в корне слова,
слова отнесли к одной группе, т. е. к словам с буквой я.

Данный вид работы помог учащимся поставить проблему и решить её: - почему

Слайд 34 активизация запоминание

приёмы
с моторной памятью;


со зрительной памятью;
со слуховой памятью.

Этимологический анализ правильность написания

активизация     запоминание         приёмы

Слайд 352 работа: «Игра – лото». ( Приложение 2).
Цель:
Закрепить

написание слов с непроверяемой гласной в корне слова;
выявить учащихся

со слабыми данными в словарно-орфографической работе.
Внеклассная работа.
2 работа: «Игра – лото».  ( Приложение 2).  	Цель: Закрепить написание слов с непроверяемой гласной

Слайд 36 ИГРА - ЛОТО
Учитель берёт

маленькие карточки:
читает загадки, тот участник, который имеет на карте

отгадку, получает загадку, закрывает отгадку.
Произносит слово по слогам и записывает его, при этом использует этимологический анализ слова.


ИГРА - ЛОТО	Учитель берёт маленькие карточки: читает загадки, тот участник, который

Слайд 37ЛОТО
А ТОБУС
С Р КА
К Р НДАШ
Т ТРАДЬ

ЛОТОА ТОБУСС Р КАК Р НДАШТ ТРАДЬ

Слайд 38ЛОТО
АВТОБУС
С Р КА
К Р НДАШ
Т ТРАДЬ

ЛОТОАВТОБУСС Р КАК Р НДАШТ ТРАДЬ

Слайд 39ЛОТО
АВТОБУС
С Р КА
К Р НДАШ
ТЕТРАДЬ

ЛОТОАВТОБУСС Р КАК Р НДАШТЕТРАДЬ

Слайд 40ЛОТО
АВТОБУС
СОР КА
К Р НДАШ
ТЕТРАДЬ

ЛОТОАВТОБУССОР КАК Р НДАШТЕТРАДЬ

Слайд 41ЛОТО
АВТОБУС
СОРОКА
К Р НДАШ
ТЕТРАДЬ

ЛОТОАВТОБУССОРОКАК Р НДАШТЕТРАДЬ

Слайд 42ЛОТО
АВТОБУС
СОРОКА
КАР НДАШ
ТЕТРАДЬ

ЛОТОАВТОБУССОРОКАКАР НДАШТЕТРАДЬ

Слайд 43ЛОТО
АВТОБУС
СОРОКА
КАРАНДАШ
ТЕТРАДЬ

ЛОТОАВТОБУССОРОКАКАРАНДАШТЕТРАДЬ

Слайд 44ЗАГАДКИ
Не летает, не жужжит.
Жук по улице бежит.
И горят в

глазах жука,
Два блестящих огонька.
То я в клетку, то в линейку,
Написать

на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Что такое я?

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.

Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом ведёт,
Там заметку кладёт.

ЗАГАДКИНе летает, не жужжит. Жук по улице бежит.И горят в глазах жука,Два блестящих огонька.То я в клетку,

Слайд 45
Игровая форма позволяет учащимся:
устранять

пробелы в знаниях,
закреплять знания, полученные на предыдущих уроках, занятиях.


Выявлены 2 учащихся, с которыми необходима дополнительная работа: в усвоении правильного написания слов с непроверяемыми гласными в корне.

Игровая форма позволяет учащимся: устранять пробелы в знаниях, закреплять знания, полученные на

Слайд 46
Использовался метод звуковой ассоциации.
Закрепление и

совершенствование знаний.
Успешное устранение пробелов в знаниях учащихся.
Допустили ошибки! Задача,

которую необходимо в дальнейшем решить учителю.

Использовался метод звуковой ассоциации. Закрепление и совершенствование знаний.Успешное устранение пробелов в знаниях учащихся.

Слайд 47 3 работа: (Приложение 3)
Комбинированный метод –
одновременное использование

при запоминании слова графических и звуковых ассоциаций.

Работа со словом малина.
3 работа: (Приложение 3) 		Комбинированный метод – одновременное использование при запоминании слова графических и звуковых

Слайд 48 малина
Загадка;
Орфоэпическое проговаривание слова;
Запись

слова с пропуском опасного места;
Этимологический анализ слова;
Проговаривание слова;
Запись пропущенной буквы;
Орфоэпическое

проговаривание слова;
Мнемический приём.(Загадка и рисунок)


малинаЗагадка;Орфоэпическое проговаривание слова;Запись слова с пропуском опасного места;Этимологический анализ слова;Проговаривание

Слайд 49Эта работа повышает уровень знаний в области слов с непроверяемой

согласной в корне.


В процессе работы над словарными словами рождается детское

творчество
Эта работа повышает уровень знаний в области слов с непроверяемой согласной в корне.В процессе работы над словарными

Слайд 50Чтобы слово не зубрить,
Попусту не мучиться,
Сочиняем мы подсказки!
Всё у нас

получится!

Чтобы слово не зубрить,Попусту не мучиться,Сочиняем мы подсказки!Всё у нас получится!

Слайд 51 ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ
Мёд он ведает всегда -
Это о

медведе,
Пишем с -е- его, друзья,
Слышали, все, дети?
Ворона крикнула: «Кар!»
На

дне пруда есть тина
А все соединим когда,
Получится: картина!

ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯМёд он ведает всегда - Это о медведе,Пишем с -е- его, друзья,Слышали, все, дети?

Слайд 52Вагон пишу я с буквой а
Домой приеду в нём, тогда!


Много слов она сказала,
Сорок даже насчитала,
И теперь, друзья, опять
Будем в

слове о писать!
Для больного человека
Нужен доктор и аптека,
А в аптеке писать буду!-
Этого я не забуду!

Вагон пишу я с буквой аДомой приеду в нём, тогда! 		Много слов она сказала,		Сорок даже насчитала,		И теперь,

Слайд 53Карандаш похож на А
Заточили мы, друзья,
В слове карандаш, тогда,
Пишем

все три буквы А!
Снегирь и снег – какой-то смех-
Совсем

ведь не похожи,
Но буква е есть в слове снег,
И в снегире ведь тоже!

Карандаш похож на АЗаточили мы, друзья,В слове карандаш, тогда, Пишем все три буквы А! 		Снегирь и снег

Слайд 54 Вывод:
учащиеся научились творчески мыслить;
помогать себе с помощью ассоциаций

в усваивании слов с непроверяемой гласной в корне слова;
эффективность;
качество знаний

младших школьников.
Вывод: учащиеся научились творчески мыслить; помогать себе с помощью ассоциаций в усваивании слов с непроверяемой гласной в

Слайд 55Обобщение:
работы помогают решать проблему, возникшей с трудностью усвоения

написания слов с непроверяемыми орфограммами, т.е. слов, которые требуют индивидуального

запоминания;
они направлены на воображение, чувства и мысли ребёнка!
Обобщение: работы помогают решать проблему, возникшей с трудностью усвоения написания слов с непроверяемыми орфограммами, т.е. слов, которые

Слайд 56 Все методы организации мнемической деятельности: и метод графических ассоциаций, и

метод звуковых ассоциаций, и комбинированный метод – благотворно сказываются в

учебно-воспитательном процессе!
Все методы организации мнемической деятельности: и метод графических ассоциаций, и метод звуковых ассоциаций, и комбинированный метод –

Слайд 57Результаты до исследования:
Результаты после исследования:

Результаты до исследования:Результаты после исследования:

Слайд 58 Результаты исследования по методике Л.М. Житниковой
показали улучшение

образной памяти учащихся

Результаты исследования по методике Л.М. Житниковой  показали улучшение образной памяти учащихся

Слайд 60 Заключение.
Шерлок Холмс - известный интеллектуал

- любил говорить: «Самый совершенный в мире мозг ржавеет без

дела».
Заключение. Шерлок Холмс - известный интеллектуал - любил говорить: «Самый совершенный в

Слайд 61 Литература

1.Агаркова Н.Г. Обучение

письму, как основа для речевого развития младшего школьника. - М.,

1990.
2. Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. - М., 1989.
3. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М., 1989.
4. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1993.
5. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. - М., 1989.
6. Карпюк Г.В. Обучение и воспитание младших школьников. - М., 1989.
7. Карупе А.Я. Обучение детей в школе. - М., 1994.
8. Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. - М., 1985.
9. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. - М., 1993.
10. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1983.
Литература 1.Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего

Слайд 6211. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. - М.,

1983.
12. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. -

М., 1990.
13. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М., 1994.
14. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в третьем классе. - М., 1991.
15. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. - М., 1975.
16. Рождественский Н.С., Кустарева В.Л и др. Методика начального обучения русскому языку. - М., 1978.
17. Федоренко Л.П. Методика русского языка. - М., 1984.
18. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием. - М., 1985.
19. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. - М., 1989.
20.Бунеев Р.Н.., Бунеева Е.В., Фролова Л.А. Орфографическая тетрадь по русскому языку,2 класс.
21. Савельева Л. «Система изучения непроверяемых написаний в начальной школе». – СПб., 2001.

11. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. - М., 1983. 12. Панов Б.Г. Внеклассная работа по

Слайд 6322. Митюхин И., Рыбникова И. «Как развивать хорошую память и

запоминать цифры». – М. – Р. и ПОЛ, 2003.
23. Волина

В. «Этимологический словарь». – М., 1998.
24. Канакина В. «Работа над трудными словами в начальных классах. – М., 1991.
25. Бакулина Т. «Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка // Начальная школа». – 2000. - № 3.
26. Брагина Е. И. «Использование мнемических приёмов в словарно-орфографической работе в начальной школе (Из опыта работы)» // Начальная школа». – 2008. - № 9.
27. Большой энциклопедический словарь.- 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Большая Российская энциклопедия,1998.- 1456 с.: ил.
28. Узорова О. В.
Словарные слова: 3-й кл./О.В.Узорова, Е. А. Нефёдова.- М.:АСТ:Астрель, 2006. – 143 с.: ил.

22. Митюхин И., Рыбникова И. «Как развивать хорошую память и запоминать цифры». – М. – Р. и

Слайд 64 СПАСИБО за

внимание

СПАСИБО за       внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика