Слайд 1
Использование мнемических приёмов в словарно-орфографической работе на уроках русского языка
для младших школьников.
Работина Светлана Викторовна,
учитель начальных классов
МКОУ «Средняя с углублённым
изучением отдельных предметов школа № 5»
городского округа город Фролово
Слайд 2
Содержание
Глава I. Исторические и психолого-педагогические основы темы: "Мнемические приёмы в
словарно-орфографической работе на уроках русского языка для младших школьников».
История развития
ведущего вопроса темы.
Психолого-педагогические основы подхода к проблеме и ее решение.
Глава II. Опытная педагогическая работа.
Экспериментальные исследования и их анализ.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Слайд 3 Изучив опыт крупнейших методистов прошлого века: Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского,
К.Д. Ушинского, Т.И. Тихомирова, А.В. Текучева, которые связывали словарную работу
с развитием мыслительных способностей, и посмотрев теоретическую базу современных психологов и опыт педагога Е.И. Брагиной, пришли к единому мнению, что использование мнемических приёмов в словарно-орфографической работе является в настоящее время одной из актуальных тем на уроках русского языка.
Слайд 4 ПРОБЛЕМА
развитие образной
памяти младшего школьника
«Использование мнемических
приёмов
в словарно-орфографической работе на уроках русского языка для младших школьников».
Слайд 5 Экспериментальные
исследования
Цели исследования:
- изучить состояния и перспективы развития рассматриваемого вопроса
по отношению к начальным классам;
- провести практическую проверку полученных результатов.
Задачи исследования:
- рассмотрение различных подходов к словарной работе;
- разработка разнообразных методик словарной работы;
- выявление и осуществление, применение, выработка рекомендаций по усовершенствованию словарной работы.
Слайд 6 Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка
способы
качества формы
восприятие накопление понимание
Вербальные средства передачи
информации
Слайд 7 Богатство материала речи
Обилие слов
Обороты речи
Единое стройное целое
словесное богатство родного
языка
Слайд 8 Глава I. Исторические и психолого-педагогические основы темы "Мнемические приёмы в
словарно-орфографической работе на уроках русского языка в начальной школе".
История
развития ведущего вопроса темы.
Словарная работа
Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, К.Д. Ушинский, Д.И. Тихомиров.
Слайд 9Ф. И. Буслаев
грамотное письмо;
понимание учащимися лексического значения слов.
точный и осознанный
выбор слов в условиях естественной речи.
Слайд 10К. Д. Ушинский
"власть над тем запасом слов, который бессознательно
лежит в их памяти".
творческие упражнения
орфография
Слайд 11Д.И. Тихомиров
Состав слова
состав слова
Смысл слова
"где и как
грубая материя слова хранит зародыш значения, зерно понятия"
Слайд 12И.И. Срезневский
образование слов
смысл слов и выражений
Правильная речь
Слайд 13А.В. Текучев.
"Словарная работа - это не эпизод в работе
учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная
со всеми разделами курса русского языка"
Слайд 14НЕОБХОДИМО:
усвоение лексики;
обострение внимания к слову;
развитие языкового чутья;
развитие языкового мышления.
словарная работа в школе не может
ограничиваться исключительно
упражнениями.
Слайд 15 Мнемоника -
совокупность приёмов и способов,
облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусств, ассоциаций.
(Большой
энциклопедический словарь А.М. Прохоров)
Слайд 16 «Мнемотехника» и
«мнемоника»-
это "техника запоминания". Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
Слайд 17 Современная мнемотехника?
возможность накапливать в памяти большое количество точной
информации;
экономия времени при запоминании;
сохранение запомненных сведений в памяти.
Слайд 18
запомнить нужные знания освоить способы их нахождения.
Модернизация содержания учебных
программ и форм ученической деятельности
Мозг нужно тренировать,
чтобы он не атрофировался.
«Школа 2100»
активность
самостоятельность
творческие способности
Слайд 19 Психолого-педагогические основы подхода к проблеме и ее решение.
Приемы словарной
работы
Изучение безударных
гласных корня
Слайд 20 задачи :
добиться, чтобы
учащиеся овладели навыками правописания безударных гласных в корнях слов.
Выработать орфографическую
зоркость
добиться самостоятельности
орфографического мышления
ударение
Словоизменение,
словообразование
Слайд 21Глава II. Опытная педагогическая работа.
активизация запоминание
память
моторная
зрительная слуховая
Слайд 22 ПРИЁМЫ
Моторная память -
проговорить вслух негромко по слогам каждое слово.
Зрительная память - молча
посмотреть на слово, прочитывая про себя по слогам; потом закрыть глаза, чтобы представить его написанным; снова открыть глаза и проверить себя.
Слуховая память - проговаривать слово по слогам соседу по парте или послушать, как слово проговаривает сосед.
Слайд 23Этимологический анализ
осмысленность правильность точность
Деревня - в старину место, на
котором корчевали, дергали с корнем деревья, а потом строили дома,
распахивали пашню - называли деревней («деревня» – «дерево» – место, отчищенное от деревьев).
Завод - образовалось от слова «заводить» (разводить, выводить). Исторически в нём была приставка за- («завод» – «заводить» – место, где что-либо заводят, разводят).
Слайд 24 Этимологический
анализ
слов
орфографическая грамотность
Механическая память логическое мышление
расширяет кругозор школьника;
увеличивает
словарный запас;
развивает речь;
знакомит детей с историей и культурой русского языка…
Слайд 25
Эффективные методы
метод графических ассоциаций;
метод звуковых (фонетических) ассоциаций;
комбинированный метод.
Слайд 26 метод графических
ассоциаций
Рисунок, обозначающий само слово, и в нём
обыгрывается запоминаемая буква;
Самостоятельное придумывание детьми подобных рисунков.
способствует развитию фантазии и образного мышления.
ассоциаций
Приеду завтра,
Привезу завтрак,
На завтрак – рак,
Кричи: «Ура!»
Трудные
учить слова
Помогает нам игра!
Слайд 28 Комбинированный метод
графические
звуковые
ассоциации
ассоциации.
Пример:
Петуха спросили дети:
«Отчего зовут Вас Петей?»
Петушок ответил детям:
«Хорошо умею петь я!»
(Можно использовать рисунок).
Слайд 29
1работа: (Приложение 1).
Форма проведения: устная и
письменная.
Нарисовали картинку с изображением слов: месяц, ягнёнок, язык, заяц, земляника
– слов с буквой я.
Подготовили текст с этими же пропущенными словами.
На уроке предложили ребятам, глядя на картинку, узнать, какую работу нам предстоит выполнять на уроке.
Задание: поставить задачу и выявить проблему на данном этапе урока.
Ребята догадались, что необходимо редактировать текст, а, именно, вставить пропущенные слова.
При произнесении слов, необходимо дать этимологический анализ каждому произнесённому слову и после правильного произнесения – записать в тетрадь.
Ночь. На небе .
высунула . Она охотится. испугался. Бродит заблудившийся . В траве растёт .
месяц
Лягушка
язык
ягнёнок
Заяц
земляника
Слайд 32 Например:
Одни ребята назвали
«земляника», другие – «ягода». Слово «земляника» связали со словом «земля».
А слово «ягода» – образовалось от «яг», что означает щёчки, с помощью суффикса –од-. А ягода напоминает щёчки яркие, румяные…
Слайд 33
Данный вид работы помог учащимся
поставить проблему и решить её: - почему именно эта группа
слов была пропущена в тексте. И пришли к выводу:
относятся к словам с непроверяемой гласной в корне слова,
слова отнесли к одной группе, т. е. к словам с буквой я.
Слайд 34 активизация запоминание
приёмы
с моторной памятью;
со зрительной памятью;
со слуховой памятью.
Этимологический анализ правильность написания
Слайд 352 работа: «Игра – лото».
( Приложение 2).
Цель:
Закрепить
написание слов с непроверяемой гласной в корне слова;
выявить учащихся
со слабыми данными в словарно-орфографической работе.
Внеклассная работа.
Слайд 36 ИГРА - ЛОТО
Учитель берёт
маленькие карточки:
читает загадки, тот участник, который имеет на карте
отгадку, получает загадку, закрывает отгадку.
Произносит слово по слогам и записывает его, при этом использует этимологический анализ слова.
Слайд 37ЛОТО
А ТОБУС
С Р КА
К Р НДАШ
Т ТРАДЬ
Слайд 38ЛОТО
АВТОБУС
С Р КА
К Р НДАШ
Т ТРАДЬ
Слайд 39ЛОТО
АВТОБУС
С Р КА
К Р НДАШ
ТЕТРАДЬ
Слайд 40ЛОТО
АВТОБУС
СОР КА
К Р НДАШ
ТЕТРАДЬ
Слайд 41ЛОТО
АВТОБУС
СОРОКА
К Р НДАШ
ТЕТРАДЬ
Слайд 42ЛОТО
АВТОБУС
СОРОКА
КАР НДАШ
ТЕТРАДЬ
Слайд 43ЛОТО
АВТОБУС
СОРОКА
КАРАНДАШ
ТЕТРАДЬ
Слайд 44ЗАГАДКИ
Не летает, не жужжит.
Жук по улице бежит.
И горят в
глазах жука,
Два блестящих огонька.
То я в клетку, то в линейку,
Написать
на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Что такое я?
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.
Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом ведёт,
Там заметку кладёт.
Слайд 45
Игровая форма позволяет учащимся:
устранять
пробелы в знаниях,
закреплять знания, полученные на предыдущих уроках, занятиях.
Выявлены 2 учащихся, с которыми необходима дополнительная работа: в усвоении правильного написания слов с непроверяемыми гласными в корне.
Слайд 46
Использовался метод звуковой ассоциации.
Закрепление и
совершенствование знаний.
Успешное устранение пробелов в знаниях учащихся.
Допустили ошибки! Задача,
которую необходимо в дальнейшем решить учителю.
Слайд 47 3 работа: (Приложение 3)
Комбинированный метод –
одновременное использование
при запоминании слова графических и звуковых ассоциаций.
Работа со словом малина.
Слайд 48 малина
Загадка;
Орфоэпическое проговаривание слова;
Запись
слова с пропуском опасного места;
Этимологический анализ слова;
Проговаривание слова;
Запись пропущенной буквы;
Орфоэпическое
проговаривание слова;
Мнемический приём.(Загадка и рисунок)
Слайд 49Эта работа повышает уровень знаний в области слов с непроверяемой
согласной в корне.
В процессе работы над словарными словами рождается детское
творчество
Слайд 50Чтобы слово не зубрить,
Попусту не мучиться,
Сочиняем мы подсказки!
Всё у нас
получится!
Слайд 51 ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ
Мёд он ведает всегда -
Это о
медведе,
Пишем с -е- его, друзья,
Слышали, все, дети?
Ворона крикнула: «Кар!»
На
дне пруда есть тина
А все соединим когда,
Получится: картина!
Слайд 52Вагон пишу я с буквой а
Домой приеду в нём, тогда!
Много слов она сказала,
Сорок даже насчитала,
И теперь, друзья, опять
Будем в
слове о писать!
Для больного человека
Нужен доктор и аптека,
А в аптеке писать буду!-
Этого я не забуду!
Слайд 53Карандаш похож на А
Заточили мы, друзья,
В слове карандаш, тогда,
Пишем
все три буквы А!
Снегирь и снег – какой-то смех-
Совсем
ведь не похожи,
Но буква е есть в слове снег,
И в снегире ведь тоже!
Слайд 54 Вывод:
учащиеся научились творчески мыслить;
помогать себе с помощью ассоциаций
в усваивании слов с непроверяемой гласной в корне слова;
эффективность;
качество знаний
младших школьников.
Слайд 55Обобщение:
работы помогают решать проблему, возникшей с трудностью усвоения
написания слов с непроверяемыми орфограммами, т.е. слов, которые требуют индивидуального
запоминания;
они направлены на воображение, чувства и мысли ребёнка!
Слайд 56 Все методы организации мнемической деятельности: и метод графических ассоциаций, и
метод звуковых ассоциаций, и комбинированный метод – благотворно сказываются в
учебно-воспитательном процессе!
Слайд 57Результаты до исследования:
Результаты после исследования:
Слайд 58 Результаты исследования по методике Л.М. Житниковой
показали улучшение
образной памяти учащихся
Слайд 60 Заключение.
Шерлок Холмс - известный интеллектуал
- любил говорить: «Самый совершенный в мире мозг ржавеет без
дела».
Слайд 61 Литература
1.Агаркова Н.Г. Обучение
письму, как основа для речевого развития младшего школьника. - М.,
1990.
2. Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. - М., 1989.
3. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М., 1989.
4. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1993.
5. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. - М., 1989.
6. Карпюк Г.В. Обучение и воспитание младших школьников. - М., 1989.
7. Карупе А.Я. Обучение детей в школе. - М., 1994.
8. Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. - М., 1985.
9. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. - М., 1993.
10. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1983.
Слайд 6211. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. - М.,
1983.
12. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. -
М., 1990.
13. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М., 1994.
14. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в третьем классе. - М., 1991.
15. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. - М., 1975.
16. Рождественский Н.С., Кустарева В.Л и др. Методика начального обучения русскому языку. - М., 1978.
17. Федоренко Л.П. Методика русского языка. - М., 1984.
18. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием. - М., 1985.
19. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. - М., 1989.
20.Бунеев Р.Н.., Бунеева Е.В., Фролова Л.А. Орфографическая тетрадь по русскому языку,2 класс.
21. Савельева Л. «Система изучения непроверяемых написаний в начальной школе». – СПб., 2001.
Слайд 6322. Митюхин И., Рыбникова И. «Как развивать хорошую память и
запоминать цифры». – М. – Р. и ПОЛ, 2003.
23. Волина
В. «Этимологический словарь». – М., 1998.
24. Канакина В. «Работа над трудными словами в начальных классах. – М., 1991.
25. Бакулина Т. «Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка // Начальная школа». – 2000. - № 3.
26. Брагина Е. И. «Использование мнемических приёмов в словарно-орфографической работе в начальной школе (Из опыта работы)» // Начальная школа». – 2008. - № 9.
27. Большой энциклопедический словарь.- 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Большая Российская энциклопедия,1998.- 1456 с.: ил.
28. Узорова О. В.
Словарные слова: 3-й кл./О.В.Узорова, Е. А. Нефёдова.- М.:АСТ:Астрель, 2006. – 143 с.: ил.