Слайд 1КАЛЕНДАРЬ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА: КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ
Советы дефектолога
БАГРАТИОНОВСК
2018
МБУ «Центр ППСП Багратионовского
городского округа»
И.В. Смирнова,
учитель-дефектолог
Слайд 2Физиология трехлетнего ребенка
3 года – первая ступенька взросления. Ребенок все
больше начинает походить на взрослого – и внешне, и психологически.
Слайд 3Рацион и режим дня:
Режим питания и отдыха остается прежним:
продолжительный ночной сон,
один дневной сон,
четырехразовое питание.
можно познакомить ребенка
со сладким.
Слайд 4Регулярные медосмотры:
с трёхлетнего возраста медосмотры можно проходить раз в год,
но не реже.
Слайд 5Психология ребенка трех лет жизни
Он меняется прямо на глазах. И
самое главное — в худшую сторону. Как будто кто-то подменил
ребенка и вместо уступчивого, мягкого и податливого, как пластилин, человечка, подсунул вам вредное, своенравное, упрямое капризное существо.
Слайд 6Психология ребёнка трёх лет
На подходе к кризису
присутствует четкая когнитивная симптоматика:
острый интерес к своему изображению в
зеркале;
ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других:
Девочки: проявляют интерес к нарядам;
Мальчики озабочены своей эффективностью (например, в конструировании). Остро реагируют на неудачу.
Слайд 7Кризис? Кризис!
Кризис 3-х лет относится к числу острых.
Ребенок неуправляем,
впадает в ярость.
Поведение почти не поддается коррекции.
Период труден
как для взрослого, так и для самого ребенка.
Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет .
Слайд 8Семизвездие кризиса трёх лет
Негативизм
Упрямство
Строптивость
Своеволие
Протест-бунт
Симптом обесценивания
Деспотизм
Слайд 9Семизвездие кризиса трёх лет
Негативизм – реакция не на содержание предложения
взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление
сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
Слайд 10Семизвездие кризиса трёх лет
Упрямство . Ребенок настаивает на чем-то не
потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он
связан своим первоначальным решением.
Слайд 11Семизвездие кризиса трёх лет
Строптивость . Она безлична, направлена против норм
воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
Слайд 12Семизвездие кризиса трёх лет
Своеволие. Стремится все делать сам.
Слайд 13Семизвездие кризиса трёх лет
Протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта
с окружающими.
Слайд 14Семизвездие кризиса трёх лет
Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок
начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
Слайд 15Семизвездие кризиса трёх лет
Деспотизм . Ребенок заставляет родителей делать все,
что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям
деспотизм проявляется как ревность.
Слайд 16Я САМ!
Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со
становлением самосознания ребенка.
Появляется позиция "Я сам".
Ребенок познает различие
между "должен" и "хочу".
Слайд 17Если кризис протекает вяло – это плохо!
Если кризис протекает вяло,
это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон
личности.
У детей начинает формироваться воля, которую Э. Эриксон назвал автономией (независимостью, самостоятельностью).
Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор.
Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.
Слайд 18Чему должен научится ребёнок во время кризиса?
Зона ближайшего развития ребенка
состоит в обретении "могу": он должен научиться соотносить свое "хочу"
с "должен" и "нельзя" и на этой основе определить свое "могу".
Слайд 19Почему кризис затягивается?
Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции "хочу"
(вседозволенность) или "нельзя" (запреты).
Слайд 20Что делать?
Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог
проявлять самостоятельность.
Эта сфера деятельности – в игре. Игра с
ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем "безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность" (Э.Эриксон).
Слайд 21«Безопасный полигон» для ведения военных действий – игра
Игра с
ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит
для ребенка тем "безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность" (Э.Эриксон).