Слайд 1Тема презентации:
«КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ РУССКОГО
ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
Слайд 2Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Одной из новых
форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.
Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения.
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий.
Слайд 3Актуальность личного вклада педагога в развитие образования.
Кейс- метод совмещает в
себе такие методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ
. При решении общей проблемы на уроках русского языка и литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяют всем учащимся полностью осмыслить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.
Будучи интерактивным методом обучения, он позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.
Слайд 4
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
Теоретической
основой кейс – метода является общая теория деятельности, разработанная в
российской методологической школе (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) на основе трудов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова. Методические основы кейс- технологий на современном этапе освещаются в работах Л. Барнса, Э. Хансена, А. В. Хуторского, Л.В. Рейнгольд, М.В.Рыжакова, В.В. Гузеева, О.Г. Смоляниновой и Сурмина.Ю.П.
Слайд 5Цель и задачи педагогической деятельности
Цель кейс– технологии - сформировать
активную самостоятельную деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего
и происходит творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей Задачи кейс– метода заключаются в:
мотивации к учебному процессу;
отработке умений работы с информацией;
умении делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;
приобретении навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;
выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.
.
Слайд 6 Ведущая педагогическая идея.
При использовании кейс–метода в практической деятельности
следует помнить об основной идее данного метода:
в процессе сотрудничества учителя
и учащегося, усилия последнего направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку.
Слайд 7Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Суть метода
состоит в том, что учащиеся получают пакет (кейс) заданий, не
имеющих точного решения. Требуется разобраться в запутанной ситуации: либо выявить проблему и обнаружить пути ее решения, либо выработать варианты выхода из положения, когда проблема обозначена.
Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).
Слайд 8Три разновидности кейс-технологии
Собственно кейс-технология
(применяется чаще
при дистанционном
обучении)
Кейс-стади
или метод погружения
(применяется при блочном обучении
и достаточном
количестве
часов)
Кейс-метод
(метод ситуационного
анализа)
Слайд 9Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его
новизны.
Ситуация:
Как вы относитесь к высказыванию А.С.Грибоедова
о том,
что в его комедии «Горе от ума»
« 25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?
Погружение в ситуацию:
Какое значение вкладывает автор в понятия «здравомыслящий», «глупец»? Кого из героев автор считает здравомыслящим?
Задания:
Сформулируйте проблему, которую обозначил Грибоедов.
Уточните значение понятий, употребленных в теме;
Отберите материал по проблеме:
а) в тексте комедии;
б) в критике;
в) в воспоминаниях современников;
г) сформулируйте свою точку зрения по теме, аргументируйте её, используя собранный материал.
Слайд 10Примеры кейсов на уроках русского языка:
Причастие – форма глагола или
самостоятельная часть речи?
Ситуация: общение в социальной сети
Слайд 11
Погружение в ситуацию:
Считаете ли вы важной затронутую проблему? Что зависит
от решения этой проблемы, от той или иной точки зрения?
Задания:
-
Сформулировать проблему письменно;
- Подобрать аргументы в пользу избранной точки зрения, исходя из характеристики причастия, проранжировать их;
- подготовить контраргументы противоположной точке зрения;
Перспективное домашнее задание:
отыскать единомышленников среди ученых-лингвистов.
Слайд 12Представленный опыт охватывает единую систему «урок - внеклассная работа» с
5 по 11 классы.
Диапазон опыта широк и вариативно разнообразен. Данный
подход в работе с текстом
- применим как на отдельно взятом уроке русского языка или его части, так и в системе уроков,
- необходим на уроках в средних и старших классах;
- уместен и эффективен во внеклассной и внешкольной работе,
- с успехом может использоваться учителями для дистанционного обучения.
Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, в использовании педагогических инноваций в процессе обучения, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.
Слайд 13Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты.
Многоаспектная работа в
рамках метода позволила мне достичь определенных результатов:
- у большинства учащихся
сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;
- более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;
- обогащается культурный баланс, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах.
Слайд 15
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника.
Содержание опыта работы
по теме « Кейс-технологии как один из инновационных методов на
уроках русского языка и литературы»
помогает решить проблему самостоятельного овладения материалом на уроках. Исследование будет интересно как начинающим педагогам так и педагогам с высокой планкой мастерства
Слайд 16Литература.
1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей , 2010.
– с. 61 – 69.
2. Балясникова Т.А. Применение Кейс-технологии при
подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С) М. Планета 2011г.
3. Власова Н. В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов.
(http// www.moluch.ru/conf/ped/archive/21/1848/).
4. Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы (http://festival.1september.ru/articles/512028/ ).
5. Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы. (http:/nsportal.ru/sites/default/files/2012/12)
6. Омаров Н.Б. Использование приемов активизации познавательной творческой деятельности подростков в процессе работы клуба «Дебаты» .
(http:/ file:\дебаты\Омаров Н.Б. htm. )
7. http://yapisatel.ru/