Слайд 1ЧТО ТАКОЕ ПОДДЕРЖКА И КАК ЕЕ ОКАЗЫВАТЬ?
Слайд 2Итак, поддержка - это деятельное выражение сочувствия и сопереживания ближнему
своему.
Сопереживание – это способность чувствовать эмоции других людей. Это
значит чувствовать совместно с кем-то, а это требует чувства равенства. Оно отличается от сочувствия тем, что сочувствие – это чувства к кому-то, особенно жалости, что часто является результатом неравенства обстоятельств.
Сочувствию не нужно и невозможно учить, оно либо есть, либо его нет, и тут ничего не попишешь. Однако, оказанию поддержки можно научиться.
Слайд 3Поддержку можно разделить на собственно поддержку и оказание помощи. Собственно
поддержка начинается с того, что мы выражаем наружу имеющиеся у
нас внутри чувства, то есть переживание чувств, сходных с другим человеком.
Что это дает страдающему? Страдающий понимает, что его страдания вызывают у окружающих реакцию. Они выходят из круга «им все равно» и он оказывается не один. В дружеском общении могут быть еще варианты, но к ним нужно относиться с осторожностью: «Не переживай» - запрещает человеку переживать. «Все фигня, ничего страшного, все хорошо» - выставлет его слегка идиотом, заморачивающимся о чем-то неважном. И нет, все не хорошо. «Все будет хорошо» - является обещанием, которое может более чем не сбыться. «Да забей» - он бы и забил, но что-то не выходит. Собственно, последнее уже является советом. И переводит нас в плоскость действенной помощи.
Слайд 4Действенная помощь может быть либо в виде предложения вариантов, как
ему, человеку, разобраться с ситуацией (то есть он будет действовать),
и в виде своих собственных действий. И та и другая помощь может быть полезной, но только в случае, если человеку она нужна. И только после стадии поддержки. Человек так устроен, что сначала он решает проблему эмоциональную и только потом - интеллектуальную. Самый лучший вариант - помощь предложить. Это безопасно и хорошо везде и всегда. Сделать это можно при помощи вопросов: «Могу я тебе помочь?», «Моя помощь нужна?» и т.д.Можно ли начинать действовать без спроса? Иногда можно.
Слайд 5Итоги. Вы заподозрили ситуацию, где человеку необходима поддержка.
Нужно:
выразить свои чувства (ситуативные и общие)
поделиться своим опытом (не
превращая это в разговор о себе)
отразить чувства страдающего
подвести итог услышанному
предложить помощь
Не нужно:
давать совет
критиковать
Можно, но осторожно:
оказать действенную помощь (подумав предварительно)
сообщить о желании поддержать/помочь
сделать ложно-успокаивающее заявление в духе «все будет хорошо»
Самое общее и самое главное – не надо делать ничего, чему человек сопротивляется. Ему плохо и ему явно виднее, от чего ему становится еще хуже. Не надо причинять добро насильно. Никогда.
Слайд 6
Упражнение «Веселый счет»
Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек
в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо
добиться синхронности, участники не должны совещаться.
Слайд 7
Упражнение «Чем мы похожи»
Ученики сидят в кругу. Ведущий приглашает в
круг одного из учеников на основе какого-либо реально или воображаемого
сходства с собой. Следующий приглашает выйти кого-нибудь из учеников таким же образом. Упражнение продолжается до тех пор, пока все ученики не окажутся в кругу.
Слайд 8
Упражнение «Я дарю тебе»
Ученикам предлагается поблагодарить соседа за участие в
упражнении и подарить ему какой-либо подарок (нематериальный) с пожеланиями. Таким
подарком может стать удачный комплимент, пожатие руки или объятие, предложение дружбы, стихотворение или песня в честь того человека, которому предназначен подарок.