Слайд 1МАСТЕР-КЛАСС
Составитель: Гаркавая Д.И. ст.методист Бел РИПКППС
Слайд 2Мастер–класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта
Мастер-класс (форма
ученичества) – активная форма творческой самореализации педагога, когда учитель-мастер передает
свой опыт слушателям путем прямого и комментированного показа приемов работы.
Учитель – мастер, как правило, обладает собственным стилем творческой педагогической деятельности и собственной дидактической системы работы.
Слайд 3
В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова
«мастер»:
Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
Руководитель какого-нибудь производственного цеха
в отдельной специальной области:
Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
Слайд 4Целью мастер-класса является
ретрансляция уникального преподавательского опыта, передача руководителем мастер-класса
его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности
педагога, проводящего мастер-класс.
Слайд 5Основные задачи мастер-класса:
- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования
роста творческого потенциала педагогов;
- повышение профессионального мастерства и квалификации участников;
- распространение передового педагогического
опыта;
- внедрение новых технологий обучения и воспитания.
Слайд 6Важнейшие особенности мастер-класса:
1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся
стереотипы;
2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен
мнениями;
3. создание условий для включения всех в активную деятельность;
4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;
5. приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;
6. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
7. представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;
8. процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;
9. форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Слайд 7По формам мастер-класс может быть проведен:
- с педагогами и для них
без участия детей;
- с группой обучающихся детей или с отдельными детьми
для педагогической аудитории.
А так же:
Лекция
Практическое занятие
Интегрированное (лекционно-практическое) занятие
Слайд 8Результатом «мастер-класса» является
- модель урока (занятия), которую разработал «учитель-ученик»
под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике
собственной деятельности.
- презентация «Технология проведения «Мастер-класса».
Слайд 9В технологии проведения мастер-класса главное –
не сообщить и освоить
информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика
или технология.
Слайд 10Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приёмами является
индукция,
самоконструкция,
социоконструкция,
социализация,
афиширование,
разрыв,
творческое конструирование знания
рефлексия.
Слайд 11Индукция
.Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую
деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка,
воспоминания - чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное.
Проблемная ситуация характеризует определённое психическое - вопросное состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).
Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников.
Слайд 12Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Социоконструкция.
Важнейший элемент технологии мастер-класса - групповая работа (малые группы могут
определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников. Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причём участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.
Слайд 13Социализация.
Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию
окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.
Когда группа
выступает с отчётом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчёте были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, даёт им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.
Слайд 14Афиширование – представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов,
рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.
Разрыв. («понимание»)
Понимание различное: себя, других, приема, метода, техноло-гии. Разрыв — это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблю-дать в лабораториях учёных, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному понима-нию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым
обоснованием.
Слайд 15Рефлексия—
последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у
участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого
Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.
Слайд 16Алгоритм технологии
мастер-класса:
(подход Г.А.Русских)
1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером:
- дается краткая
характеристика учащихся класса, обосновываются результаты предварительной диагностики, прогнозируется развитие учеников;
-
кратко характеризуются основные идеи технологии;
-описываются достижения в работе;
-доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;
-определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.
Слайд 172. Представление системы учебных занятий:
-описывается система учебных занятий в режиме
презентуемой технологии;
-определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.
3.
Проведение имитационной игры:
-учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;
-слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
Слайд 184. Моделирование:
-учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного
занятия в режиме технологии учителя-мастера;
-мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную
работу слушателей и управляет ею;
-мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия
5. Рефлексия:
-проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Слайд 19Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса
Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень
ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике
и практике образования.
Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
Слайд 20Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную
творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
Оптимальность. Достаточность
используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
Слайд 21Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов
актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии
(самоанализа, самокоррекции).
Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.
Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
Слайд 22Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся Мастером в зависимости от
того, что он будет показывать.
Варианты:
1) Показ программы деятельности, элективного
курса, факультатива и т.п.
2) Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог
3) Показ отдельных методов работы
4) Показ инновационных моментов деятельности
Слайд 23Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня
профессионального мастерства.