Слайд 1Семинар
«Роль индивидуальной и дифференцированной работы – путь к развитию творческого
потенциала ученика и учителя»
Слайд 2Цель семинара:
систематизация теоретических и прикладных знаний по проблеме дифференциации и
индивидуализации обучения;
Рассмотрение путей реализации дифференцированного и индивидуального обучения для развития
творческого потенциала ученика и учителя.
Слайд 3
«Уча других, мы учимся сами»
Луций Анней
Сенека
(римский философ,
государственный деятель)
Слайд 4 Проблемы:
1. Как обеспечить успешность каждого ученика в обучении;
2. Как
работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым
учеником?
Задачи:
На основе анализа научно-методической литературы дать краткую характеристику дифференцированной и индивидуальной работы обучающихся.
Развить навыки коллективной поисковой деятельности педагогического коллектива к развитию творческого потенциала обучающихся через данные виды работы.
Приобщить учителей к самооценке и самоанализу как своих уроков, так и посещённых.
Слайд 5План проведения семинара:
1. Анализ учебно-методической литературы по данному вопросу.
2. Приемы
обратной связи с обучающимися на уроке.
3. Приемы письменного контроля.
4. Приемы
повторения на уроке.
5. Оценивание обучающихся.
6. Практическая работа.
Слайд 6Словарь семинара
Понятия дифференциации и индивидуализации в практике рассматриваются как тождественные,
но это не так.
«Дифференциация – организация учебного процесса с учетом
доминирующих особенностей групп учащихся».
«Индивидуализация – учет личностных особенностей каждого ученика».
Слайд 7 В первом случае в расчет берутся групповые, во втором индивидуальные
особенности и дифференцированное обучение выступает как условие и средство индивидуализации».
(З.А.Абасов)
Слайд 8 Основными недостатками организации уроков являются:
- слабая занятость всех учащихся
учебно –познавательной деятельностью.
- нерациональная занятость учащихся на уроке .
Недостатки такой деятельности состоят в том, что хотя все учащиеся на уроке участвуют в учебной работе но учебные задания по своей сложности не учитывают реальные возможности школьников и создает у них неудовлетворенность своим трудом.
Слайд 9Цель дифференциации:
- обучение каждого на уровне его возможностей и
способностей;
- адаптации обучения к особенностям различных групп учащихся.
Слайд 10Дифференцированный подход в обучении:
это создание разнообразных условий обучения для различных
школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента.
это
комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Слайд 11
Общая педагогика. Титов В.А.
Дифференцированное обучение - это такой подход, при
котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных
групп учащихся.
Слайд 12Дифференциация обучения на уроке осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности
и длительности выполнения отдельных заданий, средств методической поддержки учеников в
соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению.
Слайд 13 Осуществляя дифференцированное обучение, учитель будет:
✓ иметь четкое представление о том, с
какой целью, на каких уроках и как конкретно он будет
использовать его;
✓ изучать и знать общую готовность учащихся к восприятию конкретного учебного материала;
✓ предвидеть затруднения, которые могут возникнуть при усвоении нового материала и выполнении дифференцированных заданий;
✓ использовать в системе уроков индивидуальные и групповые задания;
✓ постоянно анализировать эффективность индивидуального и дифференцированного обучения;
✓ иметь четкое представление о том, как будет продолжена работа на следующих уроках;
использовать дифференцированное обучение не эпизодически, а в системе; на всем протяжении обучения;
дифференциация обучения осуществляется в основном через групповые и индивидуальные задания.
Слайд 14 способы дифференциации –
когда:
✓ содержание задания одинаково для всего
класса, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается;
✓
содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные;
✓ задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т. д.);
✓ используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;
✓ предоставляется самостоятельный выбор учениками одного из нескольких предложенных вариантов заданий. Чаще всего используется на этапе закрепления материала.
Слайд 15Индивидуальное обучение.
Если дифференцированное обучение относится к отдельному ученику, то оно
становится индивидуальным
Слайд 16Под индивидуальным понимается такое обучение, когда учитель обучает каждого ученика отдельно, ориентируясь
на его индивидуальный темп усвоения учебного материала и его способности.
Преимущество
такой формы обучения в том, что учитель имеет непосредственный контакт с учеником и всегда может исправить ошибки и отметить успехи.
Индивидуальное обучение позволяет глубже изучить особенности личности ученика и его познавательные возможности.
Слайд 17Дифференцированные задания
Обязательные
Дополнительные
Группы при выполнении дифференцированных заданий
1 группа
2
группа
3
группа
Слайд 19Положительные стороны дифференциации
исключение уравниловки и усреднения учащихся;
Повышение мотивации к учению;
объединение
учащихся в группы (равных по способностям) для облегчения усвоения предметного
материала;
Слайд 20 В любой системе обучения в той или иной мере присутствует
дифференцированный подход.
Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие
индивидуальности учащегося, его потенциальных возможностей; содействие выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости, развитие познавательных интересов и личностных качеств учащихся
Слайд 22Обратная связь
Внешняя: ученик – учитель
учитель –
ученик
Внутренняя: ученик – ученик
Четкое функционирование обратной связи в заданном временном режиме является непременным условием эффективного управления процессом обучения.
Слайд 23Приемы обратной связи с учеником на уроке
Опрос по цепочке;
Тихий опрос;
Программируемый
опрос (Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (хороший
шанс получить столкновение мнений, где непонимание перейдет в понимание);
Ответ у доски;
Щадящий ответ (ученики задают друг другу по 5 – 10 вопросов) и др.
Слайд 25Приемы письменного контроля
Фактологический диктант
Выборочный контроль
Тренировочная контрольная работа
Блиц –контрольная
Релейная
контрольная работа
Слайд 26Фактологический диктант
Диктант проводится по базовым вопросам (5- 7 вопросов на
вариант), на партах только чистый лист и ручка.
Среди вопросов 1-2
из предыдущих тем.
Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память.
Слайд 27Выборочный контроль
Проверка работ учеников выборочно. Можно проверить
те, которые сочтет нужным учитель или отобранные случайно: «подводный камешек»
- работы должны сдать все.
Слайд 28Тренировочная контрольная работа
Учитель проводит контрольную работу как обычно,
но отметки в журнал идут только по желанию учеников (возможны
использование учебников, справочников, словарей, тетрадей;).
Слайд 29Блиц - контрольная
Контроль проводится в высоком темпе
для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть
ученики для дальнейшей успешной учебы (по темпу схожа с фактологическим диктантом, отличие – сюда входит владение стандартными умениями).
Проверка производится сразу: диктуются верные ответы, вывешиваются верные ответы и т. п.
Слайд 30Релейная контрольная работа
Контрольная проводится по текстам ранее решенных
задач (чем больше заданий выполнил ученик, чем внимательнее был при
этом, тем больше вероятность встретить знакомый вопрос и быстро справиться с ним).
Слайд 31Приемы повторения на уроке
Своя опора
Повторяем с контролем
Повторяем с расширением
Свои примеры
Опрос
– итог
Пересечение тем
Слайд 32Своя опора
Ученик составляет собственный опорный конспект по новому
материалу.
Слайд 33Повторяем с контролем
Ученики составляют серию контрольных вопросов
к изученному на уроке материалу (отвечают и ученики, и учитель)
Слайд 35Свои примеры
Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу,
выдвижение своих идей по применению изученного материала.
Слайд 36Повторяем с расширением
Ученики составляют серию вопросов, дополняющих
знания по новому материалу.
Слайд 37Пересечение тем
Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы,
идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной
темой, указанной учителем (прием позволяет каждый раз посмотреть на свои знания немного под другим углом зрения).
Слайд 38Опрос – итог
В конце урока учитель задает
вопросы, побуждающие к рефлексии урока.
Слайд 40Оценивание учащихся
Оценка – не отметка.
Учитель отмечает успех ученика (главная
цель оценки – стимулировать познания).
Слайд 41Знакомство с критериями оценки
Учитель знакомит школьников с критериями, по которым
выставляются отметки (мало того, что учитель оценивает справедливо, надо, чтобы
и ученик с ним был согласен).
Слайд 42Рейтинг
Завершив работу, ученик сам себе ставит отметку. За эту
же работу ставит отметку и учитель. Записывается дробь. (Этот прием
можно рекомендовать для докладов, тренировочных контрольных работ, сочинений практических работ, лабораторных работ, индивидуальных заданий. Оценка выставляется в тетрадь, в ведомость учета знаний, которую может вести учитель).
Слайд 43Задание №1 для работы в группах
Определите максимальное количество видов учебных
работ, которые могут способствовать накопляемости отметок по предмету.
Слайд 44Предполагаемый результат (рус. яз.)
Ведение тетради
Словарный диктант
Терминологический диктант
Грамматическая работа (все виды)
Самостоятельная
работа
Проверочная работа
Контрольная работа
Объяснительный диктант
Диктант «Проверяю себя»
Предупредительный диктант
Домашняя контрольная работа
Работа по
теории
Письмо по памяти
Работа по развитию речи
И др.
Слайд 45Предполагаемый результат (математика)
Ведение тетради
Устный счет
Терминологический диктант
Самостоятельная работа
Контрольная работа
Домашняя контрольная работа
Работа
по теории
Творческая работа
И др.
Слайд 46Предполагаемый результат (история, география, экономика…)
Ведение тетради
Терминологический диктант
Проверочная работа
Самостоятельная работа
Контрольная работа
Работа
по теории
Домашняя контрольная работа
Лабораторная работа
Творческая работа
Практическая работа
Контурные карты
И др.
Слайд 47Предполагаемый результат (физика, химия, биология…)
Ведение тетради
Терминологический диктант
Проверочная работа
Самостоятельная работа
Контрольная работа
Работа
по теории
Домашняя контрольная работа
Практическая работа
Лабораторная работа
Творческая работа
И др.
Устные ответы учащихся
необходимо оценивать на каждом уроке!
Слайд 48Задание №2 для работы в группах
Определите трудности использования дифференциации и
индивидуализации обучения на школьном уроке.
Слайд 49Проблемы (трудности)
Построение урока. Важность проблемы обусловливается рядом факторов,
среди которых, прежде всего, выделяются:
Перегруженность программы, необходимость в рамках нескольких
уроков освоить тему или даже раздел курса.
Разная сложность материала, требующая адекватной формы и особого порядка его представления.
Разные интеллектуальные и психологические особенности учащихся, требующие учета при планировании урока.
Необходимость стимулировать познавательную активность школьника и его интереса к осваиваемому материалу.
Слайд 50Факторы, влияющие на построение урока.
Общепедагогические:
Осознание деятельности и/или вариативности компонентов.
Место
урока в общей системе уроков (относительно курса в целом, относительно
курса данного класса, относительно раздела, темы и т.д.)
Тема урока.
Ведущий метод, выбранный для урока, и соответствующие ему приемы.
Степень сложности материала (интеллектуальный план).
Слайд 51Факторы, влияющие на построение урока
Психологические:
Общий
поведенческий характер класса.
Индивидуальные психологические особенности учащихся.
Эмоциональный
климат в классном коллективе.
Степень сложности материала (психологический план).
Индивидуальный стиль деятельности учителя.
Слайд 52Основные принципы построения урока
Системность (система – множественность элементов с отношениями
и связями между ними).
Преемственность.
Логичность.
Движение от простого к сложному в учебном
материале, от репродуктивной деятельности к продуктивной, в том числе – к творческой деятельности, от частного к общему.
Чередование и смена форм деятельности:
- чтение, активное «включение глаз»;
- слушание, активное «включение уха»;
- говорение;
- письмо.