Слайд 1Методика воспитательной работы в ДОУ
Слайд 2Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового
опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение
мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.
Слайд 3Целью методической работы в ДОУ является
создание оптимальных условий для
непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Слайд 4Создание эффективных условий для всестороннего непрерывного развития детей, качества профессионального
развития педагогов дошкольного учреждения, взаимодействия с семьей определяет основные задачи
методической работы:
Слайд 51. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.
2.
Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов ДОУ
3.
Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.
Слайд 64. Координация деятельности ДОУ и семье в обеспечении всестороннего непрерывного
развития воспитанников.
5. Координация деятельности ДОУ с учреждениями окружающего социума для
реализации задач развития воспитанников и ДОУ в целом.
6. Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.
Слайд 7Подходы к организации методической работы в ДОУ основаны на:
системно-деятельном
подходе: понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и
условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;
личностно-ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленности на развитие
профессиональных и личностных качеств педагогов на примере зам. зав. по BMP и старшего воспитателя;
Слайд 8дифференцированном подходе: учете уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов
в построении системы методической работы в ДОУ;
подход свободного самоопределения: свободном
выборе каждым педагогом образовательных программ и путей самореализации;
мотивационно- стимулирующий подход: использовании различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;
коррекционный подход: своевременном устранении выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.
Слайд 9Направления методической работы.
Методический кабинет как центр методической работы.
Слайд 10Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит
ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса,
обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет - это копилка лучших традиций дошкольного учреждения, поэтому задача зам. зав. по ВМР - сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете
Слайд 11Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям как информативность,
доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.
Реализация информационно
- аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.
Слайд 13В методическом кабинете ДОУ постоянно действуют выставки:
Идет аттестация!
К праздничным
датам.
Подготовка к педсовету.
В методическом кабинете также представлены материалы, отражающие мастерство
педагогов:
материал семинаров-практикумов;
план – график повышения квалификации педагогов;
план аттестации педагогических кадров;
передовой педагогический опыт
Таким образом, в рамках выполнения основных задач методической работы методический кабинет является центром сбора педагогической информации, а также творческой лабораторией для педагогов и родителей.
Слайд 14Информирование педагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних
достижениях науки и практики.
Своевременное информирование педагогов о новых разработках в
психолого-педагогической науке и передовой практике, методическом обеспечении в системе дошкольного образования является важным условием высокой результативности воспитательно-образовательного процесса.
Повышение информированности педагогов способствует установке единой педагогической стратегии развития ДОУ, которая обсуждается, утверждается и реализуется через основной орган управления – педагогический совет и служит основным ресурсом развития коллектива в ДОУ
Обзор видов информации и форм методической работы представлен в схеме :
Слайд 16 Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации.
Задачу обучения
и развития педагогов следует признать основополагающей в управлении методической работой.
При этом традиционная система информирования и обучения педагогов не всегда дает ощутимые результаты, т.к. она ориентирована на коллектив в целом. Поэтому модель организации и содержания развития педагогов, повышение их квалификации должна строится дифференцированно, чтобы были задействованы внутренние факторы и механизмы самого педагога, способствующие личностные и профессионально-нравственному развитию.
Важнейшим условием, обеспечивающим дифференцированный подход в работе с педкадрами, является анализ кадрового обеспечения
Слайд 17Наиболее эффективными являются следующие формы повышения профессионального уровня:
курсовая подготовка;
участие
в работе творческих групп, клубов;
участие в методических объединениях.
Зам. зав. по
воспитательной и методической работе организует и контролирует работу педагогов по самообразованию, относящуюся к активным формам повышения квалификации, и помогает выбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат.
Слайд 18Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
Передовой опыт представляет
собой высокое мастерство педагога и является движущей силой улучшения воспитательно-образовательного
процесса в ДОУ, решает определенные цели с наименьшей затратой времени, с применением оптимальных форм и методов работы, способствует достижению более качественных результатов.
ПО – результат творческого поиска педагогов, где сливается воедино творческое, новаторское и в тоже время традиционное начало.
Слайд 19
Самообразование
На первом этапе осуществляется предварительное детальное и всестороннее изучение опыта
педагога. Только совокупность использования различных методов исследования опыта (наблюдение и
анализ образовательного процесса, беседы с воспитателем и детьми, анализ педагогической документации, проведение экспериментальной работы) позволит объективно оценить и рекомендовать его как передовой.
На втором этапе ППО обобщается, т.е. описывается. Существует алгоритм описания ППО комплексом ИПМ (информационно-педагогический модуль: сообщение, запись пединформации).
Третьим этапом является распространение и внедрение ППО. В рамках МДОУ этому способствуют такие формы работы как педагогические чтения, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки и т.д.
Слайд 20Подготовка методического обеспечения для осуществления педагогического процесса
Слайд 21 Одним из стержневых условий жизнедеятельности дошкольного
учреждения является методическое обеспечение методического процесса.
Программно-методический комплекс дошкольного учреждения отбирается
с учетом ориентации на государственные требования, нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (вид, приоритетное направление), особенности и законы психического развития детей, специфику педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность каждой программы и технологии.
Слайд 22Через орган самоуправления ДОУ - педсовет для осуществления образовательного процесса
утверждается программа, наиболее способствующая условиям отбора методического обеспечения.
Таким образом, воспитательно-образовательный
процесс во всех группах ДОУ осуществляется по комплексной программе, которая соотносится с социальным заказом и видом ДОУ.
Методическое сопровождение программы подбирается с учетом соответствия Временным требованиям к содержанию методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, основного и дополнительного образования, осуществляемого в ДОУ, единства концептуальных основ комплексной и парциальных программ, а также методик и технологий, их реализующих.
Слайд 23Результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ зависит и от создания условий
для его реализации. Это обуславливает следующую направленность методической работы:
Слайд 241. Организация развивающей предметной среды в ДОУ, соответствующей содержанию программы,
интересам и потребностям детей разного возраста:
разработка методических рекомендаций по
организации предметно-развивающей среды ДОУ;
обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований;
активизация педагогов в разработке атрибутов и методических пособий;
Слайд 252. Соотнесение содержания воспитательно-образовательного процесса с выбранной программой и Временными
(примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей
дошкольного возраста:
формирование банка данных о выполнении программы, ее отдельных разделов;
анализ выполнения Временных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ;
анализ исполнений решений педсоветов, медико-педагогических совещаний;
Слайд 263. Обновление содержания методического обеспечения (технологий, методик) в соответствии с
современными требованиями;
4. Разработка режима дня, сетки занятий, графики работы кружков
для каждой возрастной группы;
5. Отслеживание баланса двигательной и интеллектуальной, организованной и самостоятельной деятельности воспитанников.
Слайд 27Структура, формы и методы методической работы.
Методы методической работы - это
упорядоченные способы деятельности по достижению целей.
Форма - это внутренняя организация
содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей.
По формам методическая работа делится на групповые и индивидуальные.
К групповым формам относятся: участие педагогов в методических объединениях района, МДОУ; организация теоретических и научно – практических конференций; педсоветы.
К индивидуальным относятся индивидуальные консультации, беседы, наставничество, взаимопосещения, самообразование.
Необходимо учиться искусству беседы, её универсальный характер основывается на том, что в любой беседе участники должны искусно приспособиться друг к другу независимо от того, о чем идет речь.
Слайд 28 Для того чтобы сделать правильный выбор для
своего коллектива форм и методов, необходимо руководствоваться:
целями
и задачами ДОУ;
количественным и качественным составом коллектива;
сравнительной эффективностью форм и методов работы;
особенностями образовательного процесса;
материальными, морально-психологическими условиями в коллективе;
реальными возможностями;
передовым опытом и научными рекомендациями.
Наиболее эффективными формами организации методической работы являются:
педсовет.
семинары, семинары-практикумы
открытые просмотры эффективны.
медико-педагогические совещания.
консультации .
работа творческой группы.
Слайд 29Внешнее повышение квалификации происходит:
за счет посещения курсов повышения квалификации
в НИРО;
обучение в учебных заведениях;
участие в работе методических объединений района.
Внутреннее
повышение квалификации происходит за счет разнообразных форм методической работы с педагогами в ДОУ:
участие в работе совета педагогов;
обучение на семинарах и семинарах-практикумах;
консультирование и др.