Слайд 1ДОШКОЛЬНИКОВ
Моральное воспитание
Представление опыта работы
ВоспитательТ.А.Андриевская
Г. Лысьва, Пермский край
2008 г.
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 39»
Слайд 2«Моральное воспитание в детском саду»
Воспитатель
1 категории
Андриевская Т.А.
Сообщение
по теме самообразования
Слайд 3Моральное воспитание
Термин «Мораль» произошло от латинского слова «mores»,что
в переводе означает «нравы».
В отечественной дошкольной педагогике всегда присутствовал раздел
морального, или нравственного воспитания.
К основным задачам морального воспитания мы
относим :
1 Формирование морального поведения (ребёнок должен
не только знать соответствующие нормы морали ,но и
следовать им в своих поступках и отношениях с другими )
2 Формирование эмоционального отношения к нормам , к
фактам их соблюдения и нарушения
Слайд 4Моральное воспитание
3 Формирование доброжелательных отношений
к другим людям , и
особенно к сверстникам .
4 Формирование положительных групповых
норм.
Слайд 5Моральное воспитание
По этой теме я работаю первый год .
В работе
с детьми использую объединение отдельных
методик в общее
смысловое целое и стимулирую интерес детей к предлагаемым
новым задачам .
Методики :
«Рассказ про тебя »
«Я поступил плохо ,когда … »
« Моральные пьески »
«Методика –игра « Фу »
Слайд 6Моральное воспитание
Методика «Рассказ про тебя »
Задача : внесение в
образ –Я ребёнка представлений о себе как о носителе определённых
моральных качеств ( честность ,
справедливость , отзывчивость ) и одобрение в
себе этих качеств .
События ,описываемые в рассказах, носят достаточно реалистичный характер и могли бы
иметь место в действительности (делёжка конфет , помощь сверстнику ,защита животного,
признание своей вины и др.)
Слайд 7Моральное воспитание
Образ ребёнка в этих рассказах отличается
и от того,
каков
он на самом деле ,и от того, каким он
представляется себе самому , но в рассказе он лучше ,т. е. ребёнку показывают образец . Таким
он может стать .Так у ребёнка формируется
положительный образ себя . Возможность соответствовать ему на практике ,а не только
в воображении.
Возврат
Слайд 8Моральное воспитание
Методика «Я поступил плохо ,когда …»- это формирование
критической моральной самооценки . Для возникновения у ребенка критической самооценки
необходима уверенность в положительном отношении к нему окружающих , а стремление оправдать эти ожидания побуждает преодолевать свои недостатки . Способность наедине с собой сказать «Я поступил плохо », «Я должен поступить иначе » ,-не появляется вдруг . Ребенок
должен приобрести опыт такого отношения к себе и к своим действиям.
Слайд 9Моральное воспитание
Одним из шагов в данном направлении является рассказ о
своих поступках другим . Но одному
человеку ,персонажу , а
не всей группе . Воспитатель выполняет роль технического посредника (записывает высказывания детей ,передает записки персонажу ). Тот уносит их ,а
в следующий приход радуется тому, что дети нашли в себе мужество написать о себе правду ,
И выражает уверенность , что они стали лучше.
Например : « Я поссорилась с подругой . Она играла с другой девочкой .Но потом мы помирились и играли втроем .» «Я взял без спроса игрушку из чужого шкафчика . Мальчик подумал , что
потеряли и расстроился . Я отдал и извинился .»
Возврат
Слайд 10« Моральное воспитание »
Методика « Моральные пьески »
Задача :вызвать у
детей сочувствие «жертвам»
неблаговидных поступков ,возмущение обидчиками и одобрение тех ,
кто восстанавливает справедливость.
Героями пьесок являются дети , а события ,
происходящие с ними , действительно могут
случиться в любой группе детского сада .
С начала детям я показывала пьески сама, постепенно дети ( Лиза, Юля , Оля, Гриша, Кирилл и др.) высказали желание участвовать.
Слайд 11« Моральное воспитание »
Дети посмотрели пьески «Камешек в туфельке.»
« Разрушенная
крепость .», «Чужой кубик.»,
«Порванная книга .» и др. В самостоятельной
Возврат
деятельности придумали новые : « Красивое
платье », «Новая машина », « Раскраска .»
Эта методика особенно результативна при развитие диалогической речи детей .
Слайд 12« Моральное воспитание »
Методика – игра « Фу »
Задача :практиковать
детей в коллективном
одобрении и осуждении положительных и
отрицательных
поступков .
Воспитатель поочередно называет разные
поступки(«оторвал кукле руку », «помог другому застегнуть пуговицу»,и т.д.). Дети хором оценивают их возгласами « Фу !» или « Ура! ».
Детям эта игра очень нравится .
Слайд 13« Моральное воспитание »
Все эти методики являются фундаментом для
дальнейшего
развития у детей морального
облика .А мораль является важной сферой
любой культуры . Поэтому я старалась в своей
работе по этой теме развивать у детей :
1становление морального поведения , которое
представляет собой сознательный выбор морального поступка в простых и понятных детям ситуаций .
2овладение моральными знаниями и появление
личного отношения к соблюдению норм морали
(положительного )и к их нарушению (отрицательного ).
3 возникновение доброжелательных взаимоотношений со сверстниками
и опыт использования положительных групповых норм .
Слайд 14«Моральное воспитание »
В дальнейшем буду планировать свою работу
по этой
теме со среднего возраста . Используя
эти и другие методики
, литературу .
Слайд 15
Работа проводилась в соответствии с программой «Радуга».
Использовались рекомендации С.Г.Якобсон «Моральное
воспитание в детском саду»
Слайд 16Моральное воспитание
Спасибо за внимание !