Слайд 1Нестандартный урок.
Каков он?
Николай Иванович Субботин –
заместитель директора по
учебно-методической работе
Слайд 2Н.И. Субботин, 2009 год
Изменения, происходящие в образовании:
прежняя ориентация на цели
госу- дарства сменяется личной ориента-цией его членов;
государство устанавливает образо-вательные стандарты
и перестает давать жесткие заказы;
Слайд 3Н.И. Субботин, 2009 год
Государство перестает быть един-ственным учредителем образова-тельных учреждений;
Основными
принципами образова-тельной политики государства стали гуманизация и демократизация.
Слайд 4Н.И. Субботин, 2009 год
Новые педагогические тенденции
(по А.В. Хуторскому):
изменение целеполагания
в направлении культуросообразности и природоосообразности обучения;
усиление личностной ориентации содержания и
технологий образования;
индивидуализация образовательных траекторий учащихся;
творческая и развивающая направленность базового обучения;
технологизация и компьютеризация учебного процесса.
Слайд 5Н.И. Субботин, 2009 год
С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он
и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную,
но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе урока.
Конаржевский Ю.А
Слайд 6Н.И. Субботин, 2009 год
Урок – динамическая и вариативная основная форма
организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени
учитель занимается с определенным составом учащихся – с классом – по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания.
Слайд 7Н.И. Субботин, 2009 год
Урок традиционный – урок, кото-рый характеризуется порядком,
проверенной регламентацией, дис-циплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю; точными очертаниями учебного
материала, сложившимися тради-циями и стеореотипами.
Слайд 8Н.И. Субботин, 2009 год
Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие,
имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.
Нестандартный урок необычный по замыслу, организации
и методике проведения.
Слайд 9Н.И. Субботин, 2009 год
Основные подходы:
нетрадиционный урок как отход от четкой
структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приемов;
Новые форм урока,
появившиеся в последнее время и завоевывающие все более прочные позиции.
Слайд 10Н.И. Субботин, 2009 год
Недостатки, которые допускаются педагогами при организации нестандартных
уроков:
стихийность и бессистемность применения;
отсутствие прогноза положительных изменений, сдвигов в развитии
учащихся;
Не все учителя могут определить идею урока, его развивающие возможности;
Преобладание репродуктивных технологий обученчения; внимание обращается преимущественно на форму, а не на его содер-жание;
Перегрузка некоторых уроков учебным матери-алом, нередко фактологическим.
Слайд 11Н.И. Субботин, 2009 год
Нестандартные уроки восполняют проблемы репродуктивных методов
недостаточность дифференциации;
мобильность
структуры;
формирование субъективных отношений за счет увеличения деятельности учащихся не
только на уроке, но и в период его подготовки;
изменение эмоционального фона урока;
оценивание знаний учащихся на всех этапах урока и т.д.
Слайд 12Н.И. Субботин, 2009 год
Нестандартные уроки предполагают:
использование коллективных способов работы: обязанности
распределяются между членами коллектива с учетом их индивидуальных особенностей и
интересов в процессе коллективной работы ведется поиск оптимальных способов взаимосвязи членов группы, коррекция деятельности отдельных учащихся, если их действия не согласуются с общим планом коллективного труда;
развитие умений и навыков самостоятельной работы, стремления к самостоятельному поиску: материал, преподнесенный в новой форме, воспринимается как информация, заставляющая задуматься, понять и запомнить;
Слайд 13Н.И. Субботин, 2009 год
заинтересованное отношение к учебному материалу: при подготовке
к уроку учащиеся сами ищут интересный материал, находят удивительные факты,
вопросы, сочиняют стихи, песни на определенную тематику;
активизация деятельности учащихся: это уже не простые ученики, а активные участники учебного процесса;
овладение способами управления коллективной деятельностью: уроки учат слушать, анализировать, учиться спорить, убеждать, отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей, находить быстрый выход в сложившейся ситуации, решать проблемные вопросы;
Слайд 14Н.И. Субботин, 2009 год
становление новых отношений между учителями и учащимися:
учащиеся становятся партнерами педагога по творчеству в атмосфере сотрудничества, коллективного
труда;
оценка деятельности учащихся их друзьями, товарищами по учебе: эта оценка для них подчас более значима, чем оценка педагога.
Слайд 15Н.И. Субботин, 2009 год
Основные принципы нестандартных уроков
отношение взаимопонимания с учеником;
учение
без принуждения;
принцип трудной цели;
принцип опоры для ученика, в качес-тве которой
может быть путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи;
Слайд 16Н.И. Субботин, 2009 год
принцип оценки, как уважительного отношения не только
к детскому знанию, но и незнанию, поощрения чувства долга и
ответственности;
принцип самоанализа;
принцип соответствующей формы;
принцип интеллектуального фона класса и личностного подхода.
Слайд 17Н.И. Субботин, 2009 год
Творческие принципы нестандартных уроков (Воронежский опыт):
Отказ от
шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
Максимальное
вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.
Не развлекательность, а занима-тельность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
Слайд 18Н.И. Субботин, 2009 год
Поддержка альтернативности, множест-венности мнений.
Развитие функции общения на
уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального
удовлетворения;
«Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям;
Использование оценки в качестве форми-рующего ( а не только результатирующего инструмета).
Слайд 19Н.И. Субботин, 2009 год
Группы нестандартных
уроков:
уроки в форме соревнования и
игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра,
ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.;
уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;
уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать»;
Слайд 20Н.И. Субботин, 2009 год
уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция,
аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог,
«живая газета», устный журнал.
уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.
уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
Слайд 21Н.И. Субботин, 2009 год
интегрированные уроки;
трансформация традиционных способов организации урока:
лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского
формуляра, телеурок без телевидения.
Слайд 22Н.И. Субботин, 2009 год
Несколько советов по подготовке нестандартного урока:
1.Нестандартные уроки
следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений
и навыков учащихся;
2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения
Слайд 23Н.И. Субботин, 2009 год
3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка
и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и
воспитания;
4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;
Слайд 24Н.И. Субботин, 2009 год
5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных
уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но
и выходя на предметы гуманитарного цикла;
6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
Слайд 25Н.И. Субботин, 2009 год
Рекомендуемая литература:
Густокашина Л.А. Педагогический анализ урока: учебно-методическое
пособие. Пермь: ПКИПКРО, 2009. 72с.;
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок.
Часть 2. – Ростов-н/Д: Из-во: «Учитель», 2005. – 288с.;
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие. Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. – 159с.
Слайд 26Н.И. Субботин, 2009 год
Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Ога-незова Л.М. Современный
урок. Часть 4. – Ростов-н/Д: Из-во: «Учитель», 2007. – 240с.;
Лакоценина
Т.П., Алимова Е.Е., Ога-незова Л.М. Современный урок. Часть 5. – Ростов-н/Д: Из-во: «Учитель», 2007. – 208с.;
Юнина Е.А. Технология качествен-ного обучения в школе. Учебно-методическое пособие – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 244с.