Разделы презентаций


Обогащение словарного запаса детей, работа над лексическим значением слова – один из путей формирования коммуникативной компетенции

Содержание

Ключевые компетенции

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1г. Северобайкальск
МОУ «Гимназия №5»





Педагогический проект


Автор: Морозова Г. П.
учитель начальных классов.
2009-2010

уч.г.



г. СеверобайкальскМОУ «Гимназия №5»Педагогический проектАвтор: Морозова Г. П.учитель начальных классов.2009-2010 уч.г.

Слайд 2Ключевые компетенции

Ключевые компетенции

Слайд 5Тема проекта: «Обогащение словарного запаса детей, работа над лексическим значением

слова – один из путей формирования коммуникативной компетенции».

Проблема

снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия является актуальной. Часто непонимание друг друга происходит из-за разного определения понятий. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова… и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка» с этими словами К. Д. Ушинского трудно не согласиться.


Тема проекта: «Обогащение словарного запаса детей, работа над лексическим значением слова – один из путей формирования коммуникативной

Слайд 6Цель проекта: создать условия для формирования активного лексического запаса младших

школьников.
Задачи:
Изучить методическую литературу по проблеме, выбрать наиболее интересные и эффективные

формы работы по пополнению лексики младших школьников.
Расширить и активизировать словарь детей.
Определить параметры мониторинга реализации проекта.
Создать при помощи ИКТ сопровождение лексической работы на уроках и внеклассных занятиях.
Цель проекта: создать условия для формирования активного лексического запаса младших школьников.Задачи:Изучить методическую литературу по проблеме, выбрать наиболее

Слайд 7Гипотеза: если обогащать речь детей за счёт интенсивной словарной работы,

глубокого проникновения в смысл слова, то это поможет в воспитании

речевой культуры и будет способствовать процессу формирования коммуникативной компетентности школьников.
Стратегия:

Изучение источников развития словаря детей.
Определение основных линий словарной работы.
Приёмы раскрытия значений слов.
Активизация словаря.
Использование ИКТ в работе по обогащению лексического запаса.

Гипотеза: если обогащать речь детей за счёт интенсивной словарной работы, глубокого проникновения в смысл слова, то это

Слайд 9Ожидаемые результаты:
Расширен словарный запас учащихся;
Учащиеся используют новые усвоенные слова в

собственных высказываниях;
Из активного словаря детей устранены диалектные, вульгарные слова;
У учащихся

сформированы такие компетенции как:
-умение использовать различные источники информации;
-коммуникативные и адаптивные качества;
- умения работать в сотрудничестве;
- самоорганизация;


Ожидаемые результаты:Расширен словарный запас учащихся;Учащиеся используют новые усвоенные слова в собственных высказываниях;Из активного словаря детей устранены диалектные,

Слайд 10Продукт
Книжки – малышки с творческими работами детей.
2. Словарик фразеологизмов с

иллюстрациями детей.
3. Мультемедийные презентации
«Устаревшие слова»,
«Фразеологизмы».

ПродуктКнижки – малышки с творческими работами детей.2. Словарик фразеологизмов с иллюстрациями детей.3. Мультемедийные презентации  «Устаревшие слова»,

Слайд 11 Сроки реализации проекта: сентябрь –декабрь 2009 года. Этапы проекта:

Сроки реализации проекта: сентябрь –декабрь 2009 года. Этапы проекта:

Слайд 121.Подготовительный этап.

1.Подготовительный этап.

Слайд 14Для успешной работы в данном направлении необходимо специальное отслеживание результатов

учебного процесса, так называемый педагогический мониторинг.
Проверочные работы, подобранные для мониторинга

речевой деятельности, характеризуют развитие мышления с разных аспектов: восприятие и понимание словесной информации, установление логико – смысловых связей, обобщение содержания, составление конспекта, плана, аннотации, собственного текста, выделение главной информации.

Для успешной работы в данном направлении необходимо специальное отслеживание результатов учебного процесса, так называемый педагогический мониторинг.Проверочные работы,

Слайд 16Показатель речевой деятельности в процентном отношении до проекта.

Показатель речевой деятельности в процентном отношении до проекта.

Слайд 17
2. Основной этап.
Исследование 1.
Первый раздел, который изучается по чтению в

начальных классах – это устное народное творчество. В произведениях фольклора

встречается много устаревших слов, а в современных изданиях сказок и пословиц редко даются сноски с пояснениями.
Я решила провести исследование
«Устаревшие слова»
Цель: ознакомить детей со старинными названиями предметов быта и одежды, встречающиеся в русских народных сказках и пословицах.
Задачи: подобрать русские народные сказки и выписать из них встретившиеся устаревшие слова, обозначающие предметы быта и одежды, проанализировать также пословицы и поговорки, определить значения найденных устаревших слов, составить из них словарь в помощь учащимся.


2. Основной этап.Исследование 1.Первый раздел, который изучается по чтению в начальных классах – это устное народное творчество.

Слайд 18
Диаграмма отображающая кол-во знакомых устаревших слов

Диаграмма отображающая кол-во знакомых устаревших слов

Слайд 19


Формирующий эксперимент

1. Исследование русских народных сказок, пословиц и поговорок:
выписать устаревшие слова;
найти

в толковых словарях их объяснение.
Составить словарь устаревших слов.
Выполнить творческое задание: используя устаревшие слова составить свою сказку.
Оформить свою работу в виде книжки-малышки.
Провести классный час «Старину мы помним, старину мы чтим».


Формирующий эксперимент 1. Исследование русских народных сказок, пословиц и

Слайд 20Cловарь устаревших слов.
Босовики – домашние туфли; их носили на босу

ногу.
Броня – одежда из металлических пластинок или колец.
Веретено – деревянная

точёная палочка, стержень, на который навивается нить, вытягиваемая из кудели.
Воз –колёсная повозка или сани с кладью.
Горница – чистая половина крестьянской избы.
Гребень –высокая гребёнка для поддержания и укрепления женской причёски.
Голик – берёзовый веник из листьев.
Душегрейка –тёплая женская кофта, обычно без рукавов, со сборками на талии.
Жерновцы – ручная мельница.
Зипун – русская крестьянская верхняя одежда – суконный кафтан без воротника.
Золотник – русская мера веса, равная 4, 26 грамма.
Залавок – низкий шкаф в избе, у печи, где держат еду.
Запон – широкий фартук.
Изба – деревянный крестьянский дом.
Кафтан – старинная мужская долгополая одежда.
Кокошник – нарядный женский головной убор.
Кнут – большая плеть
Cловарь устаревших слов.Босовики – домашние туфли; их носили на босу ногу.Броня – одежда из металлических пластинок или

Слайд 2118. Колпак – мягкий конусообразный головной убор.
19 . Короб –

изделие из луба, бересты, служащее для упаковки, хранения чего-нибудь.
20. Коромысло

– предмет для ношения двух вёдер на плече.
21. Кринка – глиняный горшок для молока.
22. Лапти – крестьянская обувь, сплетённая из лыка (бересты, верёвок) охватывающая только стопу.
22. Ларец – искусно сделанный ящичек для хранения драгоценностей (шкатулка, сундучок).
23. Лукошко – небольшая ручная корзина из лубка или прутьев.
24. Мошна – предмет для хранения денег.
26. Полати – старинная русская кровать.
27 Порты- русская крестьянская одежда (брюки).
28 Прялка – приспособление для прядения .
29 Решето – предмет для просеивания чего-нибудь.
30 Сани – зимняя повозка на полозьях.
31 Скалка – длинный деревянный валик для раскатывания чего-нибудь.
32 Соха – примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.

18. Колпак – мягкий конусообразный головной убор.19 . Короб – изделие из луба, бересты, служащее для упаковки,

Слайд 2233. Ступа – тяжёлый металлический, деревянный или каменный сосуд, в

котором толкут что-нибудь.
34. Сундук – тяжёлый напольный ящик для хранения

вещей с крышкой на петлях и с замком.
35. Сусек – закром.
36. Тулуп – длинная, обычно не крытая сукном, меховая шуба из овчины без перехвата талии, с высоким воротником.
37. Тунок – посуда из берёзовой коры.
38. Ухват – надетая на палку металлическая рогатка для подхватывания горшков, чугунков, которые ставятся в русскую печь.
39. Ушат – таз.
40. Телега – четырёхколёсная повозка для перевозки грузов на лошадях.
41 Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.
42 Цитра – небольшой щипковый музыкальный инструмент.
43. Хомут, дуга – части упряжи лошади.
44. Хоромы – большой жилой дом богатого хозяина.
45. Шлык – шапка.
33. Ступа – тяжёлый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут что-нибудь.34. Сундук – тяжёлый напольный

Слайд 23Творческие работы учащихся.
Используя устаревшие слова из русских народных сказок и

пословиц, ребята сочинили свои сказки и оформили их в виде

книжек-малышек.
Вот некоторые из них.
Настя в сказке.
Как-то раз читала я сказки Пушкина: о царе Салтане, о золотом петушке, о золотой рыбке, про лукоморье. Улеглась я вечером спать и приснился мне чудный сон…
Попала я в белокаменное царство. Предстали передо мной прекрасные хоромы, золотом отделанные, коврами уложенные. Перед входом стоят украшенные жемчугом босовики. Надела я их и пошла по ковровой дорожке…»
Кравцова Настя

Творческие работы учащихся.Используя устаревшие слова из русских народных сказок и пословиц, ребята сочинили свои сказки и оформили

Слайд 24Кто важнее.
Жили в одном селе Иван да Марья.

Был у них большой сундук, в котором лежали разные вещи:

лапти, шлык, босовики, душегрейка, сарафан, порты, кафтан, тулуп, кокошник, босовики. Стали вещи спорить о том, кто из них важнее. На улице было лето. Поехали Иван с Марьей в соседнюю деревню в гости. Марья надела сарафан, кокошник, а на ноги – босовики. Иван нарядился в рубаху, порты и лапти…»
Змеев Максим
Волшебные лапти.
На берегу реки стояла изба. Жили в ней бабушка, дедушка и их внучка Машенька. Однажды пошла Маша погулять и поранила ножку. Пришла домой и плачет. Дедушка пожалел её, взял топор и пошёл в лес. Там он наготовил лыка, из которого сплёл внучке лапти…» Шубина Лера.


Кто важнее.  Жили в одном селе Иван да Марья. Был у них большой сундук, в котором

Слайд 2524 октября был проведён классный час «Старину мы помним, старину

мы чтим», на котором ребята демонстрировали свои книжки – малышки.

24 октября был проведён классный час «Старину мы помним, старину мы чтим», на котором ребята демонстрировали свои

Слайд 27Мониторинг исследования «Устаревшие слова»
В конце октября я провела второй опрос

на знание устаревших слов. Выяснилось, что теперь наибольшее количество усвоенных

слов -32 (было 9), наименьшее-8 (было 2).





Мониторинг исследования «Устаревшие слова»В конце октября я провела второй опрос на знание устаревших слов. Выяснилось, что теперь

Слайд 28 Результатом моей работы над исследованием «Устаревшие слова»

стало то, что учащиеся:
- Расширили свой словарный запас ( в

среднем стали знать в 4 раза больше устаревших слов);
Научились уважительно и творчески обращаться со словом;
Появилась потребность в самостоятельной творческой работе;
Повысился уровень развития внимания, наблюдательности, памяти, фантазии;
Ученики умеют пользоваться словарями;
Самостоятельно работают с текстом;
Умеют работать к парах, в коллективе;
Самостоятельно добывать и обрабатывать информацию.



Результатом моей работы над исследованием «Устаревшие слова» стало то, что учащиеся:- Расширили свой словарный

Слайд 29 Исследование 2. Что такое фразеологизм ?
Представим, что у нас возникла

мысль о крайней необходимости что-либо совершить. Эту мысль можно выразить

одним словом «непременно» или словосочетанием «сколько бы труда мне это ни стоило». Но ведь существует готовый , очень точный оборот «во что бы то ни стало»! Этот и есть фразеологизм.
Исследование по данной теме будет организованно во 2 четверти (ноябрь-декабрь)
2009-2010 уч. года.
Запланировано 3 этапа в этом исследовании:
Исследование 2.  Что такое фразеологизм ? Представим, что у нас возникла мысль о крайней необходимости

Слайд 323. Заключительный этап

3. Заключительный этап

Слайд 33Список литературы.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Официальные документы в образовании. 2002г.
Лебедев О. Е. «Компетентностный подход в

образовании»
«Школьные технологии», 2004 г. №5. с. 3-12
Лёвушкина О. Н. «Словарная работа в начальных классах», Пособие для учителя – М,Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
2002, с 96.
Бобровская Г. В. «Обогащение словаря младших школьников»,
«Русский язык» №6, с 76.
Конкина Ю. А. «Словарно- орфографическая работа на уроках русского языка», «Русский язык» №7, с25
Нечаева Н. В. «Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников», -Москва; Федеральный научно-методический центр им. Занкова Л.В.,1996г.
Список литературы.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Официальные документы в образовании. 2002г.Лебедев О. Е.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика