Слайд 1Организация экспериментальной работы в школе
Слайд 2Наука
Сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация
объективных знаний о действительности.
Включает в себя деятельность по получению новых
знаний, и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира.
Слайд 3Научное исследование
Процесс целенаправленного познания, результаты которого выступают в виде системы
понятий, законов, теорий.
Опирается на методологию науки – учения о принципах
построения, формах и способах научного познания.
Основа методологии – диалектический метод и системный подход.
Слайд 4Цель науки
Описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих
предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов, новых знаний.
Слайд 5Цель науки
в физической культуре и спорте
Производство новых знаний, выявление
закономерностей направленного использования факторов воздействия на организм человека с целью
физического совершенствования, укрепления здоровья, повышения спортивных достижений, содействия гармоничному развитию личности.
Слайд 6Теория
Система обобщающих положений в той или иной отрасли знаний,
совокупность правил какого-либо мастерства, искусства.
Слайд 7Методика
Совокупность способов проведения какой-либо работы.
Служит для реализации на практике,
в профессиональной деятельности, научно-теоретических положений.
В процессе непрерывного физкультурного образования научно-методический
компонент занимает существенное место.
Слайд 8Методические принципы физического воспитания
Сознательности и активности;
Наглядности;
Систематичности;
Последовательности;
Доступности;
Постепенности;
Индивидуализации.
Слайд 9Методы физического воспитания и спортивной тренировки:
Словесный;
Наглядного восприятия;
Метод целостного обучения;
Метод расчлененного
обучения;
Игровой;
Соревновательный;
Методы совершенствования физических качеств (непрерывные и интервальные и их сочетание).
Слайд 10Методика
Средства, методы и формы организации физического воспитания.
Имеет общие черты
для всех видов спорта и специфические для отдельных видов спорта
или возрастных групп (игровые виды, циклические и т.п.).
Слайд 11Виды научных и методических работ в ФКиС
Реферат;
Контрольная, курсовая, дипломная работа;
Кандидатская,
докторская диссертация;
Монография;
Научная статья, тезисы;
Программа;
Учебник,
Учебное, учебно-методическое пособие.
Методические рекомендации.
Слайд 12Направленность исследовательских работ:
Эмпирические (выполненные на основе изучения и обобщения
передового опыта тренеров-новаторов в спорте);
Конструкторские (связанные с изобретением, техническим описанием,
обоснованием и назначением новых конструкций, тренажеров, комплекса наглядных пособий, программ для компьютера);
Экспериментальные (построенные по обоснованной постановке и проведению педагогического эксперимента).
Слайд 13Методические рекомендации по написанию методической разработки
Написание текста методической разработки выполняется
на компьютере. Набор «Word», шрифт «Times New Roman», размер шрифта
14, междустрочный интервал 1,5 строки, отступ первой строки 1,25 см, формат бумаги А 4, размер 210х297, страницы скрепляются.
Слайд 14Методические рекомендации по написанию методической разработки
Объем работы как правило составляет
20-25 страниц. Размеры полей: слева – 30 мм; справа –
10 мм; сверху – 15 мм; снизу – 20 мм. Номера страниц указываются вверху страницы по центру. Разделы начинаются с новой страницы. Названия разделов, подразделов, рисунков, фотографий, таблиц, схем, представленных в методической разработке, выделяются.
Слайд 15Структура:
Титульный лист.
Содержание.
Введение.
Основное содержание работы:
Понятийный аппарат.
Методы исследования.
Организация исследования.
Результаты исследование и их
обсуждение .
Выводы.
Список литературы.
Приложения.
Слайд 16Актуальность
Актуальность может быть определена по следующим признакам:
- общий интерес
со стороны тренеров и педагогов к этой проблеме;
- наличие потребности
практики обучения, воспитания и тренировки в разработке вопроса на данном этапе;
- необходимость разработки темы в связи с местными климатическими и другими условиями
Слайд 17ПЕРЕЧЕНЬ ПРИОРИТЕТНЫХ НАУЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ (по В.Г.Тютюкову, 2007)
1.
Разработка и обоснование новых эффективных
технологий обучения в школе.
2. Актуальные проблемы физической культуры и спорта и эффективные пути их решения в современных условиях.
3. Эффективные средства и методы укрепления здоровья человека средствами массовой, лечебной, рекреационной физической культуры.
Слайд 18Понятийный аппарат
Объект исследования (тренировочный, учебно-воспитательный, управленческий, учебно-организационный процесс).
Предмет исследования (пути,
условия, факторы совершенствования учебно-воспитательного процесса школы по предмету «физическая культура»;
средства, методы физического воспитания; психолого-педагогические аспекты взаимодействия педагога и ученика и др.).
Слайд 19
Цель исследования (краткая, точная, что намерен сделать исследователь и к
какому конечному результату он стремится).
Задачи исследования (не более трех): 1)
«изучить …», «раскрыть …»
2) «определить…», выявить…», «разработать …» 3) «обосновать …».
Слайд 20
Гипотеза исследования: «Мы предполагаем, что использование (разработка, систематизация, введение …)
позволит (даст возможность, обеспечит, будет способствовать…), чему? (совершенствованию, увеличению, развитию
и т.д. чего? (учебно-воспитательного процесса, физических качеств, сплоченности команды и т.д.).
Слайд 21
Практическая значимость: какое значение для физического воспитания в конкретном регионе,
школе и т.д. может иметь ваша работа и ее результаты,
как может быть использована учителями физической культуры, учреждениями и т.д.
Слайд 22Методы исследования
анализ научно-методической литературы,
анализ документальных и архивных материалов,
педагогическое наблюдение,
методы опроса (анкетирование, беседа, интервью),
тестирование,
экспертиза,
педагогический
эксперимент,
методы математической статистики.
Слайд 23Организация исследования
Наши исследования были проведены в период с_____________ по____________
200__ г. на базе МОУ СОШ ___
В исследованиях приняли
участие учащиеся ____ кл., занимающиеся волейболом, шейпингом, лечебной физической культурой, с использованием нового комплекса упражнений и др. в количестве…
Их возраст, группа здоровья и пр.
Слайд 24
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ состоит не менее чем из 2 глав, которые
делятся на параграфы.
Глава 1 посвящена теоретическому изложению вопроса. В ней
анализируется и систематизируется информация из литературных источников и жизненных наблюдений. Завершается глава выводами, в которых кратко излагается мысль о состоянии разработанной и избранной темы.
Глава 2 посвящена результатам эмпирического исследования. В ней подробно описываются цели, задачи, методики, предмет и объект исследования. Результаты представляются в виде таблиц, схем, графиков, формулируются выводы, даются практические рекомендации.
Слайд 25Результаты исследование и их обсуждение
Результаты наблюдений, анкетирования, бесед, тестирования
и т.д., выполненных в ходе исследования.
Слайд 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - это подведение итогов исследования, обсуждение перспектив развития
исследования, степень реализации поставленных целей и задач.
Использованная ЛИТЕРАТУРА расписывается в
соответствии с существующими нормами библиографического описания в алфавитном порядке
Слайд 27Эксперимент в школе: организация и управление
Слайд 28Этапы жизнедеятельности школы
СТАНОВЛЕНИЕ (новостройка или смена состава школы)
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ (на основе
существующих стабильных параметров, инструкций, программ, учебников организован учебно-воспитательный процесс)
РАЗВИТИЕ (когда
прежнее содержание образования и воспитания входит в противоречие с новыми задачами, условиями школы, потребностями общества)
Слайд 29Развитие связано с созданием новой практики, а она требует экспериментов
Слайд 30Основания при выборе проблемы эксперимента
Объективная потребность жизни в обновлении того
или иного участка работы , школы в целом;
Социальный заказ, определяемый
развитием региона, осуществленного министерством образования или самой школой;
Реальные возможности и условия школы в данный момент;
Интересы руководителей школы, учителей, будущих реализаторов эксперимента.
Слайд 31Направления экспериментальной работы
Разработка нового содержания образования;
Разработка новых методов, приемов, средств,
методик, технологий, систем обучения, воспитания и развития детей;
Создание новых моделей
учебных заведений, комплексов образовательно-воспитательных учреждений;
Создание новых оптимальных, соответствующих первым направлениям управляющих систем и механизмов управления
Слайд 32Понятие «эксперимент»
От лат. проба, опыт – научно-обоснованный опыт;
Воспроизведение кем-то разработанной
методики (технологии) в новых условиях другим педагогом;
Исследовательская работа в школе
по той или иной проблеме;
Строго направленная и контролируемая педагогическая деятельность по созданию и апробированию новых технологий обучения, воспитания, развития детей, управления школой.
Слайд 33
Эксперимент всегда связан с риском, так как экспериментальная работа –
это деятельность с заранее не всегда известным, далеко не всегда
гарантированным результатом, поскольку:
Часть задуманного не удается осуществить из-за неблагоприятных условий (кадровых, материальных, временных, морально-психологических и др.);
Некоторые предположения оказываются ошибочными.
Слайд 34Как преодолеть негативные последствия:
Тщательно подготовить и методически грамотно обеспечить экспериментальную
деятельность;
В программу опытно-экспериментальной работы специально заложить резервное время, чтобы в
случае неудачи изучить материал вновь;
Использование имитационного моделирования (это конструирование модели, отражающей необходимые объекты и процессы по нужным показателям, и проверка гипотезы с помощью компьютера)
Слайд 35Экспериментальная площадка
Школа, класс, где ведется эксперимент.
Особая форма организации поисковой деятельности,
когда принципиально новая практика создается в ходе самой деятельности.
Создание практики
образования, которая может быть и не востребована в настоящее время, но она показывает направления развития школы в будущем.
Имеет особый статус, где иное финансовое, материально-техническое, кадровое, организационное обеспечение
Слайд 36Механизмы творческой деятельности в эксперименте
Модификационный – предполагает усовершенствование, рационализацию, модернизацию
известной методики, приема; воссоздание в новых условиях забытого старого.
Комбинаторный –
новое конструирование, соединение элементов ранее известных методик, которые в данном сочетании не использовались.
Радикальный – рождение принципиально новых, новаторских подходов, не имевших аналогов.
Слайд 37Разрешение на эксперимент
Необходимое условие – наличие диплома по специальности.
Разрешается педсоветом
школы.
Включается в план соответствующего методического объединения.
Периодически рассматривается в педагогическом коллективе.
Согласование
с институтом переподготовки и повышения квалификации кадров.
Продумать научное руководство и консультирование
Слайд 38Если школа представляет развернутую программу, что свидетельствует о продуманности, то
запрета быть не должно!
Слайд 39Этапы подготовки и проведения эксперимента:
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ – анализ затруднений учителей, анализ
состояния учебно-воспитательного процесса по проблеме, выявление и формулировка противоречий, нуждающихся
в скорейшей ликвидации с помощью каких-либо изменений, новых методик и технологий.
Т.е. выявление проблемы и обоснование ее актуальности.
Слайд 40Этапы подготовки и проведения эксперимента:
ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ – постановка цели, ее декомпозиция
в веер задач эксперимента, построение модели новой технологии, формулировка гипотезы,
прогнозирование ожидаемых положительных результатов, возможных ущербов и негативных последствий и продумывание компенсаторных механизмов.
Т.е. разработка развернутой программы эксперимента.
Слайд 41ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ этап
Составление программы эксперимента:
- обоснование темы, ее актуальности;
- формулировка темы;
-
определение объекта и предмета исследования;
- формулировка цели эксперимента;
- определение задач
эксперимента;
- гипотеза эксперимента;
- выбор конкретных методик и методов исследования.
Слайд 42ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Составление программы эксперимента:
- сроки эксперимента, его временные этапы;
- резервное время
(все этапы эксперимента текущего года должны быть завершены не позже
конца третьей четверти);
- база эксперимента;
- критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента (критерий результативности и критерий затрат времени);
- прогнозирование при подготовке эксперимента (возможных положительных результатов, негативных последствий и их компенсация).
Слайд 43ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Обеспечение условий для реализации программы:
- подготовка материальной базы эксперимента;
- распределение
управленческих функций (директора, зам. по экспериментальной работе, учителей, уч-ся, кл.
рук-лей, родителей, и др.;
- организация специальной подготовки кадров (периодически действующий семинар по обучению учителей, экспертиза и корректировка экспериментальных методик)
Слайд 44ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Моральное и материальное стимулирование;
Подбор и обоснование экспериментальных и контрольных объектов
(групп) – классов, параллелей, отдельных учеников – равных по исходным
параметрам;
Поиск, выбор, привлечение научного руководителя или консультанта (работники науки, преподаватели вуза, ИПиПКК, школьные педагоги, имеющие ученую степень или большой опыт исследований.
Слайд 45Этапы подготовки и проведения эксперимента:
ПРАКТИЧЕСКИЙ – проведение исходных констатирующих срезов,
реализация новой технологии, отслеживание процесса, промежуточных (текущих) результатов, корректировка испытываемой
технологии, контрольные срезы.
Слайд 46Этапы подготовки и проведения эксперимента:
ОБОБЩАЮЩИЙ – обработка данных, соотнесение результатов
эксперимента с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы, модели
новой технологии в соответствии с результатами, оформление и описание хода и результатов эксперимента.
Слайд 47Этапы подготовки и проведения эксперимента:
ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ – распространение новой методики в
педагогическом коллективе, направленная организация опыта по реализации разработанного другими учителями.
Слайд 48Экспертиза программы эксперимента
Рецензия включает в себя 5 позиций:
- полнота содержания
программы эксперимента;
Целостность программы (взаимосвязь и непротиворечивость частей программы, ее логичность);
Ошибки,
недостатки, упущения;
Предложения, новые идеи, дополнения к программе;
Экспертное заключение (программа пригодна и рекомендуется к осуществлению, нуждается в доработке или непригодна)
Слайд 49Регулирование отношения людей в ходе эксперимента
Предотвращение конфликтов.
Непредвзятое отношение к экспериментатору.
Важная
роль руководителя.
Индивидуальный подход к творческим учителям.
Вред захваливания.
Вред необоснованного притеснения.
Слайд 50Экспериментирование – это высшая ступень педагогического творчества!