Слайд 1Осуществление деятельностного подхода к образованию через интерактивный урок
Слайд 3Интерактивное обучение -
(от лат. Inter «между» + aktion «действие»)
- обучение, погружённое в общение.
Слайд 4Формирование коммуникативных умений:
Вести диалог в малой группе, учитывать сходство и
разницу позиций, взаимодействовать с партнёрами для получения общего продукта.
Владеть языком
как средством коммуникации, понимая сходство и различия языка.
Ориентироваться в пространстве, понимать язык схем, карт, планов, ощущать многомерность пространства.
Слайд 5В процессе обучения должны проявляться три стороны общения:
Информативная (передача и
сохранение информации);
интерактивная (организация взаимодействия в совместной деятельности);
перцептивная (восприятие и понимание
человека человеком)
Основные компоненты общения:
Описание со-бытия (информация);
организация со-действия (взаимодействие);
возможность эмоционального сопереживания (понимание друг друга).
Слайд 6Диалог – одна из форм интеракивного обучения
Диалог – форма взаимной
деятельности учителей и учащихся с учётом их индивидуальностей, своеобразия воззрений
и отношений с миром; возможность взаимодействия друг с другом, предполагающая:
равенство позиций участников, уважение и доверие друг к другу;
готовность принимать позицию другого человека;
особую атмосферу, способствующую искренности в выражении мыслей и чувств.
Диалог – столкновение различных точек зрения, требующее овладения учащимися нормами группового поведения.
Слайд 7Формы презентации групповых решений:
Совместно-индивидуальная форма ( каждая группа представляет итог
своей деятельности; решения обсуждаются, выбирается лучшее);
Совместно-последовательная форма (результат деятельности каждой
группы становится, по принципу мозаики, определённой ступенькой к решению общей проблемы).
Слайд 8Рефлексия прошедшего занятия
Удалось ли группе выполнить задание?
Легко ли работать в
группе?
Кто ощущал себя некомфортно и почему?
Всегда ли прав тот, кто
берёт на себя руководящую роль в группе?
К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться?
Что испытывает человек, которому не дают высказаться?
Что помогает и что мешает общей работе?
Какова должна быть помощь учителя?
Что приобретаешь в совместной работе?
Слайд 9Формирование коммуникативного пространства
Единицы измерения коммуникативного пространства – коммуникативные стратегии –
КС - (определённые типы действий учащихся по достижению понимания в
учебном диалоге).
Слайд 10Ядро диалога – коммуникативные стратегии понимания
Базовые:
КС – развитие (наличие различных
точек зрения, их согласование, синтезирование)
КС – толкование (тезис затемнён, но
ценностно значим, а последующие высказывания его истолковывают)
КС – переоформление (процесс смыслообразования связан с поиском новой, точной формы для выражения исходного смысла)
КС – отрицание (по отношению к исходному тезису разворачивается антитезис и приводится аргументация к нему)
КС – применение (исходное высказывание, выражающее общее, целое, применяется к новому (частному) случаю)
Вариативные:
КС – оценивание (высказывается оценка по отношению к чужому, положительная или отрицательная)
КС – переопределение (известное понятие определяется заново, строится на основе новых различительных признаков)
КС – комментирование (предметом обсуждения становится какой-либо частный, второстепенный компонент исходного высказывания, подвергающийся комментированию)
Слайд 12Подготовка к сочинению –рассуждению.
Урок – диалог.
О памяти
Слайд 13Цели урока:
создание текста в форме рассуждения на основе прочитанного текста.
умение
использовать диалоговые формы общения в их многообразии.
Слайд 14Подготовка к диалогу
Предварительно учащиеся разбиваются на группы по желанию.
В
каждой группе выбирается ответственный, берущий на себя руководящую роль.
Обсуждение происходит
коллективно в каждой группе.
Слайд 15Работа с раздаточным материалом
Определите типы речи в следующих примерах. Докажите
принадлежность к определённому типу речи.
Прочитайте текст и выполните задания 1–5.
1)
Сколько на российских просторах раскидано больших и маленьких селений. 2) И у каждого из них есть свое лицо, своя история. 3) Редко найдешь в печатных источниках или в памяти народной год рождения той или иной деревеньки. 4) Иногда лишь летописная строка или старинная книжка донесет до нас из глубины веков имя основателя или интересное событие, котоpoe произошло в этом селе. 5) И мы часами размышляем о прошлой жизни, пытаемся найти в ней для себя что-то нужное нам сегодня. 6) Что мы там ищем? 7) Свою родословную? 8) Истоки народного характера? 9) Что бы мы ни искали, ясно одно: без памяти не прожить.
(По И. Васильеву)
такое рассуждение?
Запись в тетрадь. Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение
и подтверждение какой-либо мысли.
-Из каких частей состоит рассуждение?
1. Тезис – это точно сформулированная мысль.
Определите, в каких предложениях находится тезис в предложенном тесте?
Слайд 172. Основная часть: доказательства или аргументы.
-Как автор доказывает свою точку
зрения? Если вам трудно, то попробуйте задать вопрос к тезису
«Почему?»
При выражении своей точки зрения примените ПОПС-формулу.
Справка.
ПОПС – формула –
П – позиция (в чём заключатся ваша точка зрения) – я считаю, что…
О - обоснование (на чём вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) - …потому, что…
П – пример ( факты, иллюстрирующие ваш довод) - …например…
С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) - …поэтому…
Слайд 18Какие аргументы из предложенных показались вам более грамотными, существенными?
С чем
вы могли бы поспорить?
Предложите свою точку зрения на выраженную позицию.
Слайд 193. Заключительная часть рассуждения – это вывод. Но вывода в
тексте может и не быть. Тогда рассуждение будет неполным.
Здесь
есть вывод?
К какому стилю речи относится данный текст? Воспользуйтесь таблицей «Стили речи».
Обоснуйте свою точку зрения.
Поправьте других участников диалога, если возникнет необходимость.
Тестовое задание
к тексту
1. В каком предложении заключена основная мысль этого текста?
1) в 1-м 2) во 2-м
3) в 5-м 4) в 9-м
2. К какому стилю речи относится текст?
1) к научному
2) к разговорному
3) к публицистическому
4) к деловому
3. Каков тип речи текста?
1) повествование
2) рассуждение
3) повествование с элементами рассуждения
4) описание
4. С помощью каких языковых средств связаны 3 и 4-е предложения?
1) наречие и частица
2) лексический повтор и местоимение
3) синоним и частица
4) указательное местоимение и наречие
5. Какое из перечисленных языковых средств не используется в этом тексте?
1) вопросительные предложения
2) однородные члены
3) антоним
4) сравнение
Слайд 22 Где автор использует вопросительные предложения?
– В каких предложениях
автор использует однородные члены предложения?
– В каком предложении используются
антонимы?
– Здесь нет сравнения. Но метафора основана на сравнении. Попробуйте построить первое предложение так, чтобы в нем использовалось сравнение. «История как лицо».
Слайд 23III. Вернемся к первому тестовому заданию.
– Что утверждает автор?
(Без памяти человеку не прожить.)
Основная мысль этого текста и будет
темой нашей творческой работы.
Записываем тезис в тетрадь. Оставьте место для названия работы.
Тезис. Без памяти человеку не прожить.
– Какие доказательства вы могли бы привести? Почему человеку не прожить без памяти?
- Не забывайте применить ПОПС-формулу.
(Прослушивание, комментирование альтернативных мнений, обсуждение.)
Слайд 24Подведём итоги.
Беспамятный человек – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный.
Сохранить, приумножить и передать следующему поколению культурные ценности – задача
каждого из нас.
2. Нужно воспитывать в себе бережное отношение к прошлому с детства. Семейные фотографии, уважение к могилам предков, к труду, к обычаям своего народа помогают нам стать лучше, учат быть добрее.
3. С помощью памяти накапливается добрый опыт. Она не оставляет человека равнодушным к окружающей природе, к близким. Существуют трудовые династии, когда одно предыдущее поколение передает накопленные знания следующему поколению.
Слайд 25– Как бы вы закончили свою работу?
Возможный вариант заключения:
«Принято делить
время на прошлое, настоящее и будущее. Только благодаря памяти прошлое
входит в настоящее, а настоящее затем соединяется с будущим.»
Слайд 26
Многие писатели рассуждают о том, для чего человеку нужна память.
Вам предлагается самим порассуждать об этом.
Удачи!