Слайд 1Ваш ребёнок идёт в школу
Советы и рекомендации
родителям будущих первоклассников.
Слайд 2Критерии готовности к школе:
физическая,
нравственная,
психологическая,
мыслительная.
Слайд 4
Физическая готовность:
Согласно
санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в
общеобразовательных учреждениях»
В первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.
Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.
Слайд 5Анатомо – физиологическая готовность
1. Рост, вес, общее состояние здоровья
2.Анатомо-физиологическая
перестройка организма
3.Качественные и структурные изменения головного мозга
4.Изменения в протекании нервных
процессов
формирование волевых качеств, необходимых
будущему школьнику
( перестраивать своё поведение
Слайд 6Слабые стороны в
Анатомо - физиологической готовности
Быстрое истощение запаса
энергии
Опасность искривления позвоночника
Искривление костей руки
Строгое соблюдение режима дня.
Дозированные нагрузки
Профилактика сколиоза
Слайд 7Оценка биологической зрелости
Зубной возраст – определяется подсчётом числа прорезавшихся коренных
зубов и сопоставлении числа с возрастным стандартом
Мальчики
Слайд 9 Соматическая зрелость
Под школьной зрелостью понимают особую степень морфофункционального развития
детей, которая способно обеспечить комплексное приспособление его организма без ущерба
для здоровья к систематическим учебным занятиям. О школьной зрелости судят по антропометрическим показателям, функциональному состоянию различных органов и систем организма (частота сердечных сокращений, кровяное давление, уровень обмена веществ), по уровню умственной работоспособности, развитию речи, моторики, произвольного внимания.
Коэффициент соматической зрелости (КСЗ) =
обхват головы (в см.) х 100 : рост
Нравственная готовность:
- умение строить
отношения с учителем;
- умение общаться со сверстниками;
- вежливость, сдержанность, послушание.
- отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).
- Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей.
- Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку».
- Надо чаще хвалить своих детей, даже
за малейшие успехи.
Психологическая готовность:
- это твердое
желание учиться, получать знания;
- понимание важности и необходимости учения;
- проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
- это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);
- умение общаться со сверстниками и взрослыми;
(ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
- это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.
-
Слайд 14Интеллектуальная готовность: развитие кругозора, запаса конкретных знаний
общая осведомленность и социально-бытовой
ориентировка;
знания и представления об окружающем мире;
развитие на уровне
возраста основных познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, восприятия;
развитие на уровне возраста временных представлений и взаиморасположении предметов в пространстве
познавательная активность;
оптимальный темп деятельности, работоспособность, умение доводить начатое дело до конца;
интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
развитие мелкой моторики и общей координации движений: тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций
Психологическая готовность:
Развитие школьно-значимых
психологических функций:
развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
-
Развитие школьно-значимых
психологических функций:
развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).
Слайд 17 Мотивационная (личностная)
готовность
внутренняя внешняя
ребёнок хочет идти в школу, у ребёнка появится
потому что там интересно ранец, тетради, учебники
(он хочет много узнать) и т.д.
социальная позиция школьника
Слайд 18Волевая готовность
ребенок способен поставить цель;
принять решение;
наметить план действия,
исполнить его;
проявить определенные усилия в случае
преодоления препятствия;
оценить
результат своего действия
формируются поступки
Слайд 19Коммуникативная готовность
социальная приспособленность;
- умение делиться вещами;
-
умение дать и принять, получить удовольствие от совместной игры,
- понимать другого и считаться с ним;
-знать принятые в школе нормы и соответствовать им;
-понимать, что в школе разные правила;
- понимать, что с учителем разговаривают иначе, чем с товарищем;
- способность контролировать желания, гнев;
- умение работать в коллективе (взаимодействие и соревнование)
ребенок должен понять отличие между правилами и нормами, знакомыми ему по дому и детсаду, и школьными, и научиться принимать эти изменения
Слайд 20 Коммуникативная готовность
общение со взрослыми
общение со сверстниками
уметь общаться со -
уметь договариваться;
взрослым собеседником - уметь кооперироваться
(осознание контекста - спокойно чувствовать
общения) себя в условиях конкуренции
Слайд 22Речевая готовность
уметь общаться в диалоге,
уметь задавать вопросы,
отвечать на
вопросы,
иметь навык пересказа
обладать довольно обширным словарем,
обладать основами грамматического строя речи,
обладать связным высказыванием,
обладать элементами монологической речи
чистота произношения
Слайд 23Эмоциональная готовность
- соответствие требованиям школы;
- умение
принимать критику, соревнование, давление;
- способность ребенка познать
самого себя, свою значимость, переход от зависимости к самостоятельности;
- развитие уверенности в себе, веры ребенка в то, что он сможет справиться в школе;
- пониманию своего места среди других: другой тоже хочет и имеет право;
- стремление к успехам, развитие уровня желаний, умение принимать удачи и неудачи на пути к исполнению желаний;
- умение откладывать исполнение желания без чувства неудовлетворенности и унижения;
- умение преодолевать отчаяние, проблемы и разочарования и продолжать учиться;
- способность принимать авторитет, выполнять указания с позитивным чувством.
Слайд 24Педагогическая готовность
Знает буквы
Различает звуки на слух
Большой
запас слов 3000 - 3.500
Считает в пределах 10
Имеет
элементарный запас знаний по математике
Хорошо подготовленной к письму рукой
Умеет правильно держать ручку, карандаш
Обладает навыком рисования карандашом
Умеет обращаться со школьными принадлежностями
Умеет приготовиться к уроку
Обладает элементарными навыками самообслуживания (умеет самостоятельно переодеться, знает, где его вещи).
Аккуратен в одежде
Воспитанный
Мыслительная готовность:
Наиболее важные показатели — это развитие
мышления и речи.
Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова:«потому, что»; «если, то»; «поэтому».
Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».
Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.
Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.
Важен не объем знаний ребенка, а качество
знаний:
Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.
Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.
Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.
Важен не объем знаний ребенка, а качество
знаний:
Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.
Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.
Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!
Перед школой и во время учёбы проверяйте зрение и слух ребёнка.
Подготовка к письму:
Ручку ребёнок должен брать
правильно и разогретыми пальцами. Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см - это основной принцип нашего письменного алфавита. Запомните, дети также устают от этих занятий, как и от чтения.
Подготовка к математике:
Успешность в этом предмете
зависит от освоения и умения двигаться в трёхмерном пространстве. Поэтому помогите ребёнку свободно владеть такими понятиями: "вверх-вниз", "вправо-влево", "прямо, по кругу, наискосок", "больше-меньше", "старше-моложе", "горизонтально-вертикально" и т.д., объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счётом в пределах 10.
Слайд 30Кризис ребенка 7 лет
7 лет – сложный период в жизни
ребёнка. Это время, когда ломаются все его стереотипы, все его
представления о мире, формировавшиеся всё раннее детство. Происходит смена всей жизни: игровая деятельность сменяется на учебную, постоянно присутствующие рядом родители или воспитатели в детском саду – на строгих учителей, свободный режим дня – на жёстко определённый. Всё это выливается в кризис ребенка 7 лет, что, конечно, влечёт за собой определённые последствия. Что же такое кризис ребенка 7 лет и каковы его последствия?
Суть и симптомы кризиса ребенка 7 лет
Несмотря на то, что кризисные моменты ребенка всегда замечаются родителями, кризис 7 лет порой проходит тихо и незаметно. Многие родители, несмотря на то, что хорошо запоминают кризисы 3-х лет, или переходного возраста, кризис 7 лет отмечают как спокойный. Но не всем так везёт. Те родители, чей ребенок всё-таки более сложно переносит кризис 7 лет, отмечают появление беспокойства, нервозности, замкнутости, скрытности своего чада. Это связано с тем, что жизнь ребенка разделяется на внутреннюю
(психологическую) и внешнюю. Теперь импульсивных
действий становится меньше, потому что устанавливается
более чёткая связь между внутренней мотивацией и
поступками ребенка. Другими словами, во время кризиса
7 лет в действиях ребенка появляется некая смысловая
ориентировка, и ему вне зависимости от своих желаний
приходится стать взрослее.
Слайд 31Кризис ребенка 7 лет
Иным становится и отношение ребенка к взрослым.
Если раньше он вел себя примерно одинаково как с родными
и знакомыми, так и с чужими людьми, не разделяя их для себя, то сейчас он уже может строго разделить, кто свой, а кто чужой, и скорректировать своё поведения по отношению к разным людям, а также создать различное представление о разных людях.
Ещё одним симптомом начала кризиса 7 лет является хитрость как нарушение привычных установлений или требований родителей в скрытой форме и намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь некоторую выгоду для себя. Это, как правило, носит игровой характер и является шуткой, а не серьёзным проступком. Например, вместо мытья рук перед едой ребенок или вообще не моет их, или идет в ванную, проводит там некоторое время, затем выходит к столу, так и не вымыв рук. Может также поиграть с водой и выйти с мокрыми (но грязными) руками, демонстративно показывая их матери. Если мать упрекает его за это, он говорит, что забыл, возвращается в ванную и моет руки. Если у малыша есть братья или сестры – эта хитрость
часто, прежде всего, направлена на взаимоотношения с ними,
а потом уже на взаимоотношения с родителями.
Слайд 32ЧТО ДЕЛАТЬ?
- «включая» тон приказа и назидания по отношению к ребенку
в этом возрасте, Вы ровным счетом ничего не добьетесь в
деле налаживания взаимоотношений со своим ребенком;
- если Вы чувствуете, что скандалы с ребенком становятся все чаще и чаще - отдохните друг от друга;
- сохраняйте большую долю оптимизма и юмора в общении с ребенком;
- старайтесь всегда позитивно оценивать своего ребенка – и его самого как личность, и его поступки. Если Вы указываете на ошибки ребенка, проанализируйте вместе причины этих ошибок и обсудите способы по их исправлению и выразите уверенность, что у него всё получится;
- старайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него;
- придумывайте для детей специальные задания, игры-задания, различные поручения, «свои» дела. Занимайте их продуктивными видами деятельности - делайте с ними различные поделки, оценивайте результаты, хвалите их. Во время занятий делайте больше пауз, направленных на смену видов деятельности: например, физкультминутка, музыкальный перерыв;
-
Слайд 33ЧТО ДЕЛАТЬ?
Давайте ребенку больше заданий, связанных с развитием творческой инициативы,
воображения и фантазии. Это будет стимулировать знаковую функцию – важнейшую
предпосылку перехода к учебной деятельности;
в общении с ребенком не забывайте о тихих беседах перед сном, вечерних разговорах, обсуждениях дневных событий. Старайтесь проявлять внимание к внутреннему миру ребенка, разговаривать с ним, как со взрослым;
если ребенок капризничает, не надо вступать с ним в пререкания, навязывать своё мнение, угрожать наказаниями. Лучше взять тайм-аут и на время прекратить общение, а потом просто не вспоминать о произошедшем
. Полезно создавать такие ситуации, где хорошее поведение было бы самоцелью (устроить «день послушания» и провести его без единого замечания, «день добрых дел», «день вежливости» и др.). Можно завести «тетрадь по поведению», где в 2 колонки разным цветом записывались бы плохие и хорошие поступки за неделю, а в конце недели подводить итоги.
Но эту тетрадь ни в коем случае нельзя использовать, чтобы шантажировать
ребенка;
полезными будут задания, направленные на формирование
самостоятельности, умений принимать решения, самоконтроля.
Слайд 35 Готовность родителей
- все время поддерживать ребенка;
- научиться сопереживать с ребёнком тяжёлые моменты;
- удержаться
от замечаний и претензий;
-относится к ребёнку крайне деликатно;
-много разговаривать, искренне интересоваться мыслями маленького школьника, его чувствами, а не только тем, сделал ли он уроки и что ел на обед;
- относится с уважением к педагогу
все сложности ребенок сможет преодолеть
достаточно быстро и легко
ЗАПОМНИТЕ:
При подготовке к школе вы должны
оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя!
Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.
Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!).
Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.
Слайд 37Относитесь всегда к учителю уважительно, особенно проявляйте это в присутствии
своих детей, не говорите резко об ошибках педагогов, хотя они
склонны ошибаться, как и все люди. Не сравнивайте предыдущего учителя с настоящим.
Цените желание учителя сообщить Вам что-то новое и важное о ребенке.
Не забывайте, что до 95% педагогов - женщины, а они требуют деликатности, сдержанности и внимания.
Постарайтесь увидеть в учителе своего союзника, понять его озабоченность делами Вашего ребенка, разделяйте степень высокой ответственности, которую он несет на себе.
Терпеливо выслушивайте педагога, не стесняйтесь и не бойтесь задавать любые вопросы, чтобы исключить недомолвки и неясности. Чем больше Вы будете знать, тем легче будет общаться.
КАК СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ С УЧИТЕЛЕМ
Слайд 38КАК СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ С УЧИТЕЛЕМ
Не сердитесь, если в речи педагога
уловите поучительный тон: это профессиональная привычка многих людей, работающих с
детьми.
Не избегайте общения с педагогом, даже если он Вам не очень нравится, чаще пользуйтесь телефоном, проявляйте инициативу в установлении контакта.
Конструктивно принимайте критику в свой адрес: в ней всегда есть моменты, которые обязательно нужно принять к сведению. Если содержание критических замечаний остается прежним, задумайтесь, почему нет изменений.
Не давайте воли эмоциям: когда чувствуете, что их трудно контролировать, представьте себя на месте учителя.
Если у Вас возникают трудности в воспитании ребенка, скажите
об этом педагогу: вместе будет легче.
В1 класс ребёнок должен знать:
Знать свое
имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.
Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.
Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов),уравнивать множество предметов.
Уметь сравнивать группы предметов - больше, меньше или равно.
Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.
В1 класс ребёнок должен
знать:
Уметь находить в группе предметов лишний
(из группы «Одежда» убрать цветок).
Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.
Иметь элементарные представления об о
кружающем мире:о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
Иметь пространственные представления: право-лево,
вверх-вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо.
Уметь культурно общаться с другими детьми.
Слушать старших и выполнять их распоряжения.
Слайд 41Портрет идеального первоклассника
Устойчивое внимание
- Умеющий думать
Умеющий
делать выводы
Умеющий фантазировать
Наблюдательный
Хорошо развита речь,
умение выразить свои мысли
Умеет ориентироваться на пространстве листа бумаги
Настроен на обучение
Готов к серьезной работе
Учится с интересом
Хочет узнавать новое
Любит думать
Аккуратный, бережно обращается со школьными
принадлежностями
Проявляет интерес к самым разнообразным вопросам жизни
Слайд 42Портрет идеального первоклассника
Способен управлять своим поведением - Собранный
Сосредоточен
на выполнении задания не очень интересного, но очень нужного
Умеет
выдерживать напряжение в работе
Способен сделать усилие воли
Способен поставить "надо" выше желания "хочу"
Способен слушать и выполнять требования учителя
Исполнительный , - Усидчивый
Умеющий настроиться на работу, когда это необходимо
Не боится вступать в новый коллектив
Не боится обращаться с вопросами к учителю
Понимает мимику учителя
Умеет слышать интонацию голоса учителя
Дорожит отношением к нему учителя - С чувством дистанции к взрослым
Ответственный за свои поступки
Соблюдающий необходимые нормы приличия
Умеет говорить свободно, не стесняясь
Общительный - Скромный в общении - Эмоционально отзывчивый
Уважающий себя - Уважающий товарищей
Уважающий родителей - Добрый - Отзывчивый к просьбам товарищей
Хорошее состояние здоровья!
Слайд 43Спасибо!
Презентацию подготовила:
Практический – психолог Савченко Виктория Михайловна
Кон. тел. 0506532008