Слайд 1План семинара:
1. Подведение итогов прошлого года.
2. Приоритетные направления в воспитательной
работе на 2016-2017г.
3. Входная диагностика
4. Планирование общешкольных мероприятий на 1
четверть.
Слайд 2ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
«Здоровье» «Взаимодействие»«Нравственность»
«Интеллект»
«Досуг»
«Семья»
Слайд 3I. Направление «Здоровье»
Цель этого направления состоит в том, чтобы
показать ребенку, его семье значимость его физического состояния для будущего
жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.
Задачи: защита, сохранение и развитие здоровья ученика (физическое и психическое здоровье).
Слайд 4Выполняя программу «Здоровье» классный руководитель:
сотрудничает с медицинским персоналом местной поликлинники
для изучения и последующей коррекции с их помощью физического здоровья
учащихся;
сотрудничает с родителями учеников и консультирует учителей-предметников;
использует в работе диагностические методы исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей;
организует просветительскую работу с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри школы, так и вне ее;
организует работу по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом;
формирует у учащихся личностный рост (корректирует мнение о себе и о своем здоровье).
Слайд 5Функции классного руководителя по направлению «Здоровье»
1. Изучение физического и психологического
здоровья учащихся (особенностей развития детей на различных возрастных этапах, отклонения
в здоровье, их влияние на учебную деятельность ученика и его личностное развитие, причины детских недомоганий) и разработка совместно с администрацией школы программ коррекции здоровья детей в учебной и внеучебной деятельности.
2. Изучение различных методик диагностики перегрузки учащихся в учебной деятельности и их влияние на здоровье.
3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических консилиумах и административных советах (санитарно-гигиенические требования к уроку, дозировка классных и домашних заданий, количество времени на выполнение домашних заданий).
4. Проведение совместно с медицинскими работниками просвещения учащихся класса в области личной гигиены, антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяснения последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.
5. Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев, по развитию умений и навыков в экстремальных ситуациях.
6. Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, олимпийские игры и т. д.), которые могут стать в классе традиционными.
7. Тесное сотрудничество с учителями физической культуры и привлечение их к участию в тематических консультациях для детей и родителей по проблеме сохранения физического здоровья детей.
8. Сотрудничество с внешкольными учреждениями по предупреждению детского нездоровья (медицинскими учреждениями; спортивными клубами; секциями; психологическими центрами и т. д.).
Слайд 6II. Направление «Взаимодействие»
Очень важное направление в работе классного руководителя –
это организация взаимодействия в системах:
учитель – ученик;
ученик – ученик;
учитель –
ученик – родитель.
Целью в организации этой работы является передача детям опыта (знаний, умений, навыков) социального общения людей, позитивного и негативного опыта поколений. Помочь понять личностный смысл общения, связанный с изучаемыми конкретными проблемами и жизнью в целом. Под личностным смыслом нужно понимать индивидуализированное отношение к тем объектам, ради которых разворачивается вся деятельность классного руководителя. Мы должны научить ребенка понимать, что восхождение к индивидуальности – это, в первую очередь, выражение и сохранение чести и достоинства субъектов общения.
Слайд 7Для организации работы в данном направлении можно выделить приоритеты:
изучение с
учащимися исторического опыта организации взаимоотношений людей в человеческих сообществах, их
роли и последствий для последующих поколений;
обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере взаимоотношений с помощью организации активных форм деятельности;
обучение умению проявления эмпатии, созданию положительной эмоциональной атмосферы общения, проявлению аналитических и рефлексивных умений во взаимодействии;
организация просвещения и консультирования родителей по проблемам взаимодействия;
обучение детей и родителей активным формам взаимодействия с использованием тренингов общения, встреч, дискуссий, часов общения;
изучение положения каждого ученика в коллективе и его проблем во взаимодействии, организация коррекционной работы по проблеме на материале диагностики;
Слайд 8Функции классного руководителя
по направлению «Взаимодействие»
1. Проведение диагностики взаимоотношений ребенка
в семье, выявление проблемы взаимоотношений и их коррекция.
2. Изучение адаптации
учащихся к школе, классу (при переходе на новую ступень обучения: начальная школа, средние классы, старшая школа).
3. Регулярные диагностические исследования положения учащихся в коллективе; взаимоотношений со сверстниками с последующей коррекцией.
4. Использование игровых форм работы для изучения традиций мирового сообщества по организации взаимодействия и понимания сосуществования различных культурных и мировоззренческих установок
Слайд 9III. Направление «Нравственность»
Развивая у ребенка знания о своих физических качествах,
умение общаться, необходимо также большое внимание уделять развитию нравственных качеств.
Главной
целью этого направления является обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и существования других людей; формирования у учащегося понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли.
Слайд 10Что может сделать классный руководитель, работая в данном направлении?
Развивать желание
знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных
жизненных ситуациях.
Воспитывать умение бороться и выживать в экстренных ситуациях, приводя примеры выживания других людей в подобных ситуациях.
Воспитывать интерес ученика к самому себе, желание самосовершенствоваться.
Развивать волевые качества ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
Сотрудничать с родителями и педагогами в этом направлении.
Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи, умение слушать, смотреть, осознавать и откликаться, делать выводы о самом себе.
Слайд 11Функции классного руководителя
по направлению «Нравственность»
1. Изучение приоритетных жизненных ориентиров
и нравственных ценностей учащихся. Регулярное проведение классных часов на данные
темы на всех возрастных этапах.
2. Изучение ценностного ориентационного единства класса, уровня эксцентричности и т. д.
3. Создание на мероприятиях атмосферы эмоциональной отзывчивости, защищенности, безопасности, позитивной взаимозависимости, взаимной ответственности.
4. Формирование у детей потребности оказания помощи больным и слабым, желания заняться благотворительностью.
Слайд 12IV. Направление «Интеллект»
Очень значимым направлением в работе классного руководителя является
работа по развитию интеллектуальных умений учащихся класса (в широком смысле).
Целью
работы классного руководителя в данном направлении может стать помощь ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально, эффективно проявлять себя в окружающей среде. Главное – определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии.
Слайд 13Как построить работу в этом направлении?
Необходимо изучить особенности учебной деятельности
класса в целом и возможности каждого ученика в частности с
последующей коррекцией.
Совместно с педагогами определить методы, приемы, формы индивидуальной работы с учащимися на уроке и вне урока.
Изучать и влиять на кругозор учащихся, их познавательный интерес, увлечения; использовать результаты изучения при организации внеклассной работы.
Организовать профилактическую и консультативную помощь семье.
Развивать позитивное отношение ученика к собственному интеллектуальному развитию.
Привлекать внешкольные учреждения к сотрудничеству для развития интеллектуальных возможностей учащихся.
Слайд 14Функции классного руководителя
по направлению «Интеллект»
1. Определение причин отставания в
учебной деятельности учащихся.
2. Создание в классе групп для дополнительных занятий
с целью ликвидации пробелов в знаниях.
3. Организация и проведение консультаций-собеседований с учащимися и мини-консилиумов с педагогами по результатам успеваемости.
4. Посещение уроков.
5. Использовать в воспитательной работе диалогические формы обучения (учить высказывать свое мнение, доказывать, аргументировать, отстаивать).
6. Использовать активные формы работы (конкурсы эрудитов, викторины, интеллектуальные игры, игры-путешествия, конференции, защиты проектов, идей, интеллектуальный театр).
7. Сотрудничать с учителями-предметниками для реализации данного направления и создание ситуаций для демонстрации интеллектуальных умений и достижений.
8. Решать проблемы профориентации с учетом их возможностей.
Слайд 15V. Направление «Досуг»
Огромное значение для ребенка имеет степень вовлечения
в жизнь класса.
Цель работы классного руководителя в данном направлении
–это создание ситуаций для добровольного выбора учениками тех форм работы, которые хотелось бы использовать в классе. Главные качества, которые должны развиваться у воспитанников, это инициатива и самостоятельность, ответственность и открытость, искренность.
Слайд 16Классному руководителю необходимо обратить внимание:
На изучение индивидуальных интересов и потребностей
учащихся во внеурочной деятельности.
Помощь и просвещение учащихся при выборе ими
кружков, секций и т. д.
На умение детей радоваться успехам и достижениям, собственным и других людей.
Слайд 17Функции классного руководителя по направлению «Досуг»
1. Изучение потребностей, интересов и
желаний детей в организации и проведении внеклассных мероприятий.
2. Предоставление учащимся
возможности самостоятельно планировать жизнь в классе и отвечать за выполнение этого плана.
3. Предоставление родителям информации о деятельности внешкольных и школьных учреждений; демонстрация родителям достижений детей.
4. Стимуляция инициативы и достижений учащихся во внеклассной деятельности.
Слайд 18VI. Направление «Семья»
Семьи, из которых приходят в школу ученики, неоднородны.
В них различный материальный достаток и культурный уровень. Это влияет
на здоровье ребенка, его психику, на его отношение к учению. Осуществлять воспитательную работу без сотрудничества с семьей невозможно, и когда процесс воспитания ребенка в школе идет вне сотрудничества с семьей, это приводит к печальным результатам.
Цель: привлечение семей учащихся к заинтересованному активному участию в жизни класса, в воспитательном процессе.
Слайд 19Для работы классному руководителю необходимо:
изучать семьи учащихся;
организовать психолого-педагогическое просвещение родителей;
организовывать
совместное проведение досуга детей и родителей;
поощрять личную инициативу родителей, которые
участвуют в жизни класса, школы; демонстрировать ее проявление окружающим.
Слайд 20Функции классного руководителя
по направлению «Семья»
1. Изучение семей своих учеников (стили
семейного воспитания; положение детей в семье; условия жизни и т.
д.).
2. Регулярное проведение родительских собраний, темы которых планируются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, специфических проблем класса, задач школы.
3. Проведение индивидуальных бесед с учетом назревшей необходимости.
4. Привлечение родителей учеников класса к сотрудничеству по всем направлениям деятельности классного руководителя.
5. Организация взаимного творчества детей и родителей.
Для реализации такого подхода (то есть по различным направлениям) изучение личности учащихся и ученических коллективов должно проходить в соответствии со следующими требованиями, которые определяются с одной стороны основными общепсихологическими принципами, с другой – конкретными условиями учебно-воспитательного процесса.
Слайд 211. Изучение должно быть направлено на выявление особенностей процесса психологического
развития каждого ученика.
2. Оценка результатов диагностики производится путем сопоставления этих
результатов с результатами предыдущих диагностических проверок того же ученика с целью установления динамики в развитии.
3. Изучение важно не само по себе, а должно быть направлено на решение определенной педагогической задачи.
4. Изучение должно быть комплексным и охватывать все основные стороны психического развития ученика.
5. Изучение индивидуальных особенностей должно осуществляться с учетом возрастных особенностей.
6. Исследование должно проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.
7. Диагностика должна охватывать всех учащихся; проводиться систематически.