© Г. С. Вараксин, 2009
© Пермский краевой институт повышения квалификации работников образования, 2009
МУД
Файловая структура
У
И
Т
М
К
Информационный
блок
И
У
Т
К
У
Структура модуля.
Универсальный
интерфейс
(MS PowerPoint)
Исполнительский
блок
Блок контроля
знаний и умений
Средства
мониторинга
и анализа
ТВ
МТ
КР
ЗД
УП
ЛБ
КВ
ПТ
КР
ЗД
ПЗ
ТЗ
ИС
МС
СШ
СМ
МТК
МСА
ИС. Проектирование интерактивных учебных ресурсов (стр. 3)
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
УЧЕБНАЯ СРЕДА
И
М
Т
БК
ДУ
ДП
СЛ
МП
СК
ДМ
КВ
ПТ
КР
ПЧ
ЗД
УП
КВ
ПТ
КР
ПЧ
СЛ
?
◉
W W W
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Модульные единицы
Обучающий модуль
БЛОК УПРАВЛЕНИЯ
Знания
Умения
ПТ
КВ
ЗД
ЛБ
ПЗ
КЛ
МСА
ОК
ДК
УЭ
СЛ
МТК
КЛА
ИС 1. Разработка УМК на печатной основе (стр. 6)
7
ИС 2
Пример оптимизации и привязки
электронного бланка МУД
к теме обучающего модуля
СМ
СЛ
МП
СК
АУД
МСА
СШ
ВК
млн
экз
КР
ПЗ
СЛ
ПТ
ПЧ
КВ
МТ3
МТ4
МТ5
ПТ
КР
УП
ТВ
MSw
1 Название модульной единицы
2
3
4
5
6
7
8
9
11
10
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
НАЗВАНИЕ ОБУЧАЮЩЕГО МОДУЛЯ
ИС
КВ
СМ
СЛ
МП
СК
АУД
МСА
МЛН
КР
✍
?
?
В
MSw
СЛ
КУРС АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
КВ
?
П
Введение в аутотренинг
Возможности психической саморегуляции
Аутотренинг и здоровье
Аутотренинг в спорте
Аутотренинг в бизнесе и профессиональной деятельности
Аутотренинг в образовании
Аутотренинг и личностное развитие
Аутогенная тренировка. Учебный курс
Вводный урок. Подготовительные упражнения
Второй урок. Тепло в руках
Первый урок. Покой. Расслабление
Третий урок. Тепло во всем теле
Четвертый урок. Тепло в солнечном сплетении
Пятый урок. Дыхание
Заключение
Общие принципы практического применения ПСР
Упражнения на развитие внимания
Шестой урок. Прохлада лба
9
Алгоритм оптимизации и привязки интерактивной матрицы учебных действий (МУД) к содержанию и структуре модуля
Ввод в левую часть таблицы МУД иерархического списка модульных единиц (источник – СК).
Удаление неиспользуемых строк таблицы в нижней части МУД, растягивание таблицы по вертикали.
Определение необходимого перечня типов учебных ресурсов в составе модуля для изучения модульных единиц (например: ИС, СШ, СЛ, ТВ, МТ, КР, УП). Можно добавить новые типы ресурсов в матрицу по своему усмотрению с учетом конкретного содержания модуля.
Удаление неиспользуемых столбцов матрицы, растягивание таблицы по горизонтали.
Определение необходимых учебных ресурсов для организации образовательного процесса на уровне модуля (элементы блока управления и контроля, например: СМ, МСА, ПТ, КВ, КР, ПЗ).
Установка недостающих внешних гиперссылок, настройка всплывающих подсказок для связи элементов управления с файловой структурой модуля.
В инструментальной среде педагогического назначения интерактивная модель МАТРИЦА УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ является системной управляющей структурой, в которой к каждой ячейке привязана внешняя гиперссылка на инструментальное средство, необходимое для создания учебного материала с определенными функциями. В исходном варианте в составе инструментальной среды матрица дает возможность включить в структуру модуля до 33 модульных единиц (предусмотрено 33 строки таблицы). Как правило, проектируемый модуль имеет менее 33 фрагментов учебной информации (модульных единиц), поэтому до начала работы необходима привязка матрицы учебных действий к содержанию и структуре модуля. Кроме того, планируемая структура учебных действий и соответствующих ресурсов для обеспечения учебной работы может отличаться от того, что предусмотрено в универсальной инструментальной среде. Поэтому требуется привязка матрицы учебных действий к образовательным маршрутам, которые определяются содержанием обучающего модуля.
Учебная среда
ТВ
МТ3
МТ5
МТ4
ПТ
КР
ЗД
УП
ЛБ
Т_тренировка
И_информация
ИС
ВК
МС
СШ
М_обработка
СЛ
КВ
ПЧ
ПТ
КР
К_контроль
КВ
ПТ
КР
ЗД
ПЗ
ТЗ
У_управление
АУД
СМ
МСА
МТК
СЛ
СК
МП
ИС 2. Оптимизация матрицы учебных действий и привязка этой формы к структуре обучающего модуля (стр. 8)
11
Удаление избыточных неиспользуемых файлов в файловой структуре инструментальной среды педагогического назначения по результатам оптимизации матрицы учебных действий (МУД)
Файловая структура инструментальной среды педагогического назначения является избыточной, так как включает в себя все необходимые файлы шаблонов, форм, фреймов, электронных бланков, отражающие набор ячеек в универсальной матрице учебных действий, которая до оптимизации и привязки к структуре модуля также является избыточной. Все ячейки матрицы учебных действий в инструментальной среде связаны гиперссылками с соответствующими файлами в файловой структуре, при этом имена файлов назначены таким образом, что дают информацию о том, к какой ячейке матрицы они относятся. Файловая структура инструментальной среды – это совокупность папок, каждая из которых включает в себя ресурсы с определенными учебными функциями (папки «И_информация», «Т_тренировка», «М_обработка», «К_контроль», «У_управление»). Внутри этих папок предусмотрены папки, соответствующие полям матрицы учебных действий (например, внутри папки «И_информация» подготовлены папки с ресурсами «ИС_интерактивные слайды», «СШ_слайд_шоу», «ВК_видеоклипы», «МС_меню_слайды»). Если открыть одну из папок (например, папку ИС), то можно увидеть в ней 33 файла – ИС_01, ИС_02, ИС_03 . . . ИС_33. Количество файлов в папке соответствует количеству строк матрицы учебных действий (МУД). Так организована файловая структура инструментальной среды педагогического назначения, подготовленной на основе использования пакета программ MS Office.
После оптимизации матрицы учебных действий и привязки этой модели к структуре обучающего модуля необходимо удалить неиспользуемые файлы из файловой структуры инструментальной среды (привести файловую структуру в соответствие с оптимизированной матрицей учебных действий). Выполнить эту часть работы несложно, так как названия файлов соответствуют структуре таблицы МУД. Необходимо вручную последовательно открыть все папки в файловой структуре инструментальной среды, выделить неиспользуемые файлы и удалить их.
Del
00
01
02
03
?
3. Привязка к объектам
слайда 00
всплывающих подсказок
и гиперссылок
4. Копирование схемы
из слайда 00 на слайд 01
заголовок
01
5. Понижение графической плотности
объектов схемы на слайде 01
6. Копирование схемы
из слайда 01
на слайды 02 и 03
02
03
7. Графическое
акцентирование
объектов схемы
ИС. Цикл проектирования интерактивных ресурсов в составе модуля (стр. 4)
13
5. Графическое акцентирование ярлыков
на вторичных слайдах. Возвратные ссылки
00
Ярлык 1
Ярлык 2
Ярлык 3
. . . . . . . .
00
Ярлык 1
Ярлык 2
Ярлык 3
. . . . . . . .
3. Привязка к ярлыкам
всплывающих подсказок
00
02
03
01
11
12
Ярлык 1
Ярлык 2
Ярлык 3
Ярлык 1
Ярлык 2
Ярлык 3
Ярлык 1
Ярлык 2
Ярлык 3
6. Ввод учебной информации
03
02
01
00
текст
графика, тезисы
ИС 3. Цикл проектирования когнитивного интерактивного слайда (стр. 12)
2. Удаление слайдов
00
01
02
04
03
05
06
07
09
08
31
32
33
. . . . . . . . . . . . . . . . .
Del
34
00
01
02
03
04
05
3. Всплывающие подсказки
4. Копирование панели навигации из слайда 00
на вторичные информационные слайды
02
03
01
05
04
5. Графическое акцентирование ярлыков
на вторичных слайдах. Возвратные ссылки
01
02
03
04
05
17
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
Ответ 1
Вопрос 1
Поле для ввода
ответа учащегося
Контрольный
ответ
ИС. Цикл проектирования интерактивных ресурсов в составе модуля (стр. 4)
19
ИС. Проектирование интерактивных учебных ресурсов (стр. 3)
Разработка пакета интерактивных тренировочных вопросов сводится к наполнению электронного шаблона «ТВ» в формате PowerPoint. Каждый файл «ТВ» соответствует одной модульной единице, представленной когнитивной опорной схемой в составе обучающего модуля. Содержательные материалы для наполнения интерактивного шаблона можно просто перенести через буфер обмена из учебно-методического комплекта на печатной основе. При этом надо иметь в виду, что интерактивный шаблон дает возможность дополнительно присоединять к тексту тренировочного вопроса объекты мультимедиа и встраивать кнопки помощи для вызова учебной информации из ресурсов файловой структуры учебной среды.
Ввод с клавиатуры
текста вопроса
Ввод с клавиатуры вариантов ответов
ИС 5. Разработка интерактивного пакета тренировочных вопросов (стр. 18)
Вопрос № 3
4
3
1
Алгоритм подготовки адаптивного тренировочного теста на примере шаблона МТ3
Подготовить 7 тестовых вопросов, соответствующих содержанию модульной единицы, для ввода в интерактивный шаблон теста, учитывая следующее: для обеспечения адаптивности требуется один вопрос уровня сложности «1», один вопрос уровня сложности «2», три вопроса уровня сложности «3», один вопрос уровня сложности «4», один вопрос уровня сложности «5».
Последовательно с клавиатуры ввести в слайды шаблона вопросы и ответы в предусмотренные для этого поля, заменив при этом существующие пояснительные тексты. Для того чтобы ввести информацию в текстовое поле, необходимо выполнить два шага:
Выделить с помощью курсора мыши существующий пояснительный текст в поле для вопроса (ответа).
Ввести с клавиатуры новый текст вопроса (ответа).
Рекомендуется выбрать одну гарнитуру шрифта для ввода текстовой информации в электронные бланки шаблона теста. Допускается использование двух стилей – один для ввода вопросов, другой – для ответов.
Шаблон допускает возможность модифицировать в небольших пределах интерфейс слайдов адаптивного теста:
Изменять размеры полей для текстов вопросов и ответов, подстраивая их к содержанию тестового задания.
Вставлять в слайды объекты мультимедиа, привязывая их к вопросам или ответам.
На слайдах с результатами выполнения тренировочного теста изменять или заменять графические изображения, добавлять звуковые эффекты и анимацию.
Добавлять на слайды вопросов кнопки помощи, к которым могут быть привязаны гиперссылки для вызова учебных ресурсов из файловой структуры учебной среды.
ИС. Проектирование интерактивных учебных ресурсов (стр. 3)
ИС 5.1 Разработка интерактивного пакета тренировочных вопросов (стр. 20)
ИС 5. Разработка интерактивного пакета тренировочных вопросов (стр. 18)
Работа со словарем
Форма решетки
Форма решетки
Изображение
решетки
Снять
симметрию
Создание новой папки
Алгоритм подготовки тренировочного кроссворда с помощью программы «Кроссворд»
Подготовка эскиза кроссворда на бумаге. Запуск программы (файл Cwd).
Работа со словарем (Меню \ Кроссворд \ Словарь). Проверка наличия слов из кроссворда в базе словаря. При необходимости добавить в словарь недостающие термины.
Формирование решетки кроссворда (Меню \ Кроссворд \ Решетка). Отключение режима симметрии с помощью кнопки «Симметрия». Изменение размера прямоугольника и приведение его в соответствие с эскизом кроссворда курсором мыши, который на краю принимает вид двунаправленной стрелки. Курсором мыши изобразить решетку кроссворда на поле прямоугольника (левая кнопка мыши – закрашивание клетки, правая – стирание).
Сохранение решетки кроссворда в хранилище решеток. Нажать кнопку «Сохранить», появится новое окно с изображением хранилища решетки. Выбрать одну из свободных ячеек хранилища и двойным щелчком левой кнопкой мыши внести в нее изображение решетки. Нажать кнопку «ОК» (в нижней части окна).
Составление кроссворда (Меню \ Кроссворд \ Составить). Открывается окно с изображением хранилища решеток, в котором необходимо выбрать нужную решетку кроссворда. Выделить эту ячейку курсором мыши и нажать кнопку «ОК». Решетка кроссворда будет автоматически заполнена словами. Это промежуточный вариант. Результат требуется сохранить в файле, для чего необходимо навести курсор мыши на кроссворд, составленный компьютером, щелкнуть левой кнопкой и следовать инструкциям.
Доработка кроссворда (Меню \ Кроссворд \ Доработать). В окне с изображением кроссворда в режиме доработки можно заменить слова, внесенные компьютером (п. 5), на слова, соответствующие эскизу кроссворда (п. 1). Выполнение этого действия производится через контекстное меню. В конце работы нажать «Enter» и сохранить изменения.
23
Графический
объект
Контрольный вопрос № 1
Информационная единица
Обучающий модуль
Поле для ввода ответа на вопрос
(для учащихся)
Поле для ввода текста вопроса
(для преподавателя)
Пакет контрольных вопросов открытого типа дает возможность эффективно проверить уровень компетентности учащихся после изучения модуля. Контрольные вопросы дают возможность организовать проверку знаний и умений учащихся на разных уровнях усвоения. Уровень усвоения определяется тем, как сформулированы контрольные вопросы. Для каждого уровня усвоения (мобильность знания, гибкость метода, критичность мышления) предусмотрены различные примеры речевых конструкций и формулировок. В пакете предлагается 30 тестовых заданий.
Очистка тестовой базы
ИС 6. Подготовка пакета контрольных вопросов открытого типа (стр. 24)
Подготовка тестовой базы (50 – 100 вопросов или более). Структурирование вопросов по уровню сложности и разделение их на 15 групп (эту работу можно выполнить с помощью компьютера в программе MS Word).
Ввод тестовых заданий в базу теста. Открыть файл «gedit.exe», появится плавающее окно «Редактор вопросов для игры ”Кто хочет стать миллионером”». В этом окне можно переключать сумму денег, для которой необходимо ввести тестовые вопросы. Для выбранной суммы (уровня сложности заданий) в строках ввода необходимо набрать с клавиатуры или вставить через буфер обмена тексты вопросов и ответов. Переключение строк ввода производится с помощью левой кнопки мыши. Для указания правильного ответа с правой стороны окна предусмотрены радиокнопки. Для продолжения ввода тестовых заданий необходимо нажать кнопку «Добавить» в нижней части окна.
Очистка тестовой базы от вопросов и редактирование тестовых заданий с помощью программы «Блокнот». Все вопросы хранятся в папке «Questions» в 15 текстовых файлах. Каждый файл можно открыть с помощью программы «Блокнот» и произвести необходимые действия в этой среде: ввод новых тестовых заданий, редактирование существующих тестовых вопросов и удаление ненужных записей. После изменения файла его необходимо сохранить. Сохранение будет возможно, если тестовая программа находится в памяти компьютера и сняты атрибуты «только чтение» с файлов.
Новый вопрос
Редактор теста
Новый ответ
Текст вопроса
Изображение
Ответы
Добавить вопрос
Текст ответа
Правильный ответ
Редактор теста
Текст вопроса
Изображение
Ответы
Добавить вопрос
Текст ответа
Правильный ответ
Вопрос 3
Вопрос 2
Вопрос 1
Ответ 1
Файл Действие Помощь
Название теста
✓
Ответ 2
Ответ 3
Открыть редактор тестов (файл «LocalEditor»). Окно редактора состоит из трех функциональных блоков:
«текст вопроса» – в это поле разработчик теста вводит с клавиатуры или через буфер обмена тексты вопросов в диалоговых плавающих окнах;
«ответы» – поле для ввода серии ответов для каждого выделенного вопроса (с клавиатуры или через буфер обмена в диалоговых плавающих окнах);
«изображение» – привязка к выделенному вопросу графического изображения из файла.
Ввод новых вопросов.
Редактирование текстов вопросов.
Привязка к выделенному вопросу графического изображения.
Ввод серии ответов для выделенного вопроса.
Редактирование ответов.
Сохранение контрольного теста.
Вставить слово:
Словарь
Редактируемый файл:cros.vcb
F2: Запись F3: Вставка F4: Замена F5: Считывание F6: Удаление F10: Выход
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
C : \ >
C : \ > vc
Открыть папку
«dosprog»
Запуск
программы – эмулятора
(файл «dosbox»)
Подготовка файловой структуры с шаблонами в среде эмулятора для создания кроссвордов в предметной области модульного учебного курса (для каждого модуля предусмотреть шаблон). Например, для курса «Информатика и ИКТ» файловая структура может быть организована в папке «cross», в которую вложены папки-шаблоны с именами, отражающими содержание обучающих модулей (IN, SS, ML, SM, PK, PO, TR, GR, ET, BD, ST). Все имена папок и файлов должны соответствовать требованиям операционной системы MS DOS (можно использовать только латинские буквы и цифры, длина имени не более 8 знаков). В каждой папке-шаблоне должен быть одинаковый набор файлов для конструирования и генерации кроссворда (cr.pic, cros.exe, cros.vcb, edit.exe). Необходимый набор файлов хранится в папке «cros_red». Эти файлы следует скопировать в папки-шаблоны.
Запуск программы – эмулятора (файл «dosbox»). Включится черный экран в режиме MS DOS с командной строкой (C: \ >_ ). С этого момента не следует пользоваться манипулятором «мышь», все управление программой только с клавиатуры. Можно включить полноэкранный режим отображения ([Alt]-[Enter]).
Запуск программы Volkov Commander (ввод с клавиатуры команды [v][c], затем [Enter]). На экране появятся две панели управления папками и файлами. Имена папок представлены прописными буквами, имена файлов – строчными. Выделение папок и файлов производится курсорными клавишами на клавиатуре. Нажатие клавиши [Enter] открывает выделенную папку или запускает выделенный файл. Выделение самой верхней строки с двумя точками и нажатие клавишы [Enter] закрывают открытую папку.
Подготовка кроссворда с помощью программы «edit.exe». Открыть папку-шаблон, подготовленную для создания кроссворда (выделить курсорными клавишами, затем [Enter]). Запустить программу редактирования «edit.exe». Откроется заставка. Нажать клавишу [пробел] на клавиатуре и в строке ввода набрать имя файла [c][r][o][s][.][v][c][b], затем нажать клавишу [Enter]. Откроется окно словаря, в которое можно ввести до 60 терминов. Цикл ввода нового слова в базу словаря включает в себя следующие действия: [F3](вставка) → [Ctrl] (для включения русского алфавита) → ввод слова в строку ввода → [Enter] → ввод значения слова (определение) → [Esc]. После ввода всех слов в базу словаря закрыть программу «edit.exe»: [F2] → [Ctrl] (включение режима LAT) → ввод [c][r][o][s][.][v][c][b] → ввод количества слов в кроссворде → [Enter] → [F10] (выход) → [Enter]. Перед тестированием файл «edit.exe» необходимо удалить из папки с готовым кроссвордом. Генерация индивидуального варианта контрольного кроссворда происходит при каждом запуске файла «cros.exe».
31
ИС. Цикл проектирования интерактивных ресурсов в составе модуля (стр. 4)
ИС 7.1
Выделенные ячейки – это поля таблицы для ввода данных самомониторинга по результатам выполнения нормированных учебных действий в составе модульной единицы. Остальные ячейки защищены паролем и доступны только преподавателю.
33
ИС 7. Разработка интерактивной маршрутной карты (стр. 32)
НЕУДАЧНИК (пессимист) Реактивное (негативное) мышление
жертва – тиран (агрессор)
живет в ожидании неудачи
позволяет событиям случаться
имеет оправдания
и щ е т п р о б л е м ы
у него есть причина
видит вопрос на ответ
говорит «Это не моя работа»
видит стакан наполовину пустым
находит трудности
в каждой возможности
Станьте победителем ! Присоединяйтесь !
ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ
Изменение мыслей
Хотите ли вы:
структурировать свой педагогический опыт и методические материалы, подготовленные вами ранее, вложив эти ресурсы в системную инструментальную интерактивную оболочку?
привлечь учащихся к проектной деятельности, используя компьютерные технологии и инструментальную среду педагогического назначения?
научиться структурировать учебную информацию и кодировать ее, представляя в виде когнитивных опорных схем и слайдов?
получить представление о принципах организации работы над учебным проектом на основе использования информационно-коммуникационных технологий?
научиться создавать демонстрационные видеоролики и GIF-объекты?
узнать о дополнительных возможностях и нестандартных приемах работы в среде PowerPoint?
Вараксин
Геннадий Сергеевич
8 902 833 6830
8 982 499 530
vgs1949@mail.ru
МОИ ИНТЕРЕСЫ
модульное обучение
личностный рост
проектирование
электронных ресурсов
картотечный органайзер
основы управления
и системный анализ
психология
НЛП и ТРИЗ
графическое кодирование
учебной информации
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть