Слайд 1Психофизиологические особенности
детей дошкольного возраста и их поведение
на дорогах
Подготовила
педагог-психолог ГБДОУ № 130 Гачевская Наталья Анатольевна
Слайд 2Дошкольники, оказавшиеся на проезжей части без сопровождения взрослых, попадают в
ДТП в силу психофизиологических особенностей их высшей нервной деятельности.
Слайд 3
Внимание непроизвольно и очень неустойчиво. Все, что окружает ребенка в
данный момент, может отвлечь его внимание. Ребенок может не услышать
шума приближающейся машины только из-за отсутствия у него постоянного внимания.
Слайд 4УУУ
У ребенка
дошкольного возраста
ещё не в совершенстве
развито
восприятие.
Зачастую он вообще
не воспринимает автомобиль
как угрозу.
Слайд 5У дошкольника отсутствует способность быстро принимать решения, формировать пространственные программы
движения. У детей дошкольного возраста не развито боковое зрение, угол
зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого, время реакции на опасность больше, чем у взрослого, в 2,5 раза.
Слайд 6Стремление играть в любой ситуации способствует непредсказуемости и импульсивности в
любой ситуации. Находясь на улице, ребенок получает много новых впечатлений
и совсем не обращает внимания на опасности дорожной среды.
Слайд 7Факторы,
способствующие
участию
детей в ДТП:
- Непроизвольное внимание;
- забывание правил
поведения на улице;
- снижение обзора во время непогоды из-за зонта,
поднятого воротника, капюшона; более узкий угол зрения, чем у взрослого человека;
- плохое состояние дорожного покрытия;
- эмоциональное состояние;
- недооценка транспортных средств, представляющих опасность;
- низкий уровень саморегуляции, самоконтроля;
- время реакции ребенка (время от начала обнаружения опасности до начала действия) значительно больше, чем у взрослого человека;
- чем опаснее ситуация, тем медленнее и не правильнее принимает ребенок решение, он теряется;
- клетки коры головного мозга легко истощаются, у ребенка быстро наступает состояние утомления и рассеянности;
- отсутствие контроля взрослых (появление одного ребенка на дороге должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие).
Слайд 8Ситуации, в которых дети наиболее уязвимы:
- переход проезжей части дороги;
-
посещение магазинов и образовательных учреждений;
- подвижные игры около дорог;
- езда
на велосипедах, самокатах, коньках, лыжах в опасных местах у дорог;
- игры с наступлением темноты;
- ослепление фарами;
- зимнее состояние дорожного покрытия;
- яркое солнце и белый снег создают эффект бликов, ребенок как бы «ослепляется»;
-буксующее рядом с ребенком транспортное средство, движение его юзом или занос транспортного средства;
- несвоевременный выход в образовательное учреждение. Ребенок должен выйти из дома заранее, особенно, если ему надо переходить проезжую часть.
Слайд 9Роль семьи в формировании безопасного поведения ребёнка на дороге трудно
переоценить. В возрасте до 7 лет, когда родители ребенка еще
водят его по улице за руку, систематическая, повседневная тренировка в движении, с постоянным личным примером всех членов семьи могут создавать положительные или отрицательные привычки в правилах поведения на дороге.
Слайд 10Так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра,
то обучение в игровой форме и в процессе игры будет
способствовать повышению интереса, любознательности и создавать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения.
Например, для развития подвижности нервных процессов, предлагают следующие упражнения:
1.Дети идут медленно, затем, по сигналу переходят на бег и опять на медленную ходьбу. Сигнал – словесная команда или смена темпа музыкального сопровождения.
2. Дети спокойно сидят или стоят и по команде прыгают на одной ножке или хлопают в ладоши.
3. Игра типа «Медведь и девочка» строится на резком переходе из состояния покоя к быстрому движению.
4. Дети во время выполнения движений замирают по сигналу в определенной позе.
5. Во время бега дети останавливаются по сигналу.
6. Игра: одни дети – водители (быстро бегут), другие пешеходы (медленно идут). По сигналу светофора дети должны резко остановиться. Пешеходы меняются ролью с водителями. Желательно выделять медлительных детей в отдельную группу и уделять им больше времени для этих упражнений.
Слайд 11Оформление уголков по ПДД
в группах детского сада
Слайд 12Уличное оборудование по ПДД
на территории детского сада
Макетные игры в группах
детского
сада