Разделы презентаций


Психологические проблемы преемственности в обучении в начальной школе и школе второй ступени

Содержание

неравномерность психофизиологического развития у разных детей;физиологическая перестройка организма, сопровождающаяся такими осложнениями как, повышенная утомляемость, нервно – психическая ранимость;коренное изменение социальной ситуации развития ребенка;ведущей деятельностью становится учебная;качественное преобразование познавательных процессов: они начинают

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Психологические проблемы преемственности в обучении в начальной школе и школе

второй ступени
Педагог – психолог
МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа»

Панкратова Валерия Геннадьевна
Психологические проблемы преемственности в обучении в начальной школе и школе второй ступениПедагог – психолог МОУ «Волосовская начальная

Слайд 2неравномерность психофизиологического развития у разных детей;
физиологическая перестройка организма, сопровождающаяся такими

осложнениями как, повышенная утомляемость, нервно – психическая ранимость;
коренное изменение социальной

ситуации развития ребенка;
ведущей деятельностью становится учебная;
качественное преобразование познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными.

Психологические особенности младшего школьного возраста (6-7 – 9-10 лет)

неравномерность психофизиологического развития у разных детей;физиологическая перестройка организма, сопровождающаяся такими осложнениями как, повышенная утомляемость, нервно – психическая

Слайд 3качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
рефлексия, анализ,

внутренний план действий;
развитие нового познавательного отношения к действительности;
ориентация на группу

сверстников.

Основные новообразования младшего школьного возраста

качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;рефлексия, анализ, внутренний план действий;развитие нового познавательного отношения к

Слайд 4Появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность,

независимость, личностную автономию;
резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития;
сложность и

амбивалентность отношения подростка ко взрослым;
ведущей деятельностью становится общение со сверстниками;
бурное и плодотворное развитие познавательных процессов.

Психологические особенности подросткового возраста (10-11 – 13-14 лет)

Появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию;резкие, качественные изменения, затрагивающие все

Слайд 5противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать

простые, порой достаточно ценные правила, определенный максимализм требований, сдвиг оценки

отдельного поступка на личность в целом;
становление нового уровня самосознания, «Я-концепции»;
кризис подросткового возраста ;
«чувство взрослости»;
начинается серьезная гормональная перестройка, половое созревание. Гормональные из­менения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.

Психологические особенности подросткового возраста

противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые, порой достаточно ценные правила, определенный максимализм

Слайд 6Причины нарушения учебной деятельности и адаптации учащихся при переходе в

среднюю школу.

Причины нарушения учебной деятельности и адаптации учащихся при переходе в среднюю школу.

Слайд 7Переход на вторую ступень обучения (начиная с пятого класса) был

всегда сопряжен с падением успеваемости и появлением проблем в учебе

у многих школьников.

Лишь незначительная часть отличников и «хорошистов» начальных классов сохраняет и далее тот же уровень успеваемости.

Давайте рассмотрим основные причины нарушения учебной деятельности учащихся при переходе в среднюю школу.
Переход на вторую ступень обучения (начиная с пятого класса) был всегда сопряжен с падением успеваемости и появлением

Слайд 8Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых

к школьнику разными учителями, все это увеличивает нагрузку на психику

школьника.
Школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, сходный с тем, который характерен на начало поступления в первый класс.
Меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель—учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах, меняются одноклассники.

Социально – психологическая дезадаптация, с чем связана и как с ней бороться

Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, все это увеличивает

Слайд 9Затруднять адаптацию детей к средней школе может как рассогласованность требований

разных педагогов, так и то, что учителя средней школы часто

не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися средней школы, предъявляя ко всем одинаковые требования.
Также затрудняет адаптацию и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Кроме того, обучение в средних классах школы связано с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику.

Социально – психологическая дезадаптация, с чем связана и как с ней бороться

Затруднять адаптацию детей к средней школе может как рассогласованность требований разных педагогов, так и то, что учителя

Слайд 10Учет информации о возрастных особенностях детей, их возможностях и ограничениях,

очень важен в период адаптации.
В данный период будет полезно обсуждение

с учителями начальных классов, психологом, индивидуальных особенностей школьников. Именно индивидуальные особенности детей (повышенная медлительность или импульсивность, робость, чрезмерная чувствительность к замечаниям и т. п.), к которым приспособился учитель начальных классов, неожиданно становятся «камнем преткновения» в средней школе.

Основные направления работы на этапе адаптации школьников к среднему звену

Учет информации о возрастных особенностях детей, их возможностях и ограничениях, очень важен в период адаптации.В данный период

Слайд 11В практике также хорошо зарекомендовали себя педагогические консилиумы по каждому

V классу, проходящие в конце сентября-октябре. Консилиумы готовятся совместно учителями

средней школы, учителями начальной школы и психологом (или психологами начальной и средней школы). Особое внимание в таком обсуждении должно быть уделено согласованию требований разных педагогов к учащимся, к содержательным и формально-организационным сторонам их работы, к поведению. Следует обратить также особое внимание на преемственность требований начальной и средней школы, необходимость медленного, постепенного их усложнения и введения новых.

Основные направления работы на этапе адаптации школьников к среднему звену

В практике также хорошо зарекомендовали себя педагогические консилиумы по каждому V классу, проходящие в конце сентября-октябре. Консилиумы

Слайд 12Следует также обратить внимание на следующие аспекты, влияющие на успешность

быстрой адаптации:

преемственность форм и методов обучения: темпа, объёма и уровня

изложения предметного материала, а также требований к качеству его оформления.

единство подхода к критериально - оценочной деятельности в начальных и средних классах.

Основные направления работы на этапе адаптации школьников к среднему звену

Следует также обратить внимание на следующие аспекты, влияющие на успешность быстрой адаптации:преемственность форм и методов обучения: темпа,

Слайд 13Подростковый кризис является пиком переходного периода от детства к взрослости.


Подростковый кризис
характеризуется:
Резким увеличением
роста и веса;
Началом полового
созревания;
Бурным протеканием


и сменой эмоций.

Подростковый кризис, вызванный половым созреванием.

Подростковый кризис является пиком переходного периода от детства к взрослости. Подростковый кризис характеризуется:Резким увеличением роста и веса;

Слайд 14Существует два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста:
1.«Кризис независимости».

Основные проявления.
Негативизм
Упрямство
Грубость
Бунтарство
Стремление во всем поступать по-своему
Противостояние авторитетам и иконоборчество
Ревностное отношение

к личному пространству

Подростковый кризис, вызванный половым созреванием.

Существует два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста: 1.«Кризис независимости». Основные проявления.НегативизмУпрямствоГрубостьБунтарствоСтремление во всем поступать по-своемуПротивостояние авторитетам

Слайд 152. «Кризис зависимости». Основные проявления:
Чрезмерное послушание
Возврат к детским интересам

и формам поведения
Зависимость от взрослых
Несамостоятельность
Инфантильность в суждениях и поступках
Подчинение мнению

большинства
Стремление быть «как все».

Подростковый кризис, вызванный половым созреванием.

2. «Кризис зависимости». Основные проявления: Чрезмерное послушаниеВозврат к детским интересам и формам поведенияЗависимость от взрослыхНесамостоятельностьИнфантильность в суждениях

Слайд 16Этот результат, к сожалению, закономерен из-за нестыковки программ начальной и

средней школы, из-за различия целей и задач, которые они перед

собой ставят. Основная задача начальной школы состоит в том, чтобы адаптировать ребенка к новому образу жизни, где в качестве ведущей выступает учебная деятельность, и сформировать у него начальные школьные навыки – научить читать, писать и считать.
Основная задача средней школы состоит в том, чтобы ввести подростка в систему наук, ознакомить его с основами научных знаний.

Недостатки и дисгармоничность развития интеллектуальных способностей учащихся

Этот результат, к сожалению, закономерен из-за нестыковки программ начальной и средней школы, из-за различия целей и задач,

Слайд 17На этапе начальной школе уроки строятся таким образом, чтобы ученик

слушал, представлял, исследовал, запоминал и пересказывал. Информацию в процессе обучения

стараются подавать в виде ярких описаний, «рассказов в картинках», схематичные, структурирующие и систематизирующие формы изложения материала, а – теоретические обобщения избегаются.
На этапе средней школы уроки строятся другим образом, где большую важность имеет теоретическое мышление, не сформированное у младших школьников. В результате этого, ученики не могут понять такие дисциплины, как математика, физика и т.д.

Недостатки и дисгармоничность развития интеллектуальных способностей учащихся

На этапе начальной школе уроки строятся таким образом, чтобы ученик слушал, представлял, исследовал, запоминал и пересказывал. Информацию

Слайд 18Период 11-12 лет — время перехода от мышления, основанного на

оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти —

к логической.
Педагогам школы 1 и 2 ступени надо учитывать это в выборе форм и методах работы на уроке.
Начинать системно развивать мышление детей необходимо уже в детском саду, с помощью загадок, ребусов, лабиринтов, блоки Дьениша, использование схем, карт.

Недостатки и дисгармоничность развития интеллектуальных способностей учащихся

Период 11-12 лет — время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому, от

Слайд 19Работа по:
Развитию понятийного мышления (выделение сущностного признака, установление категориальной принадлежности

, осознание закономерных связей между явлениями).
Развитию логического мышления

(развитие способности к категоризации)

Использование заданий на развитие данных видов мышления должно быть системным.

Основные виды заданий:



Рекомендации педагогам начальной школы:

Работа по:Развитию понятийного мышления (выделение сущностного признака, установление категориальной принадлежности , осознание закономерных  связей  между

Слайд 20Логические задачи
Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Надя. Кто

веселее?
Катя внимательнее, чем Света. Света внимательнее, чем Зина. Кто внимательнее

всех?
Полкан лает чаще Жучки. Жучка лает чаще Барбоса. Кто лает реже всех?

Толя

Катя

Барбос

Логические задачиТоля веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Надя. Кто веселее?Катя внимательнее, чем Света. Света внимательнее, чем

Слайд 21Задание Выделить общие признаки следующих объектов:
1) секунда, час, минута

-
2) смеяться, улыбаться, плакать –
3) молоко, сыр, сметана -
4) звезда,

метеорит, комета -
5) пианино, скрипка, баян -

время

эмоции

молочные продукты

звездные тела

музыкальные инструменты

Задание   Выделить общие признаки следующих объектов: 1) секунда, час, минута -2) смеяться, улыбаться, плакать –3)

Слайд 22Задание Распределить данные слова на группы :
Кот, медведь, лиса, синица,

лошадь, собака, ворона, корова, дрозд, волк, тигр, овца, лось, сокол.
Домашние

животные –

Дикие животные -

Птицы -

кот, лошадь, собака, корова, овца.

медведь, волк, лиса, тигр, лось.

синица, ворона, дрозд, сокол.

Задание  Распределить данные слова на группы : Кот, медведь, лиса, синица, лошадь, собака, ворона, корова, дрозд,

Слайд 23Задание Найдите одно лишнее слово:


1) темный, светлый, голубой, яркий, тусклый;
2)

весна, декабрь, апрель, август, январь;
3) лист, почка, кора, чешуя, сук;
4)

тюльпан, ромашка, одуванчик, дуб, роза;
5) молоко, сметана, сыр, сало, простокваша.

Задание  Найдите одно лишнее слово:1) темный, светлый, голубой, яркий, тусклый;2) весна, декабрь, апрель, август, январь;3) лист,

Слайд 24Задание Необходимо подобрать общее название к каждой группе слов:
1) стол,

диван, табурет -
2) корова, лошадь, свинья –
3) пион, астра,

роза -
4) учитель, строитель, продавец -
6) автобус, трамвай, поезд -

мебель

домашние животные

цветы

профессии

транспорт

Задание  Необходимо подобрать общее название к каждой группе слов: 1) стол, диван, табурет -2) корова, лошадь,

Слайд 251. 6 9 12 15

18 21 ...
2. 9 1

7 1 5 1...
3. 2 3 5 6 8 9...
4. 10 12 9 11 8 10 ...
5. 13 6 8 16 18 ...
6. 3 4 6 9 13 18 ...
7. 15 13 16 12 17 11 ...
8. 1 2 4 8 16 32 ...
9. 12 5 10 17 26 ...
10. 31 24 18 13 9 6 ...
11. 1 4 9 16 25 36 ...
12. 174 171 57 54 18 15 ...
13. 56 60 20 24 8 12 ...

Задание Числовые ряды

1. 	6   9   12  15  18  	21  ...2. 	9

Слайд 26Работа по развитию абстрактного мышления
Работа по развитию понятийного мышления
РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ!

Работа также должна быть системной

Рекомендации учителям математики средней школы

Работа по развитию абстрактного мышленияРабота по развитию понятийного мышленияРАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ!Работа также должна быть системнойРекомендации учителям математики

Слайд 271. Работа над решенной задачей. Многие ученики только после повторного

анализа осознают план решения задачи. Это путь к выработке твердых

знаний по математике. Конечно, повторение анализа требует времени, но оно окупается.
2. Решение задач разными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за недостатка времени. Но это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем. Но я считаю, что это доступно не всем ученикам, а лишь тем, кто любит математику, имеет особенные математические способности.
3. Правильно организован способ анализа задачи – по вопросу или от данных к вопросу.
4. Представление ситуации, описанной в задачи (нарисовать "картинку"). Учитель обращает внимание детей на детали, которых нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Разбивка текста задачи на части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

Применения разных форм работы над задачей.

1. Работа над решенной задачей. Многие ученики только после повторного анализа осознают план решения задачи. Это путь

Слайд 285. Самостоятельное составление задач учениками.
Составить задачу:
1) используя слова: больше на,

столько,, меньше в, на столько больше, на столько меньше;
2) решаемую

в 1, 2, 3 действия;
3) по данном ее плане решения, действиям и ответу;
4) по выражению и так далее
6. Решение задач с отсутствующими или лишними данными.
7. Изменение вопроса задачи.
8. Составление разных выражений по данным задачам и объяснение, которое помечает то или другое выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.
9. Объяснение готового решения задачи.
10. Использование приема сравнения задач и их решений.

Применения разных форм работы над задачей.

5. Самостоятельное составление задач учениками.Составить задачу:1) используя слова: больше на, столько,, меньше в, на столько больше, на

Слайд 2911. Запись двух решений на доске – одного верного и

другого неверного.
12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим

действием.
13. Закончить решение задачи.
14. Какой вопрос и какое действие лишние в решении задачи (или, напротив, возобновить пропущенный вопрос и действие в задаче).
15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

Применения разных форм работы над задачей.

11. Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного.12. Изменение условия задачи так, чтобы

Слайд 301. Маша отдала несколько открыток подруге, после чего у

нее осталось 5 открыток. Сколько открыток отдала Маша подруге?
После выяснения,

какого данного не хватает для возможности решения задачи, ученикам можно предложить самостоятельно подобрать, сколько открыток было у Маши, и решить при этом несколько задач вместо одной.

2. К чаю подали 9 пирожных «эклер», 6 пирожных «корзиночек» и 12 шоколадных конфет. Съели 11 пирожных. Сколько пирожных осталось?

Примеры задач

1.  Маша отдала несколько открыток подруге, после чего у нее осталось 5 открыток. Сколько открыток отдала

Слайд 311. Помощь в адаптации детей к средней школе, где учитываются

возрастные особенности детей, их индивидуальные особенности, преемственность требований начальной и

средней школы, необходимость медленного, постепенного их усложнения и введения новых; преемственность форм и методов обучения: темпа, объёма и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству его оформления; единство подхода к критериально - оценочной деятельности в начальных и средних классах

Условия преодоления психологических проблем преемственности в обучении в начальной школе и школе второй ступени

1. Помощь в адаптации детей к средней школе, где учитываются возрастные особенности детей, их индивидуальные особенности, преемственность

Слайд 32Системная работа педагогов начальной школы по развитию понятийного мышления (выделение

сущностного признака, установление категориальной принадлежности , осознание закономерных связей

между явлениями).
Развитию логического мышления (развитие способности к категоризации)

Условия преодоления психологических проблем преемственности в обучении в начальной школе и школе второй ступени

Системная работа педагогов начальной школы по развитию понятийного мышления (выделение сущностного признака, установление категориальной принадлежности , осознание

Слайд 33Системная работа педагогов средней школы по развитию абстрактного мышления.
Работа по

развитию понятийного мышления.
Работа по развитию теоретического мышления.
Условия преодоления психологических проблем

преемственности в обучении в начальной школе и школе второй ступени
Системная работа педагогов средней школы по развитию абстрактного мышления.Работа по развитию понятийного мышления.Работа по развитию теоретического мышления.Условия

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика