Пути формирования
сознательного интереса
к обучению
у учащихся 1 класса
Слайд 2Интерес – это мотор
жизнедеятельности
В.Г.Кротов
Интерес (от лат. «interest» - имеет значение «важно») – это реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная, положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности.
Слайд 3Познавательный интерес
можно охарактеризовать как сложное отношение человека к
предметам и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление
к всестороннему, глубокому изучению этих явлений, познанию их существенных свойств.
Слайд 4 Это сложное отношение носит двусторонний характер. В нем в
единстве выступает объект интереса, т. е. явление, предмет, научная и
учебная область, которая несет в себе привлекающие стороны, и познавательная, избирательная направленность самой личности.
Слайд 5В этом сложном отношении человека к предметному миру в органическом
единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы.
Это и является
основанием столь побуждающего влияния познавательного интереса на развитие различных психических процессов (памяти, воображения, внимания).
Слайд 6На низших ступенях своего развития (любопытство, эпизодический, случайный интерес, возникший
под влиянием определенной ситуации и затухающий с ее исчезновением) интерес
может носить чисто созерцательный характер.
Слайд 7Познавательный интерес – это интерес, не только полный мыслей и
чувств, это и интерес действия и активный, целенаправленный поиск лучших
путей в решении познавательной, а часто и практической задачи.
Слайд 8Поэтому-то он является важным стимулом в развитии таких ценных качеств
личности, как целеустремленность, настойчивость в достижении цели, стремление к завершенности
действия, к достижению намеченных результатов.
Слайд 9Познавательная активность, развивающаяся под влиянием интереса, теперь сама становится мощным
стимулом развития мышления, творческого воображения, использования прошлого опыта.
Все познавательные
процессы приобретают в связи с этим особую глубину и напряженность,
являются более прочными и глубокими.
Слайд 10Воспитание интереса в отрыве от воспитания всей личности человека невозможно.
Для формирования познавательного интереса у ребенка необходима «почва», которую должны
подготавливать родители с самого детства у своих детей.
Слайд 11Во-первых, родители должны организовать жизнь ребенка, во-вторых, создать условия для
формирования нужных качеств, т.е. упорядочить жизнь ребенка, создать, своего рода,
режим дня.
Познавательный интерес надо специально воспитывать: вызывать положительное отношение к предметам и деятельности.
Работа должна идти в тесном контакте со школой, с учителем.
Слайд 12 Пути появления интереса у ребенка:
эмоциональное отношение к делу;
воспитание сознательности, ответственного отношения, понимание общественной
важности, нужности выполняемого дела.
Слайд 13Как вызвать эмоциональное отношение к деятельности
роль родителей в воспитании
любви к различным видам деятельности;
пример отца и матери, старших
братьев и сестер;
их отношение к делу;
совместная деятельность;
беседы о роли знаний;
игры-путешествия (развивают логическое мышление, творчество, усидчивость, повышают интеллектуальный уровень, расширяют кругозор, воспитывают человеческие качества: взаимопомощь, сопереживание, чувство ответственности и т. д.);
Слайд 14использование игровых ситуаций: игры упражнения, игры-загадки, кроссворды, головоломки, ребусы, лабиринты,
игры-соревнования, сюжетно-ролевые игры;
конкурсы;
походы, семейный выезд за город, на природу,
активный отдых;
экскурсии;
Слайд 15советы (вовремя данные), помощь (своевременно оказанная);
друзья, товарищи (соревнования с
товарищем по классу, с самим собой);
положительный результат, успех
побуждение ребенка
высказывать свое отношение к предмету изучения (осуществляется через конкурсы, соревнования, ситуации успеха, обсуждения совместного дела и т.п.);
Слайд 16Как воспитать сознательность, ответственное отношение к делу
Общественная направленность труда ребенка,
уважение к нему, понимание зависит от родителей.
Их собственная сознательность, ответственность
по отношению к своим обязанностям, строгое их выполнение, добросовестное отношение к работе воспитывает и в детях чувство ответственности.
Слайд 17Чрезвычайно важным является побуждение высказать свое отношение к предмету, к
теме, изучаемой проблеме, ответу. Тем самым обогащается эмоциональный опыт ребенка,
вызывает осознание его и подкрепляет познавательный интерес.
Весь уклад жизни семьи, распределение обязанностей и требований к их выполнению закладывают основы сознательного, ответственного отношения к труду, к учению, к любому порученному делу.
Слайд 18 Организация деятельности:
вовлекать детей в решение практических и познавательных
задач, совместная деятельность;
содействовать детям, помогать в каких-либо опытах, экспериментах;
создать положительное
отношение, что вызовет желание им заниматься.
Слайд 19Рассмотрев понятие познавательного интереса, его сущность, способы формирования, можно сделать
вывод: познавательный интерес – это особое отношение человека к тому,
что его окружает, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению существенных свойств окружающей действительности.
Слайд 20Познавательный интерес с точки зрения психологии и физиологии представляет собой
сложное взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов.
Он влияет на
развитие памяти, творческого воображения, внимания, мышления, а также является мощным стимулом в развитии ценных качеств личности – настойчивости в достижении цели, целеустремленности, стремление к достижению намеченного результата.
Слайд 21 Презентацию подготовила
Ковязина Надежда Валентиновна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с УИОП №48
г. Кирова
2016 г.
Слайд 22Литература
Родительские собрания. 1класс/Авт.-сост.С.Р.Рябова.-М.: ВАКО,2014.- (Учебный год).
http://povedniki.edusite.ru/p34aa1.html
https://www.google.ru/search?q=картинки+школа&newwindow=1&client=opera&hs=N5N&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ved=0ahUKEwjTuJfAy93LAhWpd5oKHRrIAWwQsAQIGw&biw=1364&bih=589#imgrc=XdSvYks-Jt6eVM%3A
Фото из личного архива.