Слайд 1Развитие орфографической зоркости в начальных классах
Ходаева Светлана Владимировна
МБОУ «СОШ №4»
г.Торжка
2012 г.
Слайд 2 Актуальность этой темы заключается в том, что первые
шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные.
От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.
Слайд 3 Цели работы:
•
выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости
• создать систему орфографических
упражнений для её выработки
Задачи:
• провести теоретический анализ литературы по данной теме;
• изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;
• изучить приёмы и применять на уроках русского языка для формирования орфографической зоркости у учащихся;
• разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма.
Слайд 5 Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных
упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического
материала.
Слайд 6 Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов,
письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий
и текста упражнений, корректировки письма.
Слайд 7 Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов,
при использовании сигнальных карточек.
Слайд 8 Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех
упражнений.
Слайд 9
Работу по развитию орфографической зоркости важно
начинать в период обучения грамоте
Слайд 10ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в
классе
постоянно показывать образец анализа звучащего слова
использовать способ протяжного интонирования
звука в целом слове
Слайд 11Игровые приёмы: “Найди одинаковый звук”, “Определи место звука в слове”,
“Найди предметы с заданным звуком”, ,,Шифровальщики” с пропусками "опасных" мест
сразу по слуху,
''Светофор''.
Слайд 12 Наиболее эффективные упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости:
Поиск
орфограмм в “чистом” тексте,
Орфографическое чтение
Комментированное письмо с указанием орфограмм
Слайд 13 Письмо с проговариванием
Зрительный диктант
Диктант “ Проверяю себя”
Какографические упражнения
Диктант с
постукиванием.
Выборочный диктант, самодиктант, взаимодиктант
Слайд 38Г
+
,
, ,
+
Х
Запиши пословицы, вставляя пропущенные слова.
1.Не смейся,
горох
, над бобами, сам
будешь валяться под ногами.
2.Говорит, ровно в стену
горох
сыплет.
Слайд 39,
+
ОФ
+
Запиши пословицы, вставляя пропущенные слова.
Картофель
- хлебу подмога.
Картофель
да каша - еда наша.
1.
2.
Слайд 40,,
,,
+
Н
1.Не наша еда
лимоны
, есть их иному.
Лимон
выжали, а корку выбросили.
2.
Запиши пословицы,
вставляя пропущенные слова.
Слайд 41,
,,
,,
+
З
Запиши пословицы, вставляя пропущенные слова.
1.Тыква на
арбуз
похожа, да вкусом с ним
не
схожа.
2.Каков
арбуз
, таков и вкус.
Слайд 421
, ,
+
,
+
А
Запиши пословицы, вставляя пропущенные слова.
Капуста
любит воду да хорошую погоду.
2.Без
хлеба мужик сыт не будет, без
капусты
щи не живут.
1.
Слайд 43,
,
+
ВЬ
Запиши пословицы, вставляя пропущенные слова.
1.Съешь и
морковь
, коли яблочка нет.
Морковь
прибавляет
кровь.
2.
Слайд 44,,
,
,,
,,
,
+
Р
+
+
,
Запиши пословицу, вставляя пропущенное слово.
Зелен
помидор
не вкусен, млад человек
не искусен.
1.
Слайд 45О
+
,
+
, ,
Запиши пословицы, вставляя пропущенные слова.
Огород
- для семьи доход.
2.Что за
порядок -
огород
без грядок!
1.
Слайд 47Использованная литература:
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку:
1-4 класс.- М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.
Моршнева Л.Г. Занимательные упражнения
по русскому языку: 1-4 класс. – Саратов: ОАО «Издательство «Лицей», 2004
Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Издательство «Знание», 2005
Интернет-ресурсы:
http://pedsovet.su
http://festival.1september.ru
http://panova-ox.narod.ru