Слайд 1
Развитие познавательной активности как фактор успешной социализации младшего школьника
Выполнила:
Тришина О.П. учитель начальных классов МАОУ СОШ № 46
Слайд 2
Социализация подрастающего поколения – одна из важнейших задач школы, так
как именно школа является почти единственным очагом доверия, понимания, гуманности.
Школа – центр воспитательного пространства. В традиции российской школы – создать ребенку «социальную ситуацию развития» (Л.С. Выготский), среду общения, поле деятельности, которые являются почвой для становления личности.
Ключевой психологический фактор для социализации ребенка семи-одиннадцати лет – развитие познавательной активности.
Слайд 3Проблема развития познавательной активности волновала великих педагогов и психологов
Слайд 4С целью развития познавательной активности младшего школьника использую:
Средства развития
познавательной активности
Метод исследования
Дифференцированные задания
ИКТ
Методика ТРИЗ
(теория решения изобретательских задач)
Игры
КСО (коллективные способы обучения)
Слайд 5Информационно - коммуникационные технологии
Их активное внедрение на различных
уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения
к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.
На уроках можно использовать разные формы применения ИКТ:
презентации;
тренажёры;
физминутки;
тесты;
развивающие игры;
музыкальное сопровождение уроков;
использование возможностей Интернет сообществ;
проектная деятельность.
Наиболее удачной и распространённой формой использования ИКТ являются презентации.
Слайд 6Использование презентаций на различных уроках в начальной школе, позволяет:
- обеспечить
положительную мотивацию обучения;
- повысить объём выполняемой на уроке работы;
- усовершенствовать
контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности.
Слайд 7Опрос среди учащихся 1Д класса
- Много ли информации даётся на
уроке? (насыщенность урока)
- Какой урок интересен?
- Много ли
нового узнаешь на уроке? (познавательность урока)
Слайд 8Метод проекта
Первые шаги в проектной исследовательской
деятельности, мы стараемся делать вместе с родителями. Наша работа состоит
из следующих этапов:
определение практически значимой цели, формулировка задачи;
обсуждение реализации поставленной цели;
проработка идей. На этом этапе дети окончательно выбирают тему своего проекта.
оформление материалов.
выставка и оценивание работ.
Слайд 9
Работа над проектом позволяет учащимся:
освоить первичные методы исследования;
дать возможность применить
имеющиеся знания и умения в реализации собственных интересов;
развивать интерес к
предметам и процессам познания в целом.
Слайд 10Большое значение для развития познавательной активности младшего школьника имеет игра
Игра
– это самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может
быть индивидуальной или коллективной. Она является ценным средством воспитания действенной активности детей, активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания.
В игре ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
Слайд 11Виды игр
Сюжетно-ролевые игры
Подвижные игры
Дидактические игры
Слайд 12Сюжетно-ролевые игры
В сюжетно-ролевых играх, дети усваивают социальные роли, способы взаимодействия,
правила поведения в обществе, а также идентифицируя себя с выполняемой
ролью, приобретают различные социально значимые качества, учатся понимать, что такое добро и зло.
Слайд 13Подвижные игры
Подвижные игры помогают детям укреплять социальные связи, способность и
стремление к сотрудничеству. Развивают умение общаться, договариваться между собой.
Слайд 14Дидактические игры
Помогают расширять представления об окружающем мире, систематизировать знания,
развитию мыслительных процессов и операций. Способствуют межличностному общению, совместной деятельности.
Слайд 15Использование дидактических игр на уроках
Ребусы
Кроссворды
Загадки
Головоломки
Слайд 16“Нумерация чисел первого десятка”
При изучении раздела “Нумерация чисел первого десятка”
применяю игру “Составим поезд”.
Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом
образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.
Слайд 17Коллективные способы обучения
КСО - такая организация учебного процесса, при котором
обучение осуществляется путем общения в «динамических парах» (со сменным составом),
когда каждый учит (проучивает) каждого.
В различных ситуациях используют разные методики КСО.
изучение текстового материала по любому учебному предмету
взаимопередача текстов
взаимообмен заданиями (составь словарный диктант)
решение задач и примеров по учебнику (взаимопомощь, взаимопроверка)
взаимные диктанты
разучивание стихотворений в сменных парах
выполнение упражнений в парах
работа по вопросникам
Слайд 18Исследовательский метод
В исследованиях выделяются следующие показатели развития познавательного интереса детей:
появление вопросов; стремление наблюдать, длительно рассматривать объект, выяснять свойства и
особенности интересующих ребенка предметов и явлений; эмоционально-познавательная активность, проявляющаяся в беседах, в обсуждении увиденного со сверстниками и взрослыми.
Слайд 19
С первых уроков первоклассники получают задания: придумать, найти, сопоставить, объединить,
изобразить. Используется раздаточный материал, занимательные загадки, ребусы, задачи в стихах,
загадки-шутки.
Задания по математике для 1 класса:
‐ Придумай по этой картинке разные вопросы со словом «сколько» и ответь на них» ‐ это самое первое задание ;
‐ какой предмет лишний ;
‐ разбей на группы ;
‐ рассмотри схему и дополни запись… ;
‐ расскажи, как разными способами можно выполнить… ;
‐ задания на смысловое чтение ;
‐ задачи на смекалку ;
‐ ребусы;
- измени условие задачи;
-составь аналогичную задачу;
Слайд 20Дифференцированные задания
три уровня:
Нормативный
Компетентный
Творческого характера
Слайд 21Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)
Такие приемы приучают детей мыслить, выходя
за рамки стереотипов, мышление становится гибким, нестандартным, развивается воображение, умение
соучаствовать.
Использование мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
- творческое усвоение детьми учебного материала;
- связь теоретических знаний с практикой;
-активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
-формирование способности концентрировать внимание и прилагать мыслительные усилия;
-формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Слайд 22«Разминка»
Учащиеся могут отвечать хором, не поднимая руки (цель: кто быстрее).
Возможный
вариант разминки:
-Какое сегодня число?
Какой день недели был вчера?
У стола 4
угла. Один угол отпилили. Сколько осталось?
-Какая третья буква в слове вокзал?
-А четвертая в слове солнце?
-Сколько будет 6 + 6 – 6?
Сколько дней в ноябре?
-Сколько букв в имени белобоки?
- Как называется третья буква алфавита с конца? А пятая сначала?
-Что мы слышим в начале урока? (букву У).
- Идёт ли суббота после четверга ?
Слайд 23Развитие творческих способностей учащихся
Слайд 25Вывод
Все средства, используемые в работе, позволяют повысить уровень познавательной активности
учащихся, а значит, обеспечить возможность социализации учащихся.
Процесс социализации в младшем
школьном возрасте должен выполнять следующие задачи:
Научить воспитанников быть «продуктивными членами общества»;
Приобщить их к социальным ролям, правам и обязанностям;
Адаптировать к социальной среде;
Интегрировать в жизнь общества .
Социализация личности не заканчивается в начальной школе. Она продолжается всю жизнь. Но начальная школа поможет понять подрастающему поколению, что будущее России в их руках, что страна будет такой, какой сделают ее люди, то есть мы с вами.
Слайд 26Список литературы
Иванов Н.В., Бардинова Е.Ю., КалининаА.М. Социальное развитие детей в
ДОУ. М:ТЦСфера,2008г.
Хирьянова И.С. Комплесный подход в учебном процессе начальной школы.Журнал
управление начальной школой 2009 №10.
Активизация познавательной деятельности младших школьников/ Под редакцией М.П. Осиповой, Н.И. Кончаловской. М., 1999. – С. 37-45
Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности. М.: Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 2000. – № 4. – С. 33-41
Жамкочьян М. Личность в современной школе/ Знание -сила. -1994 -№ 9.
Кайдаш Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе/ Начальная школа. – № 12, 1993. – С. 14 – 19
Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. – М., 1991.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1991.