Разделы презентаций


Развитие речевых навыков в контексте ФГОС

Содержание

Цель развития речисоздание условий для становления личности младшего школьника, способного коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соответствии с речевой ситуацией.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Презентация на тему:”Развитие речевых навыков в контексте ФГОС”




Выполнила:учитель начальных
классов

МБОУ ЦО № 31
Абраменкова Людмила Львовна

2016 год

Презентация  на тему:”Развитие  речевых навыков в контексте ФГОС”Выполнила:учитель начальных классов МБОУ ЦО №

Слайд 2Цель развития речи
создание условий для становления личности младшего школьника, способного

коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и

выражать собственные мысли и чувства в соответствии с речевой ситуацией.

Цель развития речисоздание условий для становления личности младшего школьника, способного коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь

Слайд 3Задачи развития речи

Целенаправленное поэтапное формирование у младших школьников различных видов

речевой деятельности и механизмов речи.
Формирование у младших школьников УУД, необходимых

для работы с текстом.
Развитие способности самостоятельно определять возможности языковых средств
Задачи развития речиЦеленаправленное поэтапное формирование у младших школьников различных видов речевой деятельности и механизмов речи.Формирование у младших

Слайд 4Задачи развития речи
Воспитание эстетически развитого читателя и слушателя, способного к

усвоению различных способов интерпретации художественного текста.
Пробуждение интереса к словесному творчеству,

воспитание ребёнка как автора.
Воспитание у детей эмоционально-эстетической отзывчивости, духовно-нравственных ценностей.
Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.

Задачи развития речиВоспитание эстетически развитого читателя и слушателя, способного к усвоению различных способов интерпретации художественного текста.Пробуждение интереса

Слайд 5коммуникативно-деятельностный подход
идеи развивающего обучения
личностно-ориентированный подход
индивидуально – дифференцированный подход
художественно –

эстетический принцип

Принципы

развития речи
коммуникативно-деятельностный подходидеи развивающего обученияличностно-ориентированный подход индивидуально – дифференцированный подходхудожественно – эстетический принцип     Принципы

Слайд 6
в основе работы по развитию речи лежит понятие о речевой

деятельности, т.е. «активном, целенаправленном процессе создания и восприятия высказываний, осуществляемых

с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения» (И.А.Зимняя)

Коммуникативно-деятельностный подход

в основе работы по развитию речи лежит понятие о речевой деятельности, т.е. «активном, целенаправленном процессе создания и

Слайд 7Функции речи
Коммуникативная (общение)

Информативная (сообщение)

Воздействие
- эмотивная
- волюнтативная

Функции речиКоммуникативная (общение)Информативная (сообщение)Воздействие - эмотивная- волюнтативная

Слайд 8Виды речевой деятельности
Устная речь
слушание
говорение
Письменная речь
чтение
письмо

Виды речевой деятельностиУстная речь	 слушание	 говорениеПисьменная речь		чтение	 письмо

Слайд 9Формы речи
Диалог

Монолог

Формы речиДиалогМонолог

Слайд 10Имитационный метод

Коммуникативный метод

Конструктивный метод
(метод конструирования)

Методы

развития речи

Имитационный метод Коммуникативный метод Конструктивный метод  (метод конструирования)Методы развития речи

Слайд 11Формы организации деятельности детей на уроке

Учебное сотрудничество
Взаимодействие с одноклассниками и

взрослыми (в том числе с учителем) в процессе решения коммуникативных

задач
Работа в паре, группе, индивидуально
Формы организации деятельности детей на уроке		Учебное сотрудничествоВзаимодействие с одноклассниками и взрослыми (в том числе с учителем) в

Слайд 12Основные результаты речевого развития младших школьников
Формирование коммуникативно-речевых умений.
Приобретение опыта

ценностных ориентаций.
Приобретение опыта творческой деятельности.



Основные результаты речевого развития младших школьниковФормирование коммуникативно-речевых умений. Приобретение опыта ценностных ориентаций. Приобретение опыта творческой деятельности.

Слайд 13Коммуникативно-речевые умения
1. Связанные с пониманием содержания речевого высказывания:
-

понимать тему речевого высказывания;
- понимать основную мысль речевого

высказывания;
- понимать заголовок текста и осуществлять прогнозирование на его основе;
- устанавливать иерархию микротем;
- выделять в тексте ключевые слова;
- осуществлять смысловую компрессию текста.



Коммуникативно-речевые умения1. Связанные с пониманием содержания речевого высказывания:  - понимать тему речевого высказывания;  - понимать

Слайд 14Коммуникативно-речевые умения
2. Связанные с пониманием структуры речевого высказывания:
-

делить текст на логически законченные части;
- соотносить текст

с моделями речевого высказывания;
- составлять план;
- устанавливать основные лексические и синтаксические средства связи в текстах различных стилей и жанров;
- перестраивать текст в соответствии с основными задачами речи и др.


Коммуникативно-речевые умения2. Связанные с пониманием структуры речевого высказывания:  - делить текст на логически законченные части;

Слайд 15Коммуникативно-речевые умения
3. Связанные с использованием языковых средств в соответствии с

задачами речи:
- пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка;

- отбирать языковые средства в соответствии с определенным типом текста;
- отбирать языковые средства в соответствии с определенным стилем речи и др.


Коммуникативно-речевые умения3. Связанные с использованием языковых средств в соответствии с задачами речи:  - пользоваться фонетическим, лексическим,

Слайд 16Коммуникативно-речевые умения
4. Направленные на создание и совершенствование речевого высказывания:

- совершенствовать собственное речевое высказывание в соответствии с речевыми задачами;

- редактировать чужой текст;
- прогнозировать возможные трудности при решении речевой задачи и намечать пути и способы их преодоления;
- осуществлять планирование собственной деятельности в процессе решения речевых задач;
- организовывать индивидуальную, парную или групповую работу по решению речевых задач;
- создавать собственные речевые высказывания и др.


Коммуникативно-речевые умения4. Направленные на создание и совершенствование речевого высказывания:  - совершенствовать собственное речевое высказывание в соответствии

Слайд 17Направления развития речи
Развитие звуковой культуры речи
Обогащение словаря
Работа над словосочетанием и

предложением в плане развития речи
Развитие связной речи

Направления развития речиРазвитие звуковой культуры речиОбогащение словаряРабота над словосочетанием и предложением в плане развития речиРазвитие связной речи

Слайд 18Развитие звуковой культуры речи
Работа над технической стороной речи:
- дыхание;
- дикция;
-

звукопроизношение.
Работа над средствами выразительности устной речи:
- логическая пауза, логическое ударение,

мелодика голоса;
- тон, темп, сила голоса (громкость), тембр;
- жесты, мимика, поза и др.
Развитие  звуковой культуры речиРабота над технической стороной речи:	- дыхание;	- дикция;	- звукопроизношение.Работа над средствами выразительности устной речи:-

Слайд 19Обогащение словаря
Знакомство с новыми словами

Уточнение словаря (работа с многозначными словами)

Активизация

словаря

Обогащение словаряЗнакомство с новыми словамиУточнение словаря (работа с многозначными словами)Активизация словаря

Слайд 20Способы объяснения понятий
Морфемный и словообразовательный анализ слова.
Этимологический анализ слова.
Показ

предмета, иллюстрации, действия.

Способы объяснения понятийМорфемный и словообразовательный анализ слова. Этимологический анализ слова.Показ предмета, иллюстрации, действия.

Слайд 21Способы объяснения понятий
Логическое определение строится по следующей модели: указание на

ближайший род и выделение отличительных видовых признаков данного понятия.
Развернутое описание,

состоящее из группы слов или нескольких предложений, позволяет передать эмоциональное, образное восприятие слова.
Способы объяснения понятийЛогическое определение строится по следующей модели: указание на ближайший род и выделение отличительных видовых признаков

Слайд 22Способы объяснения понятий
Подбор синонимов.
Родина - Отчизна,смелый – отважный – бесстрашный

– мужественный, говорить – молвить - произнести.
Однако каждый из

синонимов имеет свой оттенок значения, поэтому важно не только подобрать синонимы, но и выявить их отличия, понять, почему авторы использовали именно это, а не другое слово.

Подбор антонимов.
Прием подбора антонимической пары используется, как правило, в одном контексте, если слова обозначают противоположные понятия и могут быть объяснены прежде всего через их сравнение:
неизвестный — знакомый, далекий — близкий.


Способы объяснения понятийПодбор синонимов.	Родина - Отчизна,смелый – отважный – бесстрашный – мужественный, говорить – молвить - произнести.

Слайд 23Способы объяснения понятий
Объяснение значения понятия через контекст. Прочтение отрывка «высвечивает»

значение слова. Учащиеся легче понимают не только его прямое значение,

но и уместность употребления, сочетаемость и выразительность.
Включение слова в тематически близкую группу слов.
Способы объяснения понятийОбъяснение значения понятия через контекст. Прочтение отрывка «высвечивает» значение слова. Учащиеся легче понимают не только

Слайд 24Работа над словосочетанием и предложением в плане развития речи
Конструирование предложений
Переконструирование

предложений
Работа с моделями
Работа с деформированными предложениями

Работа над словосочетанием и предложением в плане развития речиКонструирование предложенийПереконструирование предложенийРабота с моделямиРабота с деформированными предложениями

Слайд 25Развитие связной речи
Основные продукты
Рассказывание
Пересказы
Сочинение
Изложение



Развитие связной речиОсновные продуктыРассказываниеПересказы СочинениеИзложение

Слайд 26Виды пересказов и изложений
Подробные (близкие к тексту)
Выборочные
Сжатые (краткие)
Творческие
- с

дополнением;
- с изменением (в том числе с перестановкой текста);
- на

основе прогнозирования текста.
Виды пересказов и изложенийПодробные (близкие к тексту)ВыборочныеСжатые (краткие)Творческие 	- с дополнением;	- с изменением (в том числе с

Слайд 27Творческое изложение на основе прогнозирования текста
Проект урока сжатого изложения

Творческое изложение на основе прогнозирования текстаПроект урока сжатого изложения

Слайд 28Сжатое изложение
Этапы урока сжатого изложения
Введение в тему. Задача: создание

ситуации успеха, обобщение знаний учащихся о поведении воробьев.
Постановка проблемы. Задача:

актуализация знаний учащихся об особенностях текста-повествования (на основе работы с моделью текста-повествования); выявление особенностей краткого изложения (на основе опережающего сравнительного анализа краткого пересказа и краткого изложения).
Работа над заголовком. Задача: прогнозирование текста на основе заголовка.
Чтение текста изложения учителем и его зрительное восприятие детьми. Задача: знакомство учащихся с текстом.
Анализ содержания (беседа по содержанию). Задача: выявление предмета речи (основных действующих лиц), нахождение в тексте контекстуальных синонимов.
Сжатое изложение Этапы урока сжатого изложенияВведение в тему. Задача: создание ситуации успеха, обобщение знаний учащихся о поведении

Слайд 29Сжатое изложение
Деление текста на части. Задача: формирование умения выделять части

текста-повествования в соответствии с его типовой структурой.
Выделение ключевых слов каждой

части. Задача: формировать умение выделять ключевые слова, т.е. слова, отражающие основную мысль каждой части.
Составление плана. Задача: формирование умения формулировать пункты плана.
Сокращение текста по частям. Задача: формировать умение сокращать, т.е. преобразовывать текст.
Чтение текста учителем с выделением ключевых слов (при необходимости).
Написание изложения.
Проверка и самопроверка полученного текста на основе сопоставления с моделью и ключевыми словами.

Сжатое изложениеДеление текста на части. Задача: формирование умения выделять части текста-повествования в соответствии с его типовой структурой.Выделение

Слайд 30Сжатое изложение
Воробей на часах
Как вы думаете, о чем или о

ком пойдет речь в этом тексте?
Какой это будет текст –

повествование, описание или рассуждение?
Каков может быть жанр этого текста – рассказ, сказка, басня, стихотворение?
Изменится ли что-нибудь, если мы узнаем, кто автор этого текста?
Сжатое изложениеВоробей на часахКак вы думаете, о чем или о ком пойдет речь в этом тексте?Какой это

Слайд 31Виды сочинений (классификация по различным основаниям)
По источнику информации
По типу текста
По жанру
По

стилю речи
По объему
По форме организации деятельности учащихся
По цели

Виды сочинений (классификация по различным основаниям)По источнику информацииПо типу текстаПо жанруПо стилю речиПо объемуПо форме организации деятельности

Слайд 32Виды сочинений (по источнику информации)
На основе личных наблюдений и опыта
На основе

чужого (опосредованного опыта):
-по книгам (в том числе переводы);
-по картинам;
- по

рассказам других людей;
- по мультфильмам, кинофильмам и др.
На основе воображения
Виды сочинений (по источнику информации)На основе личных наблюдений и опытаНа основе чужого (опосредованного опыта):	-по книгам (в том

Слайд 33Учимся создавать устные и письменные сочинения
Я САМ увидел, услышал,

почувствовал – я говорю и пишу.
Я узнал, как ощущают и

отражают мир ДРУГИЕ люди-авторы – я становлюсь соавтором – я говорю и пишу.
Я «пленен моим ВООБРАЖЕНИЕМ» - я говорю и пишу.
Учимся создавать устные и письменные сочинения Я САМ увидел, услышал, почувствовал – я говорю и пишу.Я узнал,

Слайд 34Учимся писать сочинения по картине
Рассматривание картины сопровождаем фасилитированной дискуссией.
Каждый имеет

право на свое мнение о картине в рамках возможных интерпретаций.
Учимся

сравнивать способы создания образов средствами различных видов искусства.
Учимся писать самостоятельно и обсуждать с одноклассниками свои сочинения.
Учимся писать сочинения по картинеРассматривание картины сопровождаем фасилитированной дискуссией.Каждый имеет право на свое мнение о картине в

Слайд 35Диагностика речевого развития младших школьников
Методика «Какого цвета звуки?»
Метод косвенной семантизации
Определение когнитивного

и функционального поля слова
Методика дополнения
Реставрация текста

Диагностика речевого развития младших школьниковМетодика «Какого цвета звуки?»Метод косвенной семантизацииОпределение когнитивного и функционального поля словаМетодика дополненияРеставрация текста

Слайд 36Учимся оценивать свою речевую деятельность
Учитель похвалит нас
И скажет: «Наш класс

– просто класс!»
А мы ему скажем в ответ,
Что лучше учителя

нет.
И наш речевой урок
Нам так во многом помог!
Мы знаем: бывает речь
Порой то лекарство, то меч.
Мы поняли, речь нам зачем:
Чтоб было радостней всем.
Мы будем ее беречь,
Нашу родную речь!
(Коллективное сочинение – учеников и учителя)
Учимся оценивать свою речевую деятельность		Учитель похвалит нас		И скажет: «Наш класс – просто класс!»		А мы ему скажем в

Слайд 371-2 класс
Включение учащихся в условные и реальные речевые ситуации, что

позволяет им осознавать различные функции речи. Особое внимание уделяется таким

видам речевой деятельности, как слушание и говорение.
Индивидуальное творчество детей - это устные рассказы, диалоги, сочинение и интерпретация небольших художественных текстов (стихотворений, сказок, чистоговорок, загадок, небылиц, считалок).
1-2 классВключение учащихся в условные и реальные речевые ситуации, что позволяет им осознавать различные функции речи. Особое

Слайд 38В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было

Бог.
Для чего человеку Слово?
Чтоб к добру было сердце готово,
Чтоб творить,

а не вытворять,
Чтоб дарить, любить, создавать!
Прежде чем говорить, мы снова
Будем думать: зачем нам
СЛОВО?!
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.Для чего человеку Слово?Чтоб к

Слайд 393 класс
В третьем классе подготовительная работа с

текстом ведётся преимущественно коллективно. Учащиеся осваивают метод конструирования речевых высказываний

различных типов и жанров, прежде всего, на основе различных моделей текста. Более активно осваивается такой вид речевой деятельности, как письмо, в том числе на основе слушания или чтения (реставрация текста, различные виды изложений). Большое внимание уделяется сочинению на основе личных наблюдений и воображения.
3 класс   В третьем классе подготовительная работа с текстом ведётся преимущественно коллективно. Учащиеся осваивают метод

Слайд 40

Из чего можно сделать прерию?
Из пчелы и цветка клевера.
Одной пчелы,

одного цветка
И мечты – задача легка.
А если пчелы не отыщешь

ты –
Довольно одной МЕЧТЫ…
(Эмили Дикинсон)

Из чего можно сделать прерию?Из пчелы и цветка клевера.Одной пчелы, одного цветкаИ мечты – задача легка.А если

Слайд 414 класс
В четвёртом классе дети учатся работать над созданием речевого

высказывания более самостоятельно, чаще выбирают индивидуальные задания, в том числе

темы для сочинений. Больше времени начинает занимать работа над редактированием собственных речевых высказываний, совершенствованием сформированных коммуникативно-речевых умений.
4 классВ четвёртом классе дети учатся работать над созданием речевого высказывания более самостоятельно, чаще выбирают индивидуальные задания,

Слайд 42 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика