Слайд 1
Презентация
на тему:”Развитие
речевых навыков в контексте ФГОС”
Выполнила:учитель начальных
классов
МБОУ ЦО № 31
Абраменкова Людмила Львовна
2016 год
Слайд 2Цель развития речи
создание условий для становления личности младшего школьника, способного
коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и
выражать собственные мысли и чувства в соответствии с речевой ситуацией.
Слайд 3Задачи развития речи
Целенаправленное поэтапное формирование у младших школьников различных видов
речевой деятельности и механизмов речи.
Формирование у младших школьников УУД, необходимых
для работы с текстом.
Развитие способности самостоятельно определять возможности языковых средств
Слайд 4Задачи развития речи
Воспитание эстетически развитого читателя и слушателя, способного к
усвоению различных способов интерпретации художественного текста.
Пробуждение интереса к словесному творчеству,
воспитание ребёнка как автора.
Воспитание у детей эмоционально-эстетической отзывчивости, духовно-нравственных ценностей.
Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.
Слайд 5коммуникативно-деятельностный подход
идеи развивающего обучения
личностно-ориентированный подход
индивидуально – дифференцированный подход
художественно –
эстетический принцип
Принципы
развития речи
Слайд 6
в основе работы по развитию речи лежит понятие о речевой
деятельности, т.е. «активном, целенаправленном процессе создания и восприятия высказываний, осуществляемых
с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения» (И.А.Зимняя)
Коммуникативно-деятельностный подход
Слайд 7Функции речи
Коммуникативная (общение)
Информативная (сообщение)
Воздействие
- эмотивная
- волюнтативная
Слайд 8Виды речевой деятельности
Устная речь
слушание
говорение
Письменная речь
чтение
письмо
Слайд 10Имитационный метод
Коммуникативный метод
Конструктивный метод
(метод конструирования)
Методы
развития речи
Слайд 11Формы организации деятельности детей на уроке
Учебное сотрудничество
Взаимодействие с одноклассниками и
взрослыми (в том числе с учителем) в процессе решения коммуникативных
задач
Работа в паре, группе, индивидуально
Слайд 12Основные результаты речевого развития младших школьников
Формирование коммуникативно-речевых умений.
Приобретение опыта
ценностных ориентаций.
Приобретение опыта творческой деятельности.
Слайд 13Коммуникативно-речевые умения
1. Связанные с пониманием содержания речевого высказывания:
-
понимать тему речевого высказывания;
- понимать основную мысль речевого
высказывания;
- понимать заголовок текста и осуществлять прогнозирование на его основе;
- устанавливать иерархию микротем;
- выделять в тексте ключевые слова;
- осуществлять смысловую компрессию текста.
Слайд 14Коммуникативно-речевые умения
2. Связанные с пониманием структуры речевого высказывания:
-
делить текст на логически законченные части;
- соотносить текст
с моделями речевого высказывания;
- составлять план;
- устанавливать основные лексические и синтаксические средства связи в текстах различных стилей и жанров;
- перестраивать текст в соответствии с основными задачами речи и др.
Слайд 15Коммуникативно-речевые умения
3. Связанные с использованием языковых средств в соответствии с
задачами речи:
- пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка;
- отбирать языковые средства в соответствии с определенным типом текста;
- отбирать языковые средства в соответствии с определенным стилем речи и др.
Слайд 16Коммуникативно-речевые умения
4. Направленные на создание и совершенствование речевого высказывания:
- совершенствовать собственное речевое высказывание в соответствии с речевыми задачами;
- редактировать чужой текст;
- прогнозировать возможные трудности при решении речевой задачи и намечать пути и способы их преодоления;
- осуществлять планирование собственной деятельности в процессе решения речевых задач;
- организовывать индивидуальную, парную или групповую работу по решению речевых задач;
- создавать собственные речевые высказывания и др.
Слайд 17Направления развития речи
Развитие звуковой культуры речи
Обогащение словаря
Работа над словосочетанием и
предложением в плане развития речи
Развитие связной речи
Слайд 18Развитие
звуковой культуры речи
Работа над технической стороной речи:
- дыхание;
- дикция;
-
звукопроизношение.
Работа над средствами выразительности устной речи:
- логическая пауза, логическое ударение,
мелодика голоса;
- тон, темп, сила голоса (громкость), тембр;
- жесты, мимика, поза и др.
Слайд 19Обогащение словаря
Знакомство с новыми словами
Уточнение словаря (работа с многозначными словами)
Активизация
словаря
Слайд 20Способы объяснения понятий
Морфемный и словообразовательный анализ слова.
Этимологический анализ слова.
Показ
предмета, иллюстрации, действия.
Слайд 21Способы объяснения понятий
Логическое определение строится по следующей модели: указание на
ближайший род и выделение отличительных видовых признаков данного понятия.
Развернутое описание,
состоящее из группы слов или нескольких предложений, позволяет передать эмоциональное, образное восприятие слова.
Слайд 22Способы объяснения понятий
Подбор синонимов.
Родина - Отчизна,смелый – отважный – бесстрашный
– мужественный, говорить – молвить - произнести.
Однако каждый из
синонимов имеет свой оттенок значения, поэтому важно не только подобрать синонимы, но и выявить их отличия, понять, почему авторы использовали именно это, а не другое слово.
Подбор антонимов.
Прием подбора антонимической пары используется, как правило, в одном контексте, если слова обозначают противоположные понятия и могут быть объяснены прежде всего через их сравнение:
неизвестный — знакомый, далекий — близкий.
Слайд 23Способы объяснения понятий
Объяснение значения понятия через контекст. Прочтение отрывка «высвечивает»
значение слова. Учащиеся легче понимают не только его прямое значение,
но и уместность употребления, сочетаемость и выразительность.
Включение слова в тематически близкую группу слов.
Слайд 24Работа над словосочетанием и предложением в плане развития речи
Конструирование предложений
Переконструирование
предложений
Работа с моделями
Работа с деформированными предложениями
Слайд 25Развитие связной речи
Основные продукты
Рассказывание
Пересказы
Сочинение
Изложение
Слайд 26Виды пересказов и изложений
Подробные (близкие к тексту)
Выборочные
Сжатые (краткие)
Творческие
- с
дополнением;
- с изменением (в том числе с перестановкой текста);
- на
основе прогнозирования текста.
Слайд 27Творческое изложение на основе прогнозирования текста
Проект урока сжатого изложения
Слайд 28Сжатое изложение
Этапы урока сжатого изложения
Введение в тему. Задача: создание
ситуации успеха, обобщение знаний учащихся о поведении воробьев.
Постановка проблемы. Задача:
актуализация знаний учащихся об особенностях текста-повествования (на основе работы с моделью текста-повествования); выявление особенностей краткого изложения (на основе опережающего сравнительного анализа краткого пересказа и краткого изложения).
Работа над заголовком. Задача: прогнозирование текста на основе заголовка.
Чтение текста изложения учителем и его зрительное восприятие детьми. Задача: знакомство учащихся с текстом.
Анализ содержания (беседа по содержанию). Задача: выявление предмета речи (основных действующих лиц), нахождение в тексте контекстуальных синонимов.
Слайд 29Сжатое изложение
Деление текста на части. Задача: формирование умения выделять части
текста-повествования в соответствии с его типовой структурой.
Выделение ключевых слов каждой
части. Задача: формировать умение выделять ключевые слова, т.е. слова, отражающие основную мысль каждой части.
Составление плана. Задача: формирование умения формулировать пункты плана.
Сокращение текста по частям. Задача: формировать умение сокращать, т.е. преобразовывать текст.
Чтение текста учителем с выделением ключевых слов (при необходимости).
Написание изложения.
Проверка и самопроверка полученного текста на основе сопоставления с моделью и ключевыми словами.
Слайд 30Сжатое изложение
Воробей на часах
Как вы думаете, о чем или о
ком пойдет речь в этом тексте?
Какой это будет текст –
повествование, описание или рассуждение?
Каков может быть жанр этого текста – рассказ, сказка, басня, стихотворение?
Изменится ли что-нибудь, если мы узнаем, кто автор этого текста?
Слайд 31Виды сочинений
(классификация по различным основаниям)
По источнику информации
По типу текста
По жанру
По
стилю речи
По объему
По форме организации деятельности учащихся
По цели
Слайд 32Виды сочинений
(по источнику информации)
На основе личных наблюдений и опыта
На основе
чужого (опосредованного опыта):
-по книгам (в том числе переводы);
-по картинам;
- по
рассказам других людей;
- по мультфильмам, кинофильмам и др.
На основе воображения
Слайд 33Учимся создавать устные и письменные сочинения
Я САМ увидел, услышал,
почувствовал – я говорю и пишу.
Я узнал, как ощущают и
отражают мир ДРУГИЕ люди-авторы – я становлюсь соавтором – я говорю и пишу.
Я «пленен моим ВООБРАЖЕНИЕМ» - я говорю и пишу.
Слайд 34Учимся писать сочинения по картине
Рассматривание картины сопровождаем фасилитированной дискуссией.
Каждый имеет
право на свое мнение о картине в рамках возможных интерпретаций.
Учимся
сравнивать способы создания образов средствами различных видов искусства.
Учимся писать самостоятельно и обсуждать с одноклассниками свои сочинения.
Слайд 35Диагностика речевого развития
младших школьников
Методика «Какого цвета звуки?»
Метод косвенной семантизации
Определение когнитивного
и функционального поля слова
Методика дополнения
Реставрация текста
Слайд 36Учимся оценивать свою речевую деятельность
Учитель похвалит нас
И скажет: «Наш класс
– просто класс!»
А мы ему скажем в ответ,
Что лучше учителя
нет.
И наш речевой урок
Нам так во многом помог!
Мы знаем: бывает речь
Порой то лекарство, то меч.
Мы поняли, речь нам зачем:
Чтоб было радостней всем.
Мы будем ее беречь,
Нашу родную речь!
(Коллективное сочинение – учеников и учителя)
Слайд 371-2 класс
Включение учащихся в условные и реальные речевые ситуации, что
позволяет им осознавать различные функции речи. Особое внимание уделяется таким
видам речевой деятельности, как слушание и говорение.
Индивидуальное творчество детей - это устные рассказы, диалоги, сочинение и интерпретация небольших художественных текстов (стихотворений, сказок, чистоговорок, загадок, небылиц, считалок).
Слайд 38В начале было Слово,
и Слово было у Бога,
и Слово было
Бог.
Для чего человеку Слово?
Чтоб к добру было сердце готово,
Чтоб творить,
а не вытворять,
Чтоб дарить, любить, создавать!
Прежде чем говорить, мы снова
Будем думать: зачем нам
СЛОВО?!
Слайд 393 класс
В третьем классе подготовительная работа с
текстом ведётся преимущественно коллективно. Учащиеся осваивают метод конструирования речевых высказываний
различных типов и жанров, прежде всего, на основе различных моделей текста. Более активно осваивается такой вид речевой деятельности, как письмо, в том числе на основе слушания или чтения (реставрация текста, различные виды изложений). Большое внимание уделяется сочинению на основе личных наблюдений и воображения.
Слайд 40
Из чего можно сделать прерию?
Из пчелы и цветка клевера.
Одной пчелы,
одного цветка
И мечты – задача легка.
А если пчелы не отыщешь
ты –
Довольно одной МЕЧТЫ…
(Эмили Дикинсон)
Слайд 414 класс
В четвёртом классе дети учатся работать над созданием речевого
высказывания более самостоятельно, чаще выбирают индивидуальные задания, в том числе
темы для сочинений. Больше времени начинает занимать работа над редактированием собственных речевых высказываний, совершенствованием сформированных коммуникативно-речевых умений.