Слайд 1Развитие речи детей дошкольного возраста
Воспитатель: Попкова Надежда Стефановна
Слайд 2Целевые ориентиры по развитию речи на этапе завершения дошкольного образования
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью;
Может выражать свои мысли и
желания , чувства;
Построение речевого высказывания в ситуации речевого общения,;
Может выделять звуки в словах;
У ребенка складывается предпосылки грамотности.
Слайд 3Речь становится подлинным средством, как общения , так и познавательной
деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
Слайд 4Особенности речевого развития детей 6-7 лет
Правильно произносят все звуки
родного языка;
производят простейший звуковой анализ слов;
обладают хорошим словарным запасом;
грамматически правильно
строят фразу;
активно развивается монологическая речь. Умеют самостоятельно и последовательно пересказать знакомую сказку и составить рассказ по картинкам;
свободно общаются со взрослыми и сверстниками;
речь богата интонационно, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты;
способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
к 7 годам появляется речь-рассуждение.
Слайд 5Развитие словаря детей 6-7 лет
Запас слов расширяется ( обогащается бытовой,
природоведческий, обществоведческий словарь);
В речи используют синонимы, антонимы, существительные с обобщающим
значением;
Процесс поиска известного слова осуществляется автоматизировано.
Слайд 6Особенности словаря детей 6-7 лет с ОНР
Расхождение в объеме пассивного
и активного словаря. НО:
значительное расхождение в объеме пассивного и активного
словарь
трудности актуализации словаря
процесс поиска известного слова осуществляется очень медленно, развернуто, недостаточно автоматизировано.
в незнании многих слов
неточности в употреблении слов
Слайд 7
закрепляется умение согласовывать существительные с числительным и прилагательным;
наблюдаются
ошибки в изменении слов по падежам;
используют в речи предлоги, приставки,
согласовывают притяжательные местоимения;
в речи используют предложения разных видов.
Грамматический строй речи
К школьному возрасту, ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.
Слайд 8Фонематическое восприятие и звуковой анализ и синтез
Различают на слух и
правильно произносят все звуки родного языка.
Имеют развитый фонематический слух;
Обладают интонационной
выразительностью речи и дикции;
Владеют навыками звукового анализа и синтеза слов.
Слайд 9Особенности фонематического восприятия у детей с
наблюдаются все виды
нарушений звукопроизношения
смешение звуков
неполная сформированность звукослоговой структуры
Готовность к звуковому анализу
и синтезу слов у детей с ОНР
не формируется самостоятельно
Слайд 10Связная речь
Используют диалогическую речь и развита монологическая форма речи;
Формируется культуры
речевого общения;
Рассказывают о предмете, содержании сюжета картины, составляют рассказ по
серии картинок, а также рассказы из личного опыта;
Придумывают концовки и начала к сказкам, составляют творческие рассказы на темы, предложенные воспитателем.
Слайд 11Подготовка к обучению грамоте
Владеют навыками анализа предложений
Могут делить простые
предложения на слова с указанием их последовательности;
Составляют слова из слогов;
Владеют навыками звукобуквенного анализа простых слов;
Чтение и печатание слов.
Слайд 12Приобщение детей к художественной литературе
Различают литературные жанры(стихи, сказки, рассказы);
Знают
некоторых авторов классиков и современников (А.С. Пушкина, В.Сутеев, С.Я.Маршака и
т.д.)
Дети участвуют в театрализации;
Дети ознакомлены с иллюстрациями известных художников;
Понимают и воспринимают содержания стихотворений.
Слайд 13Методы и приемы
Создание альбомов детских рассказов (дети рисуют сюжет, а
потом составляют рассказы);
Использование мнемотаблиц при составлении плана, рассказа, заучивания
стихотворений;
Составление рассказа по сюжетным картинкам с разным вариантом открывания картинок;
- Создание мини -проектов
- Составление творческих рассказов.
Слайд 14Форма речевого развития - ИГРА
Сюжетно-ролевая игра
Игры – драматизации
Настольный театр
Дидактические игры
Проектная
деятельность
Слайд 15Рекомендации для педагогов
Если вы испытываете затруднения в работе по развитию
речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто,
а очень часто. Через 5 лет станет легче.
Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.