Слайд 1Рейтинговая система оценивания достижений учащихся
(материалы к выступлению на методическом семинаре)
Выполнила
зам.директора по УВР МОУ Нижнецасучейская СОШ
Иванова Ирина Валерьевна
Слайд 2Недостатки 5-ти балльной системы оценки знаний учащихся («Стратегия модернизации содержания
общего образования»)
Нет эталона для сравнения, измерения и объективного оценивания знаний.
Обостряются отношения между учителем и учащимся.
Отсутствие системы оценивания, ориентированной на индивидуальную, проектную, опытно- экспериментальную, творческую работу подростков.
Отсутствие целенаправленной работы, направленной на развитие у учащихся способностей к самоконтролю и самооценке.
Контрольно-оценочный механизм остается целиком и исключительно в руках педагога и направлен на внешний контроль, сопровождаемый соответствующими санкциями, а не на педагогическую поддержку учащихся.
«Субъективизм» и «авторитарность» системы контроля и оценивания.
Слайд 3Достоинства балльной системы
Оценки интуитивно понятны.
Оценки просты в употреблении.
Оценки удобны для
конкурсов, вступительных экзаменов, статистики, отчетности и т.п.
Слайд 4Рейтинговая технология оценивания знаний учащихся
Рейтинг – отнесение к тому или
иному классу, разряду, показатель успешности чего-либо (англ. rating – оценка).
В образовании рейтинг - ранжирование обучающихся в группе по результатам комплексной, суммарной оценки их достижений в течение процесса обучения.
Слайд 5Что дает рейтинговая система ученику? –
новую возможность:
самому распоряжаться своим временем;
выбирать порядок выполнения
учебных заданий;
самостоятельно планировать их выполнение;
постоянно получать информацию об успешности своих академических результатов;
сравнивать уровень своих знаний с уровнем знаний других обучающихся;
углубляться в интересующие его области науки.
Слайд 6Как составить рейтинг?
Разделить учебный материал на структурно-логические самостоятельные модули
(логические блоки);
Определить нормативные баллы на все задания (или правила
начисления баллов);
Установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать обучающийся.
Составить для обучающихся свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание - рейтинговый регламент;
На основе программных средств организовать учет успеваемости обучающихся и расчет их рейтингов;
В конце четверти выставить общую оценку, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули.
Слайд 7Прежде всего необходимо определиться с выбором рейтинга. Возможны следующие виды:
рейтинг по предмету или по ряду предметов;
рейтинг по предмету
общий или отдельно по теоретическим вопросам, отдельно по решению задач и по дополнительным баллам;
рейтинг временной — за некоторый промежуток времени (четверть, полугодие, год и т.д.) или тематический — по отдельным разделам (темам) .
Слайд 8Для внедрения рейтинговой системы в рамках конкретной темы необходимо выполнить
следующие действия:
Определить перечень понятий, которые учащиеся должны усвоить в
данной теме и определить уровень их усвоения.
репродуктивный: данное понятие ученик должен воспроизвести в том виде, в котором оно было озвучено на уроке учителем, записано в учебнике, тетради.
продуктивный: ученик на уроке должен на основе данного понятия выполнить типовые упражнения, ответить на вопросы (то есть понимать)
частично поисковый – ученик на основе понятия не только выполняет типовые упражнения, но и переносит данное понятие в новые условия для решения не стандартных задач.
творческий: ученик в ходе исследования, мысленного или математического эксперимента, открывает для себя новые знания (понятия)
Слайд 9
В скобках указывается уровень усвоения, предлагаемый для наиболее подготовленных учащихся
(в качестве дополнительных заданий). Так же необходимо отметить понятия указанные
в минимальных требованиях по предмету. Отмеченные понятия соответствую отметке «удовлетворительно» по данной теме.
Определить перечень умений и навыков, которые в соответствии с тематическим планированием ученику необходимо овладеть. Отметить уровень усвоения каждого из перечисленных умений, отметить обязательные умения в соответствии с обязательными требованиями по предмету.
Определить тип контроля (устный зачёт или опрос, письменная работа, диктант, практическая или лабораторная работа и т. д.), а так же уровень их сложности. Например, наименее сложные работы, требующие простого запоминания, оцениваются не более 5 баллов. Работы, подразумевающие выполнение типовых (стандартных) упражнений имеют стоимость 10 баллов. Контроль, содержащий элементы творческих заданий, оценивается 15 баллов. Итоговые контрольные работы имеют цену в размере 30-50 баллов (в зависимости от сложности и величины темы). Практическая работа, хоть и считается наиболее сложной, оценивается в 10 баллов, т. к. выполнятся учащимися в группах или парах.
Слайд 10Принципы разработки заданий:
60% контрольного задания должны включать только понятия и
умения (навыки) включённые в обязательный минимум (стандарт) по предмету (отметка
“ 3”).
40% заданий основаны на понятиях, умениях (навыках) выше стандартных (отметка “ 4” и “ 5”)
В любой форме контроля (кроме диктантов и опроса) предусмотрены дополнительные задания частично-поискового и творческого уровня, выполнив которые, учащиеся могут получить дополнительные баллы
Без предварительного предупреждения учащихся производится проверка письменных домашних заданий. Количество рейтинговых баллов зависит от периода проверки и склонностей, данного класса к регулярному выполнению домашнего задания. Какое количество баллов ученик может набрать за каждое задание должно быть отражено в “Таблице стоимости”.
Слайд 11Также нужно решить ряд вопросов:
Полностью ли Вы хотите перейти
на рейтинговую систему или будете использовать ее параллельно с общепринятой
оценочной системой?
Будете ли Вы учитывать действия, которые напрямую не относятся к учебному процессу? Если учитывать, то какова их доля в итоговом балле (итоговой отметке)?
Чем больше действий будет учтено, тем лучше для объективности отметки.
Слайд 12
Таким образом, при рейтинговой системе оценивания достижений учащихся можно применять
самые разнообразные формы и методы организации учебно-познавательной деятельности, но самое
главное – вызвать у учеников интерес к предмету и пробудить желание заниматься в дальнейшем.